Они пришли как лавина, как чёрный поток,
Они нас просто смели и втоптали нас в грязь.
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок,
Они разрушили всё, они убили всех нас...
И можно тихо сползти по горелой стерне
И у реки, срезав лодку, пытаться бежать.
И быть единственным выжившим в этой войне,
Но я плюю им в лицо, я говорю себе: "Встать!"
Удары сердца твердят мне, что я не убит,
Сквозь обожженные веки я вижу рассвет.
Я открываю глаза - надо мною стоит
Великий Ужас, которому имени нет.
Я вижу тень, вижу пепел и мёртвый гранит,
Я вижу то, что здесь нечего больше беречь.
Но я опять поднимаю изрубленный щит
И вырываю из ножен бессмысленный меч.
(Оргия праведников. Последний воин мёртвой земли)
Уже с 22 июня 1941 года советско-германский фронт стал основным фронтом Второй мировой войны. Здесь решалась судьба мира. Для Уинстона Черчилля, махрового антисоветчика, 22 июня стало двойным праздником- в Россию пришла Большая война и Англия обрела мощного союзника. Уже 22 июня он заявил по радио: «Мы окажем русскому народу и России любую помощь, какую только сможем». Межимпериалистические внутривидовые противоречия оказались сильнее ненависти к большевизму. Уже 12 июля было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии».
«Для многих англичан, – писал Ральф Паркер, – война за одну ночь 22 июня сразу отодвинулась куда-то далеко. Бомбардировки английских городов прекратились. Возвращались эвакуированные, и в это лето Лондон, заполненный английскими и колониальными войсками, веселился почти беззаботно, отдыхая после напряжения прошлой зимы. И все это потому, что Россия приняла на себя основной удар…»
Великобритания обязалась поставлять военно-техническую и промышленную продукцию для укрепления Красной Армии на следующих условиях- 40% поставок оплачивались золотом и валютой , в том числе за счет встречных советских поставок в Англию, а 60% за счет английского кредита в 10 миллионов ф.ст. ( с июня 1942 года кредит увеличен на 25 миллионов ф.ст., с февраля 1944 года-еще на 25 миллионов). С 27 июня 1942 года по новому соглашению вся военная часть поставок объявлялась бесплатной, причем задним числом, с 22 июня 1941 года. До июля 1943 года канадские поставки шли через Англию, затем самостоятельно. Кроме того в счет британских поставок шли и американские, полученные Англией по ленд-лизу.
1 октября 1941 года по итогам Московской советско-англо-американской конференции к поставкам подключились США, включившие СССР в программу ленд-лиза. За год союзники обязались поставить 3500 танков, 4500 самолётов, 85000 грузовых автомобилей, 2 000 тонн алюминия, 1000 тонн броневых листов и т. д. По встречным поставкам, в т.ч. "обратному ленд-лизу" СССР поставлял союзникам дефицитные виды сырья. Однако Московский протокол полностью выполнен не был.
Следующий, Вашингтонский протокол 6 октября 1942 года, предусматривал отгрузку в СССР 7 миллионов тонн грузов на сумму 3 миллиарда долларов. Два миллиарда это оружие и боеприпасы, 400 млн долларов-промышленное оборудование и 600 млн долларов продовольствие.
Третий, Лондонский протокол 19 октября 1943 года, впервые с участием Канады, гарантировал отгрузку всего недопоставленного по Вашингтонскому протоколу и предусматривал увеличение поставок товаров промышленного и потребительского назначения.
По встречным поставкам СССР за время войны поставил товаров на 10 560 тысяч фунтов стерлингов ( в основном- хромовая руда, серебро, платина, лесоматериалы, хлопок, лен, апатитовый концентрат, шелк и т.д.). Вне соглашения на Запад было поставлено пушнины, драгоценных камней и т.д. почти на 2 миллиона ф.ст.
Для Советского Союза критичны были поставки танков и самолетов в начальный период войны, когда значительная часть военной промышленности оказалась на оккупированной территории и на колесах ( в период эвакуации). Крайне важными были поставки алюминия и авиационного бензина ( в предвоенное время не удалось создать алюминиевой промышленности необходимой мощности (отсутствовали разведанные запасы бокситов) и нефтеперерабатывающей промышленности), а также автомобилей, так как советская автопромышленность перешла на выпуск танков.
Очень своевременны были поставки продовольствия во второй половине войны, так как все житницы страны оказались разорены и разграблены оккупантами. Во многом поставки играли роль компенсации, позволяя сократить выпускаемую номенклатуру и сконцентрироваться на наиболее важных- танки, самолеты, артиллерия.
Кроме того, за счет поставок удалось поднять технический уровень промышленности, армии и флота за счет современных станков, оборудование, радаров, гидролокаторов и прочих научно-технических новинок.
Советский флот получил значительное количество (около 400) современных малых кораблей (в основном катеров различного назначения) и около сотни транспортных и специальных судов.
При полном понимании того, что поставки союзников-лишь техническо-экономическая замена полноценного участия британских и американских войск в войне с Третьим рейхом, на порядок меньшего усилий и жертв Красной армии, в СССР высоко оценивали значение поставок от союзников-
"Советский народ высоко ценит помощь, получаемую от Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Канады. ...Соединенные Штаты Америки и Великобритания снабжают нас весьма ценным стратегическим сырьем и вооружением".
"Великобритании отправила в Советский Союз с 22 июня 1941 года по 30 апреля текущего года 1 150 тыс. тонн вооружения, стратегического сырья, промышленного оборудования и продовольствия. Из этого количества 319 тыс. тонн было отправлено без оплаты в порядке военной помощи; 815 тыс. тонн сырья, промышленного оборудования и продовольствия на сумму 83,7 миллиона фунтов стерлингов было отправлено на основе соглашения между СССР и Великобританией о взаимных поставках, кредите и порядке платежей от 16 августа 1941 года (часть в кредит, часть за наличный расчет). Из отправленного количества грузов прибыло в Советский Союз 1 041 тысяча тонн, в том числе в 1941 году — 158 тысяч тонн, в 1942 году — 375 тысяч тонн., в 1943 году — 364 тысячи тонн и за 4 месяца текущего года — 144 тысячи тонн. На 1 мая текущего года находилось на пути в Советский Союз 44 тысячи тонн грузов.
В Советский Союз доставлены из Великобритании следующие, из наиболее важных, предметы вооружения и военного снаряжения: 3 384 самолёта и кроме того 2 442 самолёта доставлены из США в счет обязательств Великобритании; 4 292 танка; 12 минных тральщиков; 5 239 автомашин и бронетранспортеров; 562 зенитных пушки; 548 противотанковых пушек, снарядов — 17 миллионов штук, патронов — 290 миллионов штук, пороха — 17,3 тысячи тонн, 214 радиоустановок управления артогнем, 116 приборов для обнаружения подводных лодок. В числе стратегического сырья поставлено: каучука — 103,5 тысяч тонн, алюминия — 35,4 тысячи тонн, олова — 29,4 тысячи тонн, свинца — 47,7 тысяч тонн, кобальта — 245 тонн, джута, сизали и изделий из них — 93 тысячи тонн.
Из числа оборудования для нужд оборонной промышленности доставлено: 6 491 металлорежущий станков, разного промышленного оборудования на сумму 14,4 миллиона фунтов стерлингов, в том числе: энергосилового оборудования на общую мощность 374 тыс. кВт., 15 084 электромотора, 104 пресса и молота, 24 портальных крана, технических алмазов на 1 206 тысяч фунтов стерлингов. Продовольствия доставлено в количестве 138,2 тысяч тонн" (11 июня 1944 года, газета «Правда»).
К концу 1941 года война охватила практически всю планету и кроме наличия выделенного для СССР имущества остро стояла проблема его доставки.
Грузы шли по трем основным маршрутам-тихоокеанскому ( до половины грузов), иранскому ( около четверти) и арктическому ( около четверти). Тихоокеанский был относительно безопасен, но имел очень длинное логистическое плечо, до попадания на фронт проходило несколько месяцев). Иранский также был далеко от основных мест погрузки и потребовал значительных вложений в иранскую инфраструктуру.
Арктический же маршрут, от портов Исландии и Великобритании в Мурманск и Архангельск, был самым коротким, но самым опасным и драматическим.
Первые военные поставки из Великобритании пришли в страну с первым арктическим конвоем. Он, единственный, получил имя собственное-«Дервиш», иногда упоминается как PQ-0. 12 августа 1941 года он покинул Ливерпуль, а 31августа, практически без приключений, прибыл в Архангельск.
Пришли всего 6 судов (одно голландское и 5 британских) и танкер. Привезли 10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и прочее имущество), 3 800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», в разобранном состоянии. Еще 24 «Харрикейна» ехало на сопровождавшем конвой авианосце «Аргус». 7 сентября 1941 года эти машины, принадлежащие 151-му истребительному авиакрылу RAF, сели на аэродроме Ваенга-1 под Мурманском. Чуть больше месяца британские пилоты потратили на переобучение советских летчиков на новую матчасть, параллельно охраняя небо над Мурманском. Затем на крейсере "Кения" они вернулись на родину.
Конвой имел сильную охрану- два авианосца, два тяжелых крейсера, 5 эсминцев , 3 корвета и 3 тральщика.
В 1941 году союзники отправили в СССР еще 8 конвоев. 4 конвоя были отправлены из Архангельска с лесом и золотом для Англии. Маркировка конвоев была PQ с порядковым номером-в Россию и QP с номером-для обратных рейсов. Маркировка обязана своим появлением инициалам британского штабиста P. Q. Edwards, ответственного за организацию конвоев. В декабре 1942 года была введена новая маркировка- соответственно JW и RA.
В 1941 году конвои шли без потерь, пришло 53 судна, доставлено 750 танков, 800 самолётов, 2300 автомобилей и более 100 000 тонн других грузов.
2 января 1942 года белая полоса закончилась, первый британский транспорт «Вазиристан» SS Waziristan небольшого конвоя PQ-7A, застрявший во льдах, был потоплен немецкой подводной лодкой U-134 .
Отныне каждый конвой сталкивался с немецкими самолетами и подлодками. 17 января 1942 года подлодка U-454 потопила эсминец HMS «Matabele» из эскорта конвоя PQ-8.
К февралю ситуация оставалась еще приемлемой- в 12 конвоях до СССР дошло 93 судно, потеряно было одно.
Технология конвоев была простой и эффективной. Непосредственно транспортные суда охраняли вооруженные траулеры, тральщики и корветы, иногда эсминцы и легкие крейсера. Вполне достаточно для защиты от подлодок и авианалетов.
Дальнее прикрытие, на случай вмешательства основных сил германского флота, состояло из линкоров, авианосцев и тяжелых крейсеров.
Ситуация изменилась, когда немцы потерпели чувствительное поражение в битве под Москвой. Наряду с Т-34 немецкую пехоту успешно давили британские «Валентайны» и «Матильды». Даже небольшие поставки 1941 года помогли Красной армии и советской промышленности легче пройти период эвакуации и возобновления производства на Урале и в Сибири.
Надеяться на скорое взятие Мурманска, а тем более Архангельска, вермахт уже не мог. В затяжной войне поставки военных материалов от союзников значительно усиливали мощь Красной армии.
Основные маршруты конвоев шли недалеко от берегов оккупированной Норвегии, поэтому немцам было не трудно увеличить в этом районе морские и авиационные силы. Гитлер и немецкое командование, оценив значение северных конвоев, объявили Арктические воды «зоной судьбы».
В январе 1942 года в Тронхейм пришел линкор «Тирпиц», позже к нему присоединился тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер». Германское командование начало готовить специальные операции против конвоев. В марте увеличился световой день и возможности для действий авиации.
По данным агентурной, авиа и радиоразведки немцы были в курсе о том, что навстречу друг другу будут направлены два конвоя-РQ12 и QP8. Удачный случай в момент их сближения накрыть сразу обоих, несколько десятков судов, сотни тысяч тонн военных грузов, могли стать добычей германского флота, прикрываемого мощным линкором «Тирпиц». Противопоставить ему в этом регионе нечего было ни нашему Северному флоту, ни британцам.
6 марта 1942 года германский флот начал операцию «Шпортпалас» («Дворец спорта»). Тронхейм покинул «Тирпиц» в сопровождении эсминцев «Фридрих Ин», «Герман Шёманн» и Z-25. Выход немцев из Тронхейма засекла британская подлодка «Сивольф», но состав и направление движения она указать не смогла.
Отряд прикрытия конвоя PQ-12 в составе линкоров «Кинг Джордж V» и «Дюк оф Йорк», линейного крейсера «Ринаун», тяжелого крейсера «Бервик», авианосца «Викториос» и двенадцати эсминцев находился в 100 милях от конвоя, в охранении которого самым крупным был легкий крейсер «Кения». Сам конвой из 16 транспортов вышел из Рейкьявика 1 марта 1942 года.
Германские штабисты точно рассчитали выход в место встречи идущих навстречу друг другу конвоев, рассчитывая управиться с обоими до подхода отряда прикрытия адмирала Тови.
Карты несколько спутала плохая погода, при бурном море, снежном шторме и обледенении командир немецкого отряда адмирал Цилиакс не смог использовать гидропланы-разведчики «Arado». Поиск эсминцами также ничего не дал. В итоге германские корабли разминулись с обоими конвоями всего миль в 50.
Лишь в полдень 7 марта 1942 года в условиях великолепной видимости с эсминца Z-25 был обнаружен дым на горизонте, а затем и двухмачтовый однотрубный пароход, двигающийся на запад.
«17.20 Пароход сообщает свои опознавательные данные: «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом».(Вахтенный журнал «Фридрих Ин»)
На пути у фашистских рейдеров не повезло оказаться лесовозу «Ижора», вышедшему из Мурманска в составе обратного конвоя QP-8 в Исландию. Изношенные машины старого парохода из-за поломки и сильного ветра не смогли поддерживать скорость конвоя и, по правилам, отставшее судно должно было далее следовать в пункт назначения самостоятельно.
Судно было построено фирмой на верфи Murdoch & Murray (заводской номер 303), Глазго, в 1921 году под названием «Уиндермир» («Windermere»). В 1934 году пароход был куплен "Совторгфлотом" и переименован в «Ижора». Эксплуатировался он на Севере и работал на износ. К началу войны судно полностью исчерпало свой рабочий ресурс.
Водоизмещение 2815 тонн, длина 98,76 , ширина 13,47 , осадка 7,3 метра. Однопалубное, двухмачтовое. Паровая машина тройного расширения, 3 цилиндра, производства Clyde Shipbuilding & Engineering Co. Ltd., Глазго
Во время войны получил вооружение-одно орудие, скорее всего 45 мм 21-К или 37 мм, и пару пулеметов.
Капитан «Ижоры», Василий Ильич Белов, докладывал о крайней изношенности механизмов и рисках при дальнем походе, но на Севере был жуткий дефицит судов, пароход загрузили пиломатериалом и отправили в Рейкьявик.
Немцы поступили по стандартному рейдерскому протоколу:
«17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение.»
Экипажу бы позволили пересесть в шлюпки и попытать счастья добраться до берега по холодку. А вот дальше начинается нестандарт:
«У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму "RR" с указанием своего точного местоположения...(«gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora»)».Вахтенный журнал немецкого эсминца «Фридрих Ин».
Пароход передает радиограмму об обнаружении германских рейдеров. Судам обоих конвоев, кораблям сопровождения, отряду дальнего прикрытия. С точными координатами.
На линкоре с запозданием включают глушилку. Но сообщение уже принято. QP-8, подняв скорость, покинул опасный квадрат, конвой PQ-12 сменил курс, а адмирал Тови (по британским данным координаты "Ижоры"он не смог получить) направил свои линкоры в сторону рейдеров, отсекая их от конвоя.
Ход событий с этого момента известен нам, к сожалению, только по немецким источникам. В них упоминается, что пушку, нацеленную на рыцарей рейха, обслуживали женщины. Почему-то арийцы смертельно боялись не только "комиссаров", но и советских женщин с оружием.
На «Ижоре» вряд ли к орудию вставали женщины- из 34 человек экипажа было всего три женщины-буфетчица Авдеева Анна Николаевна 1891 г. р., уборщица Басова Агнея Николаевна 1905 г. р. и камбузница Могутова Раиса Григорьевна 1922 г. р..
Подробности того, что происходило на борту старого судна, мы, наверно, не узнаем никогда. Список тех, кто находился на борту известен, это , за одним исключением, моряки гражданского флота, но прежде всего надо отметить капитана-Василия Ильича Белова, 1895 г.р. , радиста Гусарова Николая Александровича, 1908 г. р. и единственного военного на борту-лейтенанта Петра Андреевича Степанова 1915 г.р. . Полный список закреплю в комментариях.
Один из сильнейших линкоров мира с тремя крупными эсминцами против старого грузо-пассажирского судна с одной маленькой пушкой. Шансов даже поцарапать борт какого-нибудь немецкого корабля-ноль.
Немецкие эсминцы в упор расстреливали беззащитное судно. Вскоре прекратилась передача радиограммы- радиорубка вместе с радистом была уничтожена. Судно загорелось и столб дыма над ним был заметен издалека. Но несмотря на получасовой расстрел в упор судно не тонуло.
Только потом сумрачный германский гений уберменьшей, наконец, смог сопоставить непотопляемость «Ижоры» и «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом». Доски не тонут.
Адмирал Цилиакс разрешил торпедировать. Но две торпеды прошли мимо. Линкор в расстреле участия не принимал: «Тирпиц» золотом не стреляет!»(командир линкора Карл Топп).
Расправиться с упрямым кораблем удалось эсминцу «Фридрих Ин», он прошел рядом с «Ижорой» и скинул ей у борта две глубинные бомбы, установленные на подрыв у поверхности. В 18-13 «Ижора» ушла на дно после почти часового расстрела.
Лесовоз успел сделать по врагу всего несколько выстрелов. Немцы израсходовали 11 150 мм, 43 127 мм, 82 37 мм снаряда, две торпеды и две глубинные бомбы.
Из экипажа героического судна домой не вернулось никого. Немцы подобрали всего одного выжившего, старпома Адаева Николая Илларионовича 1905 г. р , он был расстрелян в немецком концлагере Штуттгоф в 1944 году.
Последствия боя, который дал немецкой эскадре практически безоружный пароход, несмотря на убедительную "победу" и потопление старого лесовоза, оказались для Кригсмарине провальными.
Оба конвоя покинули зону действия рейдеров, а между транспортами и «Тирпицем» оказались британские линкоры адмирала Тови. Сам «Тирпиц» был обнаружен и атакован британскими торпедоносцами, хотя успех им и не сопутствовал. Конвои успешно пришли к месту назначения, а утративший скрытность и внезапность германский отряд вернулся на базу.
7 марта 1942 года, ценою своих жизней, русские моряки спасли два конвоя и сорвали гитлеровский вариант "зоны судьбы" в водах Арктики. Некоторые историки считают, что последствиями этого боя стала пассивность немецких тяжелых кораблей на Севере и, более того, несбывшиеся планы по отправке «Тирпица» в Средиземноморье, на поддержку армии Роммеля в Северной Африке.
В 1942 году по ленд-лизу американцы в Сан-Франциско передали СССР старый транспорт постройки 1919 года, который получил то же имя-вместо погибшего корабля. Эта «Ижора» прослужила до 1966 года.
Подвиг "храброй Ижоры" был восстановлен немецким историком Норбертом Клапдором, чей отец служил на эсминце «Фридрих Ин». Благодаря вахтенному журналу эсминца удалось восстановить подробности гибели судна.
О героической гибели парохода и о значении переданной радиограммы впервые написал Валентин Пикуль в "Реквиеме каравану PQ-17". О гибели корабля снят фильм режиссёра А. Сорокина «Люди, помните «Ижору»!»
Несмотря на память о подвиге, ни один из членов экипажа до сих пор ничем не награжден. Хотя это именно тот момент, когда всего одна радиограмма с обреченного и безоружного судна сделала для Победы больше, чем некоторые армии.
«Помните люди, эту «Ижору»!!»
В.С.Пикуль
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам