Итак, когда появились первые неприятные симптомы, связанные с пищеварением ребёнка, я обратилась с ними к педиатру. В тот период я была пока в целом спокойна. То есть, я видела, что возникла какая-то проблема, но надеялась, что с помощью врача мы её решим. Сильной тревоги я тогда и ещё не испытывала. Я понимала, что в маленьком возрасте у многих детей бывают неприятности с пищеварением и это, в основном, решаемо.
На мои жалобы и обеспокоенность состоянием малыша доктор сказала коронную фразу, которая преследует меня до сих пор, когда я обращаюсь к специалистам с любыми проблемами здоровья своего сына: "Что вы хотите, он же недоношенный". К счастью, сейчас я слышу её всё реже, а тогда без этой фразы не проходил практически ни один приём. Она звучала и как диагноз, и как назначение, а бывало, что заменяла всё вместе.
Что именно подразумевали врачи под этим диагнозом, точно мне практически никто не говорил. Но все они намекали на единственную проблему, которую считали очевидной, и которую одна личность озвучила прямо. О ней будет позже.
Такое объяснение нашей ситуации мне сразу было не понятно. Тем более, что поначалу я совсем не понимала, на что мне намекают. Однако, задерживать участкового педиатра вопросами, когда за дверью сидела толпа мам с малютками, мне показалось неуместным, и я доверилась мнению врача без объяснений. Хотя что-то в глубине души не давало покоя и держало меня в напряжении.
Меня отправили домой с рекомендациями об изменении питания. И настоятельно просили не нервничать (хотя я пока не очень и нервничала), а просто ждать дальнейшего развития событий, так как у сына ещё много что не дозрело. В общем, ничего нового - нужно просто немного подождать ))
Невролог отметил массу проблем по развитию, прописал массаж, электрофорез и медикаменты. Однако, срыгивания он не связал с проблемами развития нервной системы, но тоже велел ждать.
Хорошо, что хоть по остальным вопросам здоровья пока не было опасений: окулист и лор порадовали тем, что всё по их части в порядке. А остальных специалистов нужно было проходить только в шесть месяцев. Опять же, я, на сколько мне позволяли мои знания, не оставляла без внимания, например, такие вопросы как состояние сердца и лёгких. Но тут педиатр меня успокаивала, говоря, что она всё контролирует и на данный момент необходимости идти к узким специалистам нет. Всё функционирует нормально.
Где-то в это время у меня начался мастит. После лечения мы с врачом пришли к выводу, что дальше сохранять ГВ нет смысла. Всё равно его как такового не было. Тем более, что после последних событий сыну прописали специальную смесь. И эти сцеживания только добавляли мне стресса. Таким образом, сын был полностью переведён на искусственное питание.
***
Так прошёл ещё месяц. В состоянии ребёнка изменений к лучшему не наблюдалось. Наоборот, постепенно ситуация ухудшалась. Он всё чаще и обильнее выливал из себя пищу, временами это было прям фонтаном, чаще покашливал, стал капризничать во время кормления и отвлекаться. Набор веса за месяц был не такой значительный, как раньше. Хотя этот факт пока не бросался в глаза просто потому, что ребёнок был, мягко говоря, полноват, а по-честному, толстый.
Моя тревога нарастала. Я плохо спала, постоянно искала причины проблем у сына, штудируя информацию в интернете, искала специалистов, к кому в нашем городе можно было бы обратиться в нашей ситуации. Информация, как всегда, была противоречивой, и было трудно определиться с дальнейшими действиями.
За этот месяц я уже была выжата, как лимон. Но тем не менее, я пока только одна видела, что с ребёнком творится что-то неладное. Муж, будучи оптимистом и любителем не видеть проблем до того, пока проблема не стукнет его по голове, убеждал меня не нервничать и поверить докторам. Мама и сестра (медик по образованию) тоже говорили, что я слишком много думаю и накручиваю себя.
Вообще, это очень обидное чувство, когда никто не воспринимает тебя всерьёз и отмахивается от твоих слов, переживаний, попыток обсудить свои тревоги. Я как никогда чувствовала своё одиночество. Я и сейчас временами ощущаю себя одинокой среди людей. Бывают вот такие периоды, когда ты нуждаешься в помощи и поддержке, а её нет. Хотя ты вроде не один. Более того, тебя пытаются убедить, что твои переживания беспочвенны, и то, что ты видишь своими глазами, слышишь своими ушами, окружающие в упор не хотят ни видеть, ни слышать, и ты ощущаешь себя полной дурой и начинаешь сомневаться в собственной адекватности.
Под давлением окружающих я пыталась себя успокоить и не атаковала поликлинику частыми набегами. Педиатра посещали пока по графику.
В этот раз педиатр после очередного озвучивания мною жалоб на состояние сына направила на анализы, которые тоже ничего особенного не показали. И потому, разведя руками и сославшись на недоношенность, опять отправила нас домой ждать. Я просила направить нас к гастроэнтерологу, но если я правильно помню, в тот период гастроэнтеролог была где-то на учёбе, а в областную поликлинику можно было как-то попадать через местного гастроэнтеролога.
***
Что касается развития сына, то его не было. К своим уже пяти месяцам ребёнок так же очень плохо двигался и почти ничего не умел. За месяц он научился только слегка и совсем не на долго приподнимать голову и стал следить глазами за предметами. Малыш до сих пор не улыбался. Хотя ещё в перинатальном центре заведующая пыталась добиться от него улыбки.
Мы выполняли все предписания невролога, ходили на массаж, выполняли с ним специальные упражнения, электрофорез, делали прописанные уколы и принимали медикаменты (пока позволяло его состояние), но результатов никаких пока не было.
Невролог в этот раз описывал нерадужные перспективы. Он не исключал того факта, что у сына есть ДЦП, но окончательно можно будет определить только в год. А так же выражал сомнения в том, будет ли ребёнок вообще ходить.
Вся эта ситуация начинала сводить меня с ума. Я не знала за что хвататься, к кому идти, у кого спросить совета.
***
После того, как педиатр сказала, что гастроэнтеролога в поликлинике пока нет, я записалась к одному из лучших на тот момент гастроэнтерологов нашего города в платной клинике. Но приёма нужно было ждать недели полторы.
За это время ситуация ещё ухудшилась. Теперь сын стал отказываться от еды. Когда я пыталась его кормить, он пытался отодвинуться от бутылочки, вертел головой, выплёвывал смесь и плакал. О каком-то прикорме в то время речи не стояло.
Наконец, наступил такой день, когда я просто не смогла его накормить. Он плевался, отбивался и кричал при любой попытке кормления.
Тогда я побежала с ним в поликлинику. Его осмотрели на предмет заболеваний лор-органов, пощупали живот, послушали и опять, посетовав на то, что он же недоношенный, отправили меня домой. Я пыталась узнать, что же мне делать, ведь ребёнок уже восемь часов ничего не ел. Мне велели пытаться кормить, в крайнем случае только попоить, а покормить завтра, и всё.
Дома я опять попыталась его накормить. Опять ничего не получилось. Уже был вечер. Ребёнок так ни разу и не поел. Я сейчас пишу не в переносном смысле, а в прямом. Он был без еды уже целый день, возможно миллилитров десять-тридцать в него влилось, когда я пыталась накормить его насильно. Но это вряд ли можно считать за приём пищи.
Вечером вернулся муж, я показала ему, что творится с сыном, и он только тогда заподозрил, что возможно я не преувеличиваю и даже где-то права. Мы собрались и поехали в детскую больницу. Но там нам тоже ничем не помогли. Его так же осмотрели, даже сделали УЗИ, но ничего такого не увидели и опять отправили домой, сказав, что для госпитализации нет оснований. Ребёнок здоров. Просто он недоношенный. А если я хочу на обследование, то нужно получить направление от поликлинического гастроэнтеролога.
Дома я не находила себе места. Сынок заснул у меня на руках, а я думала, что же можно в этой ситуации сделать. Мне пришла идея попробовать покормить его во время сна. Сосать-то он не собирался, однако я стала набирать смесь в чайную ложку и понемногу вливать её в ротик. Так я кормила его понемногу на протяжении часа и мне удалось скормить почти всю разовую порцию. Потом я ещё держала его "стобиком", чтобы вся пища улеглась. Все-таки мне было страшновато от своего метода, казалось, что такое питание тоже может навредить.
На следующий и в дальнейшие дни реакция сына на еду была такой же. И мы перешли на питание во сне из ложки. Конечно, при таком методе питания не получалось давать ему полноценную суточную норму. И временами, во время бодрствования, часть пищи выходила обратно. Но всё-таки хоть что-то ребёнок получал. Таким способом мы питались около двух - двух с половиной месяцев, пока искали причину происходящего.
То есть умереть с голоду мы ребёнку не дали, но пищевое поведение испортили напрочь.
***
Наверняка, при прочтении моей истории, найдутся люди, которые скажут, что я действовала не правильно. Что я, действительно, ужасная мать, которая ничего не может сделать ради своего ребёнка. Что я должна была потребовать положить его в больницу, что его были обязаны перевести на зондовое питание, сделать гастроскопию и много чего ещё. Я бы сама сейчас поступила по-другому.
Но сейчас я знаю к какому доктору подойти в той же детской больнице, знаю, что на самом деле с моим ребёнком, соответственно, знаю, что уже говорить врачам. А тогда у меня не было тех знаний, которыми я обладаю сейчас, не было моральных ресурсов. Я была истощена всеми предыдущими событиями этого нелёгкого года.
Более того, все специалисты смотрели на нас, как на глупых родителей недоношенного ребёнка. Нас априори считали истеричными симулянтами и игнорировали. Нам просто не верили. Это было похоже на ситуацию с моими родами, когда я уже чувствовала схватки, но не была до конца уверена, что это точно они. А медики совали мне успокоительное и заставляли идти спать. И как тут доказать, что ты прав, когда специалисты в упор ничего не хотят видеть. И мы с мужем в тот момент растерялись и просто не знали, что нужно делать в этом случае.
А ещё, полежав за этот год в стационарах, я пришла к выводу, что нахождение там не является стопроцентной гарантией благополучных исходов и контроля за состоянием пациента. Многое зависит от случая, от удачи и от каких-то обстоятельств. И потому я поступила так, как поступила.
---------------------------------------------------------------------------------------------------