Друзья, в продолжении рассказа о советской-китайской дружбе, хочу показать вам фарфоровую пластику в сопровождении статьи из журнала «Огонёк» 1950 года.
Самарин А. Ма Ли-Чен и Тао Хоа. Балет «Красный мак» в Большом театре СССР // Огонёк, 1950. – № 5 (1182), 29 января. – С. 25–26 (и две вклейки).
Чёрное, бездонное небо с огромной тускло-медной луной. На мёртвой, голой земле, одинокая и беспомощная, стоит девушка-китаянка. Она видит, как к луне подкрадывается чудовище и ударяет в неё, как в гонг. Из тьмы возникает фантастическое шествие полулюдей-полудраконов. На огромном щите они несут своего властелина. Он гонит и истязает толпу полуголых, измождённых людей. В ужасе девушка закрывает лицо. В этих страшных образах – тёмное прошлое феодального Китая, царства бесправия, нужды и произвола...
И вдруг яркий луч солнца прорезает мрак. Это светлое воинство явилось на помощь девушке и порабощенному народу. Мужественно бьются смелые юноши с тёмными силами и побеждают. Наступает свободная, счастливая жизнь.
Это сон Тао Хоа – китайской народной танцовщицы. Но в сновидении её как бы продолжаются события дня, преломляется действительность.
Гоминдановский Китай конца 20-х годов – страна бесправия и нищеты... В порту перед рабочим людом танцует любимица народа – Тао Хоа. Её грациозное, изящное искусство приносит радость народу, помогает ему на время забыть о тяжёлой, беспросветной жизни. Но сегодня танец Тао Хоа особенно пленителен. Каждое движение её маленьких выразительных рук вызывает восторг присутствующих. Свой танец она посвящает капитану советского парохода, доставившего бастующим китайским рабочим хлеб от советских профсоюзов.
В сплочённости и дружбе советских людей новый мир раскрылся перед нею – мир свободы и человечности. Как заветную мечту об этом мире, как символ светлого будущего своего народа хранит Тао Хоа подарок советского капитана – красный мак. «Красный мак» – так называется балет Р. Глиэра, новую постановку которого осуществит Большой театр Союза ССР.
Балет «Красный мак» занимает в истории советского музыкального театра особое место.
Показанный впервые на сцене Большого театра в 1927 году, «Красный мак» находился в репертуаре до 1936 года, выдержав за это время 327 спектаклей. Это была первая попытка воплотить в балете идеи и образы сегодняшнего дня, показать события, глубоко волнующие советских людей,– героическую освободительную борьбу великого китайского народа.
Балет встретил горячий отклик у широкого советского зрителя. Убедительное и яркое воплощение в музыке спектакля нашла тема борьбы китайского народа, постепенный рост революционного сознания грузчиков – кули. В мрачные, сосредоточенно суровые и вместе с тем напряженно тревожные музыкальные образы начала первого акта врывается гимн пролетарской солидарности. В балете возникает мощный образ народных масс, осознавших силу своей сплочённости (танец кули в первом акте). Грозный взрыв народного гнева против поработителей завершается радостным героическим финалом, в котором мужественный народ-борец, народ-победитель поднимает красное знамя.
Свойственная творчеству Р. Глиэра напевность музыкальной речи, мастерское владение инструментами оркестра сделали музыку балета выразительной и понятной настолько, что в интонациях оркестра (дирижер Ю. Ф. Файер) как бы слышится задушевный человеческий голос.
Это ярко ощущается в сценах, связанных с переживаниями героини балета, танцовщицы китаянки Тао Хоа, трогательный и светлый образ которой написан композитором с особой теплотой и глубокой искренностью.
Существенные изменения претерпел в новой постановке образ Тао Хоа. Он освобождён от налёта мелодраматизма и условной экзотики прежней постановки. Отношения Тао Хоа и Ли Шан-фу – подручного заокеанских «хозяев» Китая – ныне только отношения антрепренера и состоящей у него на службе артистки. Не женское чувство к капитану советского корабля, а любовь и уважение к человеку из Страны Советов воодушевляют юную китаянку, и она спасает советского моряка в минуту опасности.
Тао Хоа в новой постановке – не только народная танцовщица, горячо любимая трудящимся людом, но и участница освободительной борьбы народа. Образ Тао Хоа в исполнении Г. Улановой и О. Лепешинской приобрёл черты активности и революционного оптимизма. Сохранив всё очарование женственности и лиричности, вытекающих из музыкальной характеристики, исполнительницы убедительно раскрывают в своей героине рост сознания свободного человека. Тао Хоа погибает героической смертью от руки Ли Шан-фу, покушавшегося на жизнь Ма Ли-чена. Образ вожака трудящихся Китая, кули Ма Ли-чена, появился только в новой постановке балета на сцене Большого театра. Артисты М. Габович и Ю. Кондратов вдохновенно и правдиво показывают постепенное превращение свободолюбивого молодого кули в организатора народных масс. Создание на балетной сцене реалистического, глубоко впечатляющего образа народа, объединяющегося в освободительной борьбе, – значительное достижение советского хореографического искусства.
Действенность народных массовых сцен создаёт подлинно революционное звучание спектакля.
Постановщик – балетмейстер Л. Лавровский совместно с коллективом театра сумел найти нужные краски и выразительные средства, чтобы показать духовное богатство и красоту, глубокую человечность и благородство людей труда воодушевляемых идеей освободительной борьбы.
Мы видим в спектакле, как вдохновляющий пример сплочённости советских людей, их благородные качества, их великая идея дружбы и равенства трудящихся всего мира ободряют кули и помогают им осознать силу организованности и революционной целеустремлённости.
Вот почему особое значение в спектакле приобретает образ капитана советского парохода, запоминающийся своей внутренней силой, душевной красотой и строгой простотой (А. Радунский и А. Томский).
Художественно убедительно и политически остро обрисованы в спектакле братская любовь трудящихся масс Китая к Советскому Союзу и жгучая ненависть, питаемая к Стране Советов врагами китайского народа.
Лагерь врагов китайского народа убедительно представлен в балете. На взаимоотношениях американца Босса (В. Смольцов) и хозяина увеселительных заведений города китайца Ли Шан-фу (А. Ермолаев и С. Корень) театр сумел показать общность интересов реакционной буржуазии разных стран и буржуазии гоминдановского Китая, пресмыкающейся перед империалистическими колонизаторами.
Выпукло и убедительно охарактеризованы в балете два противостоящих друг другу мира: мир советских людей и китайских трудящихся, а с другой стороны – китайская буржуазия, английские американские колонизаторы. В их столкновении и борьбе развивается музыкальная линия балета.
Серьёзное изучение музыкального творчества Китая, мелодий и ритмов песен Народно-освободительной армии помогло композитору воспроизвести в музыке реалистически и убедительно национальный и бытовой колорит Китая.
Своим успехом спектакль «Красный мак» обязан замечательному ансамблю мастеров балетной сцены Большого театра Союза ССР. Новая выразительная инструментовка, выполненная Р. М. Глиэром, придаёт особое достоинство музыке балета. Работа – балетмейстера-постановщика Л. Лавровского – новая победа советского музыкального театра в овладении методом социалистического реализма. Художнику М. Курилко удалось создать правдивые и яркие картины китайского портового города. Особенно удалась ночная панорама залива с огнями расположенного на берегу города, с почты ощутимым воздушным простором и теплом южной ночи.
Спектакль «Красный мак» насыщен мужественным и страстным пафосом. Его монументальный финал, мощные заключительные музыкально-пластические аккорды – это слава народу, завоевавшему свою свободу и независимость.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив