Югра — нефтяное сердце Сибири. По экономике этот регион уступает только Москве. Здесь всё про нефть: есть музей нефти, памятник капле нефти, улица Нефтяников в Сургуте. Это и неудивительно, ведь нефтяные запасы здесь — одни из крупнейших в мире.
До того, как здесь нашли нефть (в 1960) и газ (1953), жизнь здесь текла неспешно. Югра была местом ссылки, спецпереселенцы валили лес и ловили рыбу. Местные жители - ханты, манси, ненцы и коми-зыряне - разводили оленей, и тоже ловили рыбу и рубили лес.
Вместе с волной ссыльных в Югру пришла коллективизация. В 1930 году принято постановление о «поднятии культурно-политического уровня отсталых туземных народностей, повышении их материального экономического состояния, внедрение советизации в тундре, работа с беднотой по отрыву её от кулацко-шаманского влияния и экономической зависимости». «Отсталые туземцы» заботу партии не оценили, оленей сдавать в колхоз и выплачивать государству “твёрдое задание” (налог в виде рыбы, пушнины, оленей и дичи) не хотели. Подробно эту историю я рассказывал с статье "Битва шаманов с чекистами в сибирской тайге"
Послевоенное время в Югре более спокойное и созидательное. В 50-е здесь найдены запасы газа, а в начале 60-х нефть. Добыча нефти ведется на родовых землях коренных народов, которые за это получают от нефтедобывающих компаний материальную компенсацию как деньгами, так и всякими полезными вещами: снегоходы, лодочные моторы, топливо. Вот о быте семей, сохраняющих традиционный образ жизни, я хочу рассказать вам подробнее.
В ходе медиаразведки TUTU.Ru в Югре мы посетили родовое стойбище Кантеровых. Сейчас многие ханты и манси переехали в города, освоили современные профессии, но некоторые продолжают жить в тундре, и в город ездят как на дачу, отдохнуть. Перед тем, как попасть на стойбище, мы посетили несколько музеев, среди которых потрясающий музей под открытым небом Торум Маа в Ханты-Мансийске, Музей природы и человека им. А. П. Ядрошникова в деревне Русскинская, Музей природы и человека в Ханты-Мансийске, и уже немного знали об обычаях ханты.
Стойбище находится на участке, где ведется нефтедобыча, и попасть туда можно только через охраняемые КПП. Нас проверяют, осматривают багаж на предмет “запрещенки”. Едем дальше, тайга сменяется лесотундрой, тут и там поблескивают озёра. Нас встречает Валерий Кантеров. Знакомимся и пересаживаемся в другие машины, дорога дальше - сплошь песок.
Расстояния и время здесь условны.
- Валерий Яковлевич, сколько еще ехать?
- Да чуть-чуть, минут пять
И мы еще полчаса трясемся на песчаных ухабах. По дороге заезжаем посмотреть старое заброшенное стойбище. Среди сосен стоят лабазы и небольшие домики. Валерий рассказывает, что здесь жил в детстве его дед, и отсюда он ушел на войну. В лабазе раньше хранились письма и похоронки. Но потом дети растащили бумагу на самолетики, и часть писем так и была утрачена.
После знакомства с руинами бывшего поселка идем к реке, где Валерий проверяет “морду” - ловушку для рыбы. Конструкция не менялась с древних времен, но раньше морду делали из тонких прутьев, и она служила недолго, а нынешняя морда сделана из “ЛЭПовых проводов”, и служит уже несколько сезонов. В ловушке крупные рыбины, забираем их, позже будет уха.
Едем дальше, за машинами вьется густой рой оводов, комаров и мошки. Еще одним нашим “экскурсоводом” по стойбищу будет Галина Лаптева, учительница. Она очень интересно рассказывает истории из жизни, и прекрасно поёт. Учит нас нескольким фразам на хантыйском. “Пытя пытя” - здравствуйте. “Вэн помащипа” - большое спасибо. “Нан немен муй?” - как тебя зовут. Язык ханты очень певучий и красивый
В стойбище нас уже ждут дочери Валерия, а также мальчик и бабушки. Накрывают стол. Еда очень простая: похлебка из оленины, сушеная и печеная рыба, хлеб, варенье из ягод, но всё очень вкусное, и вполне может посоперничать с вычурными блюдами из ресторанов. Стойбище состоит из нескольких домов, рядом оборудован кораль для оленей. Стадо небольшое, несколько десятков голов, но для пропитания семьи этого достаточно.
Валерий показывает нам свои угодья, рассказывает, как ходит на рыбалку и охоту.
- А на медведя охотитесь?
- Бывает. Вот недавно одного взял в плен
- А как это?
- Да он вышел из лесу, лапы поднял, “сдаюсь” — усмехается Валерий. На поясе его висят медвежьи клыки.
Раньше в стойбище был телевизор, но потом все подсели на него, и с утра “ждали передачу”, поэтому решено было телевизор увезти в город.
В свободное время Валерий читает книги. “Война и мир хорошая книга, надолго хватило, на две недели”. На полке стоит томик Аристотеля.
— Летом дел много, спать некогда, часа три поспишь, и снова за дела. Зато зимой высыпаемся, часов по восемь можно.
Баба Дуся подливает нам чай и ягодный морс, а после мы идем смотреть ее избу. Современные ханты уже не живут в чумах, а предпочитают надежные деревянные дома. Дом просторный, при входе оборудована кухня, внутри чисто и светло. Баба Дуся с гордостью показывает свой дом, а на просьбу Галины Лаптевой спеть стесняется, хотя голос у нее молодой, звонкий.
Потом отправляемся осмотреть лабаз, в котором хранятся шкуры и рыба. Лабаз — домик на куриных ножках-столбиках, причем на них сделаны специальные уступчики, чтобы не залезли грызуны. Баба Дуся ловко залезает по приставленной лесенке, и показывает нам летние и зимние шкуры. Шкуры хороши, но, увы, везти их домой неудобно. В итоге нас угощают сушеной щукой, а Валерий показывает нам, как готовить “падаванку”: свежая рыба освобождается от хребта и костей, насаживается на палочку, которую втыкают прямо рядом с пламенем костра. Несколько минут, и “падаванка” готова, можно есть. Очень вкусно!
Для того, чтобы посмотреть на стойбище сверху, запускаю дрон. Олени удивленно поднимают морду - что это за большая муха жужжит? Дрон поднимается над невысокими соснами, и я вижу, что от края стойбища до самого горизонта тундра блестит блюдцами озёр и болот. Очень красиво, но пройти через эту красоту летом почти невозможно ни человеку, ни оленю. Это царство птиц и рыб, которых здесь великое множество. От красоты пейзажа захватывает дух, а ведь с земли просто низкорослые кустарники и мох.
Летом оленям нужна вода, а на зиму ханты перебираются на другое стойбище, где олени могут самостоятельно выкапывать ягель из-под снега. Так и перемещаются от одного стойбища к другому, на каждом стоят аккуратные домики, и хранится необходимая утварь. В старину возили с собой чумы. Ставить чум - женская забота. Говорят, опытная “чумработница” может в одиночку поставить чум за полчаса. Этому учат с детства. А вот четверо мужчин управляются часа за два, трудное это дело, особенно с непривычки.
Чум состоит из сорока длинных жердей и покрывается либо оленьими шкурами (их нужно не меньше 80), либо специальным образом приготовленной берестой. Бересту срезают большими полотнищами, и варят в бульоне из рыбьих костей и голов, чтобы она стала мягкой и эластичной, а потом сшивают. Береста очень прочная, не гниет, и ее не любят грызуны, поэтому всевозможные туески для круп и сыпучих продуктов тоже делали из бересты.
И вот это сложное сооружение собирает одна женщина. Как это возможно, лично я себе представить не могу. Но вполне верю. Женщины ханты отважные и сильные. Раньше они, как и мужчины, носили при себе оружие для защиты и от зверя, и от лихих людей.
Увидеть чумы можно в музеях, например музей Торум Маа в Ханты-Мансийске. О нем хочу сказать несколько слов отдельно.
Посреди Ханты-Мансийска находится Самаровский Чугас - огромный поросший лесом холм. Именно здесь располагается Торум Маа, что означает “священная земля”. Ханты и манси не селились на чугасах, считая их местом обитания богов. Но помимо краеведческого музея, в Торум Маа находятся действующие святилища, где совершаются обряды, здесь можно увидеть деревянных идолов, и “священные лабазы”.
Кроме того, в музее представлены жилища, в том числе чумы, и находится “охотничья тропа”, где можно увидеть различные типы ловушек на птиц и зверей. Место очень атмосферное и интересное, совершенно забываешь, что у подножия холма находится современный город, и проваливаешься в мир преданий и древних обычаев. Кстати, в создании музея принимали активное участие представители интеллигенции ханты и манси, а первый директор музея был шаманом.
Если вы ограничены во времени, и у вас нет возможности поехать в стойбище, то познакомится с культурой и обычаями можно в музеях. Очень понравился Музей природы и человека им. А. П. Ядрошникова в деревне Русскинская. Музей этот возник в 1988 году на базе личной коллекции Александра Павловича Ядрошникова, который создал прекрасную таксидермическую коллекцию представителей фауны Югры. Причем звери и птицы, из которых изготовлены чучела, не были убиты ради этого, а погибли по тем или иным причинам. Первый экспонат - чучело орла, которого Александр Павлович отобрал у играющих с мертвой птицей детей, и уже утратившего часть оперения - встречает посетителей у входа. Дальше идут очень интересные композиции: здесь и сцены охоты, и брачные птичьи танцы, и даже подводный мир.
Отдельный зал посвящен персонажам русских сказок. Если же вы не любите чучел, то рядом с музеем расположен прекрасный детский парк.
В этом небольшом очерке я намеренно не затрагиваю тему промышленного туризма, который пока не очень развит, хотя посмотреть здесь есть на что. Это и современные нефтеперерабатывающие заводы, и нефтедобывающие кусты. Но в моем сердце именно природа и культура Югры оставили глубокий след, и я хотел бы здесь побывать вновь.
Текст и фото: Сергей Шандин PictoTravel
За организацию поездки благодарю медиаразведку Tutu.ru, VisitUgra.ru и ТИЦ Югры