Действие романа происходит в 1859 году. Тогда были в моде платья с кринолинами и низкие причёски с цветами и ягодами.
Причуды моды в причёсках 1850-х.
Кринолины имели форму купола и были весьма пышны.
Кажется, что с такими кринолинами очень нелегко управляться. Что в таких платьях невозможно быстро ходить, а тем паче – бегать.
Но в фильме мы наблюдаем другое. И я благодарна его создателям за то, что они не побоялись создать исторически точные наряды.
И актрисы, конечно, молодцы. Они показали нам, что большой кринолин – это вовсе не страшно. Что в таких нарядах можно вести активную жизнь.
И при этом ощущать себя элегантными, женственными, изящными…
Такими мы видим Одинцову и её сестру Катю.
А вот эмансипированная Кукшина показана совершенно другой.
В отзывах пишут, что её образ сделали гротескным и это нехорошо.
На самом деле это сам Тургенев сделал Кукшину гротескной. За что и получил по шапке от эмансипированных женщин и критиков.
Предвидел ли он это? Да наверняка.
Но не смог противостоять искушению показать женщину, которая не нужна даже таким нигилистам и циникам, как Базаров.
Аркадий тянется к поколению «отцов». Базаров – представитель нового поколения. Ситников – карикатура на новое поколение…
Но все они восхищаются Одинцовой. И хотят получить её, а не Кукшину.
Потому что Одинцова – истинная женщина.
А Кукшина… Как бы не совсем женщина. Она неизящная, неухоженная, немодная...
Так ли важно быть модной?
Тургенев явно считал, что это – часть женственности. Иначе для чего он описал Кукшину на балу вот так:
«даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»…
Уходя с бала, Базаров говорит Аркадию:
«– Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды». Это тоже намёк на Кукшину.
А далее говорится, что «самолюбие Кукшиной было глубоко уязвлено» тем, что Аркадий и Базаров не обратили на неё внимания.
Но это ещё не все унижения бедной Кукшиной.
Самое обидное – это то, как держится в её доме Базаров.
А держится он столь развязно, что гнать бы его в три шеи. Вместе с дружком Аркадием.
Но Кукшина кормит их ужином и поит шампанским. Причём «за первою бутылкой шампанского последовала другая, третья и даже четвертая»...
Интересно, кто больше всех пил? Видимо, Базаров, как самый крепкий в компании.
Зато в гостях у Одинцовой он ведёт себя паинькой.
Потому что она – дама. А Кукшина – не дама. Хотя тоже дворянка, владелица имения. Могла бы позволить себе платья с кринолинами…
Дело не в кринолинах, конечно. Просто Тургенев уже не знал, как получше уязвить таких женщин, как Кукшина. И решил: пусть и на бал едет (как дура) без модного кринолина.
Не очень по-доброму. Но Тургенев хотел донести до слабого пола свою мысль о важности женственности.
«Ее испугала страстность Базарова…» Фильм «Отцы и дети» (2008) и зловредная нелогичность Тургенева.
Как менялась форма кринолина с купола на колокол, а потом и на «кривой колокол».
Сиреневые перчатки и возвращение блудной жены. «Дворянское гнездо» Тургенева.
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!
Дамы в нарядных платьях, 1857 год.