Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о деятельности знаменитого советского конструктора Петра Дмитриевича Грушина. Точнее затронем только начальном этап, когда он занимался авиационным направлением. В основном, сейчас все помнят Петра Дмитриевича, как одного из выдающихся разработчиков зенитных ракет для систем противовоздушной обороны. Под его руководством было разработано более двух десятков изделий (к примеру 5В24, 5В21, 9М33, 5В55) для таких систем как С-75, С-125, С-200, С-300, "Тор" и других. Начинался же его "творческий путь" в тридцатые годы, с работы в конструкторском коллективе Московского авиационного института. Первыми проектами, над которыми он работал, стали рекордный самолет Сталь-МАИ и легкий экспериментальный самолет "Октябренок". Последний, к слову, был разработан по необычной аэродинамической схеме моноплана-тандема. А во второй половине тридцатых годов П. Д. Грушин применил ее же при разработке своего первого боевого самолета. Им стал одномоторный цельнодеревянный двухместный штурмовик Ш-Тандем. Ранее на канале уже выходил отдельный по этому изделию, поэтому сегодня мы заострим внимание на других проектах. Ими были ближний бомбардировщик ББ-МАИ и многоцелевой истребитель Гр-1. Теперь более подробно.
Ближний бомбардировщик ББ-МАИ.
Появившийся в конце тридцатых годов одномоторный многоцелевой самолет ББ-1 (Ссылка на статью) был неплохой машиной, но в тоже время не лишенный определенных недостатков. К тому же стремительное развитие авиации тех лет приводило к быстрому моральному устареванию поступающих на вооружение изделий. Проходило всего два три года и боевой самолет переставал отвечать все возрастающим требованиям. В связи с этим, авиационным конструкторам необходимо было постоянно вести работы на опережение, с целью получения новых изделий с лучшими тактико-техническими характеристиками. ББ-МАИ, разработка которого велась конструкторами МАИ, задумывался именно как возможная замена для принятого на вооружение ББ-1. Соответствующее постановление КО при СНК СССР о начале работ вышло в конце июля 1939 года. При его создании необходимо было учесть все недостатки выявленные при эксплуатации других многоцелевых самолетов данного класса. В августе 1939 года П. Д. Грушин предложил использовать для этого изделия туже схему, что и на предыдущем своем самолете Ш-Тандем. Однако эту идею не поддержало вышестоящее руководство и от разработчиков потребовали подготовить эскизный проект самолета с классической аэродинамической схемой. Это поручение было в кратчайшие сроки исполнено и уже в октябре 1939 года проект самолета был утвержден. Началась проработка проектной документации и постройка макета. ББ-МАИ представлял собой одномоторный цельнодеревянный моноплан с однокилевым оперением и двухлонжеронным трапециевидным крылом. В качестве силовой установки использовался V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105 (Ссылка на статью).
Для справки. Авиационный двигатель М-105. Был разработан в ОКБ В. Я. Климова на основе двигателя М-103А. Конструктивно представлял собой V-образный двенадцатицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Было разработано около двух десятков модификаций данного изделия. Являлся одним из самых массовых и успешных советских авиационных двигателей времен Великой Отечественной войны. Суммарный объем производства составил более 90000 экземпляров. Применялся на самолетах семейства Пе-2, Пе-3, Як-1, Як-3, Як-9, Як-9, Ер-2, Ар-2 и других.
Одна из основных конструктивных новинок самолета заключалась в применении трехстоечной схемы шасси с передней носовой стойкой. Экипаж, так же как и на ББ-1, состоял из двух человек. Точный состав вооружения неизвестен. В одном из источников отмечается что в его состав входили 7,62-мм пулеметы ШКАС, в том числе и один в оборонительной турели МВ-3. Скорее всего, если бы разработка продолжалась, состав вооружения был бы существенно скорректирован. Расчетная максимальная скорость изделия составляла 550 км/ч при нормальной взлетной массе в 3490 кг. Весной 1940 года построили макет, который после нескольких рассмотрений был утвержден макетной комиссией. Постройка опытного прототипа, в силу определенных обстоятельств, несколько затянулась. Он был готов к проведению летных испытаний только в декабре. Первый полет на ББ-МАИ совершил летчик-испытатель А. Н. Гринчик (Ссылка на статью). Завершился он неудачно. По невыясненной пока причине происходило значительное снижение подъемной силы. Сначала грешили на двигатель, но как выяснилось позднее, проблема была вызвана дефектом в конструкции крыла. Весной 1941 года, после устранения выявленного недостатка, летчик-испытатель А. П. Деев совершил на ББ-МАИ второй полет, который и стал для этого самолета последним. В апреле вышел приказ НКАП, согласно которому все работы по данной программе приостанавливались на неопределенный срок. А после начала войны об их возобновлении не могло быть и речи.
Тяжелый истребитель Гр-1.
Еще одним проектом Петра Дмитриевича по самолетной тематике стал тяжелый истребитель сопровождения Гр-1. В некоторых источниках он отмечался также как ДИС-135. За разработку этого изделия отвечал конструкторский коллектив сформированный на базе авиационного завода № 135 в Харькове. П. Д. Грушин был назначен его руководителем. Создавался этот самолет в рамках концепции двухмоторного многоцелевого истребителя. Определенное влияние на него оказывал опыт применения зарубежных изделий данного класса, в частности немецкого двухмоторного истребителя Messerschmitt Bf. 110. Эскизный проект Гр-1 был подготовлен к октябрю 1940 года. После чего он был представлен на рассмотрении комиссии НКАП во главе с Б. Н. Юрьевым. Спустя некоторое время проект был утвержден и включен в план опытного самолетостроения на 1941 год.
Ведущим конструктором самолета был назначен В. Ф. Решетько. Конструктивно истребитель представлял собой одноместный цельнометаллический двухмоторный низкоплан с убирающимся шасси и разнесенным хвостовым оперением. В качестве силовой установки выбрали V-образный двенадцатицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения АМ-37. Истребитель обладал мощным стрелковым вооружением в состав которого входило четыре 7,62-мм пулемета ШКАС (с боекомплектом по 1250 патронов) и две 20-мм пушки ШВАК (с суммарным боезапасом в 600 снарядов). По другим сведениям в его состав вместо 20-мм пушек ШВАК были включены 12,7-мм пулеметы Березина. Рассматривались варианты и установки 37-мм орудий. Также самолет мог нести до восьми реактивных снарядов РС-82 или до 500 кг бомб. Согласно расчетам, истребитель должен был развивать максимальную скорость в 645 км/ч на высоте 5000 метров при нормальной взлетной массе в 7650 кг. В декабре 1940 года был построен макет, который представили макетной комиссии во главе с начальником НИИ ВВС А. И. Филиным. В ходе его изучения обращалось внимание на удобство размещения органов управления и приборного оборудования. Оценивались углы обзора из кабины летчика, уровень бронезащиты, простота и удобство в обслуживании двигателя и составных узлов различных систем, а также другие подобные вопросы. В итоге макет был утвержден и на заводе началось строительство опытного экземпляра. Построен он был в кратчайшие сроки. Задержка возникла только с поставкой двигателей.
К началу летных испытаний самолет был готов в июне 1941 года. Тогда же были выполнены первые пробежки и подлеты. Во время одного из таких подлетов, произошел отрыв крепления стойки костыльного колеса. Потребовались ремонтные работы, что сдвинуло сроки начала полетов. Однако первый вылет Гр-1 так и не состоялся. Началась война и все работы по опытному изделию на неопределенный срок были прекращены. Все силы завода были брошены на ускоренный выпуск многоцелевого самолета Су-2. А вскоре началась и эвакуация из Харькова. В августе 1941 года прототип решено было переправить в ЛИИ для продолжения работ. Но неудачи преследовали эту машину и в Москве. В октябре, во время запуска возник пожар в левом двигателе, что по сути поставило на судьбе проекта крест. Поврежденный прототип к концу года переправили в Пермь, но никаких восстановительных работ на нем не проводилось. Гр-1 стал еще одним самолетом без перспективы серийного производства, как и большинство советских изделий создаваемых в рамках текущей концепции. Несмотря на наличии большего количество схожих проектов, к примеру таких как ДИС-200 (Ссылка на статью), ТИС (Ссылка на статью), ТА-3 (Ссылка на статью) или ИОП (Ссылка на статью), все они по тем или иным причинам были закрыты. Единственным серийным тяжелым истребителем в Советских ВВС был Пе-3, и то его производство было ограниченным.
К сожалению, ни один из разрабатываемых под руководством П. Д. Грушина самолетов не был доведен до серийного производства. Однозначно судить о том, что эти изделия были удачными или же наоборот неудачными- нельзя. Ш-Тандем получился скорее экспериментальным самолетом и от него отказались из-за необычной аэродинамической схемы, недостаточного вооружения и появления новой концепции бронированного штурмовика. А разработка Гр-1 и ББ-МАИ, по сути была свернута на начальном этапе испытаний из-за начавшейся войны. Возможно при других обстоятельствах эти проекты были бы доведены до логического завершения. По крайней мере, испытания были бы завершены в полном объеме. Во время войны П. Д. Грушин занимался не менее важным делом, а именно организацией внедрения в серийное производство истребителей ОКБ-301. При этом его назначили на должность заместителя С. А. Лавочкина, а впоследствии главным инженером московского завода №381. Его работа была отмечена правительственными наградами. Прежде чем уйти в новое направление, П. Д. Грушин не мало сделал для развития советской авиации.
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, http://www.airwar.ru/, http://pvo.guns.ru/, https://www.mkbfakel.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга В. Р. Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы, книга В. Н. Коровин, П. П. Афанасьев, В. Г. Светлов. Петр Грушин.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).