У святых отцов мы находим указания, как простить, и мотивацию к тому. Но, конечно, искреннее прощение обидчика возможно лишь при помощи благодати Божьей, а не только своими усилиями:
О признаках же искреннего прощения не говорится, во всяком случае, мы этого не встречали. Чаще, слово святых отцов касается признаков гнева и памятозлобия. И вот если эти признаки обнаруживаете в себе, то тогда и можете делать вывод о том, что искреннего прощения обидчика нет.
У вас уже есть пример этому. Вы пишите: "Поняла причину своего долгого негативного отношения к одному человеку". Это один из признаков живущей обиды. Также если в отсутствии человека мы мысленного (или даже не мысленно) ссоримся с ним, представляем как бы мы ему ответили или сделали, это тоже признак живущей обиды.
Для того, чтобы простить, инструменты могут быть совершенно разные. Например, в одном случае, действительно, лучше не видеться и не высекать искры из встреч, молиться в тишине за обидчика, доколе сердце ни придет в мир, пока мы, и вспоминая про него, не начнем его желать и желать ему всякого блага. А в ином случае, который скорее исключение, разговор и выяснение отношений могут разрешить даже самую закореневшую злобу.
Так об этом пишет святой Иоанн Лествичник:
"Ибо я видел людей, которые, воспламенившись неистовым гневом, извергли давнее памятозлобие, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели.
И видел опять таких, которые, по-видимому, являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы некоторою чернотою". (Часть13, 15)
Из сказанного можно сделать такие выводы:
- Если нет независящей от человека необходимости встречаться с обидчиком, то лучше этого не делать.
- По слову Господа, за обижающих нужно молиться. И это есть главное оружие, которое врачует обиды.
- Признаком прощения является мир и спокойствие души и сердца, когда мы вспоминаем об обидчике.
А покуда этого мира нет, нужно продолжать молиться, а главное – просить Господа даровать нам искреннее прощение от всего сердца. Своими силами и какими-либо психологическими ухищрениями этого не добиться. С Богом!
о. Алексий Чиж, Италия.