ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Тремпер Лонгман III дал псалму-плачу следующее определение: “Это вопль к Богу со стороны души, которой не к кому обратиться, кроме Бога”. Этот псалом Давида соответствует данному определению плача: псалом 12 - это обращение к Богу из темной ночи отчаяния. Псалом состоит из трех частей: описание беспомощности (ст. 2, 3), молитва к Богу (ст. 4, 5) и выражение веры в Бога (ст. 6).
Когда Давид писал этот псалом, душа его была глубоко обеспокоена. Он проходил по одной из своих самых темных долин страха и безнадежности. Мы не можем в точности воссоздать тогдашнюю историческую ситуацию, мы можем только предполагать, что это был тот период, когда Давид скрывался от Саула, настойчиво его преследовавшего (1 Цар. 27:1). По крайней мере, он упоминает одного конкретного врага, который преследовал его и был особенно заинтересован в его смерти (ст. 3, 5).
«Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?» (ст. 2, 3).
Давид начинает псалом с мольбы о помощи. Употребляя слово “доколе” четыре раза в четырех вопросах, он выражает свою глубокую подавленность и чувство одиночества. Он спрашивает Бога, до каких пор Он не будет вспоминать о нем и будет прятать Свое лицо от него. Псалмопевцу кажется, что Бог и думать о нем забыл, что Он преднамеренно отвернулся от него и смотрит в другую сторону, чтобы не видеть его страданий и переживаний. С чувством обращаясь к Богу, автор спрашивает, до каких же пор все это будет продолжаться.
Обстоятельства, в которых находится Давид, непрерывно (“день и ночь”) причиняют боль его душе. Его страдания усугубляет осознание того, что враг упивается его унижением и испытывает дьявольское удовольствие, преследуя его.
Этот псалом иллюстрирует нам, как ведет себя благочестивый человек, когда чувство страха и поражения подобно океанской волне прокатывается по его душе. Что нам делать, когда мы не знаем, что делать?
I. МОЛИТЬСЯ (ст. 4, 5)
Во-первых, мы можем молиться. Псалмопевец знал, куда ему нужно обращаться за помощью. Он не знал решения своей проблемы, но он знал, кто знает. Давайте проанализируем его короткую молитву.
«Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: “я одолел его”. Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь» (ст. 4, 5).
Давид молит Бога, чтобы Он спас его от смерти (или от трагедии, сходной с нею). Великие молитвы не всегда самые длинные. Они настойчивые и искренние, но не обязательно длинные.
Давид просит Бога обратить на него внимание и ответить на его молитву. “Не прячься больше от меня, а приди ко мне на помощь”, - просит он. Он просит Бога просветить его очи. Покрасневшие глаза и отсутствующий взгляд являются признаком болезни и печали (Пс. 6:8; 37:11; Плач. 5:17), а просьба “просветить очи” говорит о восстановлении физических сил и энергии (см. 1 Цар. 14:27, 29; Прит. 29:13; Езд. 9:8). Давид верил, что, вернув ему силу, Бог избавит его и от реальной смерти или другой ужасной доли.
Давид включает в свою молитву доводы, трижды повторяя усилительную частицу “да”: при упоминании смерти, при упоминании победы и при упоминании радости. Давид говорит, что его смерть даст повод его врагам праздновать победу над ним - и над Богом. Смерть Давида даст им также возможность порадоваться тому, что случилось с ним, а это, говорит Давид, отразится и на Боге, так как он - Божий слуга.
Так Давид донес свою нужду до Бога. В простой молитве он попросил Бога прийти и обратить его темную ночь в солнечный день.
II. УПОВАТЬ НА ГОСПОДА (ст. 6)
Во-вторых, когда мы не знаем, что делать, мы можем уповать на Господа. После молитвы наступает время довериться Богу (ст. 6).
Тон псалма здесь меняется с жалобы, обращенной к Богу, на уверенность в Нем, с плача на песню. Давид мог быть уверен в том, что Бог обязательно спасет его, потому что он знал о любви и верности Бога и верил в них. Он говорит, что будет уповать на верность Бога завету, Его милость и обещание быть Богом Своего народа.
Можно самой глубокой ночью верить в солнце. Самое лучшее, что можно сделать после искренней молитвы, это ждать с верой, что Бог выполнит то, что Он пообещал, в нужное время и наиболее мудрым образом. Есть ли кто-либо более великий, чем Бог, на кого можно было бы уповать?
III. РАДОВАТЬСЯ ГОСПОДНИМ БЛАГОСЛОВЕНИЯМ (ст. 6)
Что еще можно сделать, когда мы не знаем, что делать, - это возрадоваться всему тому, что Бог сделал для нас. Давид нам в этом может быть примером.
«Сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (ст. 6).
Давид говорит, что будет радоваться Божьему спасению. То есть он будет радоваться прекращению страданий и притеснений со стороны врагов, которые он испытывал.
Давид во весь голос заявляет о своей вере, воспевая то, что Господь ответил обильной благодатью на все его просьбы. Итак, в то время как враг ищет возможности расправиться с Давидом, в то время как обстоятельства угрожают ему смертью, Давид спокойно поет и устами, и сердцем о милости, верности и доброте Бога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда мы не знаем, что еще можно сделать, кое-что мы все-таки делать можем: мы можем молиться, принося наши страхи и переживания к ногам Божьим; мы можем уповать на Бога, что Он сделает то, что считает наиболее уместным для нашего положения; и мы можем петь, благодаря Его за благословения, большие и малые.
Этот псалом обращен к душе, измотанной ураганами, к духу, истерзанному силами тьмы, к сердцу, жаждущему надежды. Тот факт, что верующий в Бога проходит через испытание, кажущееся бесконечным, вовсе не означает, что Бог не заботится о нем или не любит его. Причина, почему какое-то конкретное испытание не устраняется, скрыта глубоко в мудрости Бога и может оставаться неизвестной до тех пор, пока Бог не воздаст, в вечности, за каждого праведного страдальца.
Те из нас, кто уповает на Бога, не поколеблются в своей вере, какими бы жестокими и сложными ни стали наши обстоятельства. Мы расскажем Ему о своих жизненных сражениях и бурях; мы доверим Ему разобраться в них так, как Он считает нужным, и пойдем дальше своим путем, воспевая Божьи дары любви и благодати, которыми Он одаривает нас.