В течение учебного года каждый школьник 7-9 классов в среднем выполняет около 60 домашних упражнений по русскому языку. Учащиеся 5-6 классов — чуть больше, старшеклассники — наоборот, меньше.
Конечно, задания для разных классов отличаются объемом, степенью сложности, содержанием. Но дело не в этом…
По логике, такой объем домашнего задания должен способствовать лучшему усвоению изученных тем и повышать грамотность школьников.
А что получается на деле?
Эффективность домашнего задания по русскому языку редко когда превышает 50%. А в большинстве случаев составляет 10-20%. Цифры, разумеется, примерные, но, думаю, учителя со мной согласятся.
Почему так?
Очень РЕДКО дети выполняют домашние упражнения ПРАВИЛЬНО. И мешают им в этом… вредные привычки. Об этих самых вредных привычках мы сегодня и поговорим. Итак →
Вредная привычка №1. Не повторять изученное в классе перед выполнением д/з
Выглядит это примерно так: ребенок открыл дневник — посмотрел д/з — открыл учебник — сделал д/з. Всё! Читать параграф с изученной темой, чтобы повторить изученное и правильно сделать задание? Еще чего! Времени нет.
Упражнение в этом случае нередко выполняется по интуиции: «Что помню, что понятно, то и сделаю. Что не совсем понятно, что забыто, делать не буду». Это часто порождает еще одну привычку →
Вредная привычка №2. Просто списывать текст упражнения
«Гениальная» находка современного школьника — выполняя домашнее задание по русскому языку, просто списывать текст упражнения. А как же пропущенные буквы? Чаще всего они вставляются, но… тоже «по интуиции» ))
С запятыми сложнее. Даже если в задании сказано про «вставить недостающие знаки препинания», 30-40% школьников не поставят ничего.
А ведь в упражнении, как правило, предлагается выполнить и грамматическое задание по изученной теме (определить спряжение глаголов, определить тип односоставных предложений и т. п.), но оно очень часто игнорируется детьми.
Вставлять буквы, раскрывать скобки, расставлять недостающие знаки препинания нужно ОСОЗНАННО, то есть объясняя свой выбор. Это в идеале. Минимум, что нужно сделать, — подчеркнуть вставленную букву/запятую, чтобы глаза зрительно запомнили написанное слово. И ни в коем случае нельзя игнорировать грамматическое задание в упражнении! Это часть домашнего задания!
Вторая привычка тесно связана с еще одной, очень распространенной ((
Вредная привычка №3. Не объяснять написания слов с пропущенными буквами и постановку знаков препинания
Как уже отмечалось выше, вставлять буквы, раскрывать скобки, расставлять недостающие знаки препинания нужно ОСОЗНАННО, то есть объясняя свой выбор. И выполнять грамматическое задание нужно стараться тоже осознанно.
Если всё и всегда делать ПРАВИЛЬНО, эффект будет ошеломляющим!
Собственно говоря, авторы учебников рассчитывают именно на такой поход к делу. Представьте, что ученик именно ТАК выполнит за год ВСЕ 60 упражнений. То есть ребенок:
- 60 раз повторит правила, изученные ранее
- 60 раз поработает с учебником
- 60 раз объяснит вставленные буквы и запятые.
А если учесть, что в каждом упражнении в среднем 10-12 орфограмм/пунктограмм, умножайте 60 объяснений на 10/12 — выходит 600-720 объяснений!
Впечатляет? Не то слово! А мы идем дальше →
Вредная привычка №4. Ничего не подчеркивать
Домашнее задание по русскому языку не только списывается. Его нужно графически оформить — подчеркнуть вставленную букву/запятую (в идеале — обозначить орфограмму/пунктограмму), добавить нужное пояснение и т. д.
Зачем?
Во-первых, так ученик сразу показывает учителю, что понимает всё, что делает. Демонстрирует, так сказать, высокий уровень знания темы. Такая работа всегда оценится учителем выше.
А во-вторых, зрительную память никто не отменял. Подчеркнутая буква в слове поможет лучше запомнить написание слова, ошибкоопасное место, так сказать!
Вредная привычка №5. Пользоваться ГДЗ — готовыми домашними заданиями
Позволю здесь оставить самый короткий комментарий. Списывая, еще никто ничему не научился! Пользуясь ГДЗ, ученик обманывает в первую очередь себя, а не учителя. Потому что не просто лишается знаний. Он перестает ДУМАТЬ. Готовые домашние задания мешают не только обучению. Они мешают развитию ребенка, а это намного хуже.
Итак, делаем вывод →
Ребенку нужно стараться избавляться от описанных выше вредных привычек. Так у него получится в 2-3 раза быстрее улучшить знания и поднять балл по русскому языку.
Кроме того, привычки, о которых мы говорили, помогут нам сформулировать 5 правил эффективного выполнения домашнего задания по русскому языку. О них (с примером выполнения!) — в следующий раз.