Найти тему
Сделано у нас

Она существует! Суперджет получит ВСУ российского производства. МС-21 тоже.

То о чем давно говорят, я наконец-то увидел в металле. На стенде НПП «Аэросила» (г. Ступино) меня заверили, что да, эта установка будет устанавливаться на SuperJet New, вместо американской Honeywell RE220RJ.

SuperJet 100. Фото автора.
SuperJet 100. Фото автора.

ТА18-100 — авиационный вспомогательный газотурбинный двигатель (Вспомогательная силовая установка, ВСУ) разработанный на ОАО НПП «Аэросила»

ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора
ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора
ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора
ТА18-100. НПП «Аэросила» (г. Ступино) . Фото автора

Кстати, пишут что одна только замена ВСУ сразу снизит долю американского оборудования до уровня ниже 10% и это откроет дорогу поставкам в Иран.

Honeywell RE220RJ. Фото superjet.wikidot.com
Honeywell RE220RJ. Фото superjet.wikidot.com

Мало того, похожая, но более мощная установка под названием ТА18−200МС будет устанавливаться и на МС-21.

Но раз у нас есть своя вспомогательная установка, зачем было использовать американскую?

Дело в сертификации. На момент разработки самолета Суперджет 100 у нас не было никакого опыта сертификации агрегатов по нормам EASA. Это не только очень дорого, но и долго, сложно технически и бюрократически.

Так, например, ВСУ ТА18−100 по нормам EASA сертифицировали только в 2018 году.

Так что, когда говорят, что раз у Суперджета высокая доля импорта, значит наше авиастроение развалено, это неправда. Как мы видим - у нас есть аналоги, но часто система мировой сертификации заставляет при этом использовать все равно импорт.

Кстати, вот почему делают SuperJet New отдельной моделью - потому что базовый SuperJet 100 сертифицирован по нормам EASA, и если в нем заниматься импортозамещеним, то сертифицировать придется заново.

SuperJet New для тех, кому не требуется сертификат EASA, вот там доля российского оборудования будет под 90%, если не все 100. И никаких препятствий этому нет - основные самые сложные компоненты уже сейчас мы можем пощупать: ВСУ - есть, двигатель ПД-8 уже на испытаниях.

Впрочем, учитывая что ТА18−100 сертифицирована по нормам EASA, вероятно можно заменить ей американскую ВСУ и в базовом Суперджете. Ну, например, если американцы решат ввести санкции.

Так что все то мы можем, просто иногда мировая авиационная бюрократия оказывается сильнее российских инженеров-авиастроителей.

Обратите внимание на мой репортаж из Новосибирска: Сделано в Сибири: увидел как делают надёжную и крепкую обувь

Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.

И лайкнуть не забудьте :)