Восьмидесятые годы прошлого века в музыкальном плане явили собой столь же неповторимое явление, как предыдущий период бурного выплеска энергии и фантазии (70-ые), и как последующий в виде переосмысления устоявшихся канонов и поиска новых форм (90-ые).
Резвые запилы и переборы хард-роковых гитар отступили под натиском лазерной стрельбы лучезарных синтезаторов. Пёстрые россыпи ударных сменила размеренная поступь тик-так-бита. Мелодии стали проще, а песни – короче и доступнее, в неприкрытом расчёте на широкие массы аудитории.
У большинства исполнителей, ударно и непревзойдённо взлетевших в прежний период, наступила пора творческого спада. Причины различны, но, как правило, коренятся в том, что высоко задранную планку практически невозможно поддерживать всегда (тех, кому это удалось, единицы), многое было уже излито и впечатано в анналы, а вызов новой музыкальной эпохи с её особенностями нужно было принимать.
Но, пожалуй, главным было стремление угодить обманчивому, непостоянному течению моды и, прежде всего, техническим формам выражения. Отсюда типичность, однотипность и упрощение при скудности свежих идей. Отсюда ретроспективная справедливость в виде закупоривания данного периода в узкий сосуд музыкальной истории – «звучание восьмидесятых».
Многие исполнители не смогли выжить в новой эпохе, многие выжили, но сильно сдали в весе, но некоторым всё же удалось оседлать коварное время (зачастую за счёт намеренного сопротивления течению).
Предлагаем экскурс в тот противоречивый и неоднозначный период, когда внешняя атрибутика (яркость, броскость, доступность, отполированность и электронность) вдруг затмила содержательность и новаторство.
Героем нашей мини-хроники станет небезызвестный в средних музыкальных кругах Рик Спрингфилд, выпустивший на заре рассматриваемого десятилетия коммерчески успешный студийник Working Class Dog.
Учитывая, что этот альбом является пятой по счёту работой данного исполнителя (если учитывать музыкальное наполнение шоу «Mission Magic!» и одноимённую пластинку 1974 г.), уже успевшего неплохо зарекомендовать себя в семидесятые, запись содержит тлеющий заряд прошлого. Рок-напор и в целом не самая плохая гитарная поддержка пунктирной линией проходят через первую половину альбома, но по существу он несёт щедрую дань современности.
Сделанный с несомненным и осязаемым профессиональным подходом, свидетельствующим об удавшемся становлении Спрингфилда как музыканта, диск неприкрыто целит в мейнстрим, изобилуя приёмами и решениями, ставшими впоследствии клише периода. Неспроста главный хит, ставший визитной карточкой артиста, а впоследствии намертво прилипший к нему на правах единственной ассоциации (Jessie's Girl), больше берёт из раннего опыта, чем стремится угодить духу разворачивающегося настоящего. Песня, безусловно, хороша в своей подкупающей слух простоте и хитовости, но отнюдь не является лучшей в обширном арсенале музыканта и совершенно незаслуженно ретроспективно оттеняет внимание от других его музыкальных достижений (особенно датированных 21 веком).
Что касается иных номеров альбома, то, несмотря на уловимое стремление к разнообразию репертуара (выпадающая из контекста околоджазовая Red Hot & Blue Love и, пожалуй, лучшая здесь - атмосферная и хрупкая Inside Silvia), попытка создать топовый материал перевешивает любые творческие потуги и изыски. Диск наполнен хитами (преимущественно стадионного формата), туго привинченными к полке с надписью «1981».
Надо отдать должное Рику - песни в меру удались, они умело сыграны, исполнены, расположены, практически не выбиваясь из ряда и с завидной готовностью представляясь слушателю: «Привет, я хит номер один!» или «Меня зовут – «Прекрасная баллада». Пластинка легко и ненавязчиво пролетает отведённые ей 32 минуты и оставляет после прослушивания примерно тот же полезный остаток, как в меру приятный собеседник, разделивший с вами вагонное пространство.
В итоге Working Class Dog ни к чему не обязывает и ни на что не претендует (ну, разве что успешно пройтись по чартам и собрать платиновые доспехи). Это настолько средний альбом, что невозможно определить - хорош он или плох. Он просто нормален. А нормальность, как известно, причисляет к большинству, которое стремится не туда, где интересно, а туда - где все. И с данной задачей Рик Спрингфилд на взлёте своей карьеры справился на отлично. Продажи и проклятые ассоциации тому свидетели. Что же до чисто музыкальных достижений, то давайте попробуем их отыскать на других лонгплеях того времени.
Авось повезёт.