Приветствую всех, кого сегодня ещё не видел! Я уверен, что любители Вахи знакомы с творчеством этого человека. Я уверен, что вы хоть раз натыкались на его работы и либо залипали надолго, либо "воу, что за Ересь!". "Но вы обо мне слышали", как говорится. Сегодня у меня "в гостях" один из интереснейших (на мой, опять же, взгляд) художников, творящих во славу Императора, Тзинча и такой-то матери астартес. Встречайте, дамы и господа, Михаил Ветошкин aka MIXSAN! Поехали :-)
— Добрый день, Михаил! Начнём с необычного... Как дела? :-)
— Добрый! Устало, но идут, в принципе, хорошо.
— Расскажите немного о себе, пожалуйста. Как давно вы начали свой творческий путь?
— Ну, я 28-летний одинокий человек, который живёт на том, что рисует. К рисованию я пришёл в канун 16-летия, в 2009 году, когда, уже увлекаясь Вахой, сказал родителям "хочу планшет". В итоге появился мой первый белый А3 квадратик от "Бамбу", на котором я и учился рисовать. Сначала все думали, что я побалуюсь и заброшу это, но видимо душа требовала место, куда выплеснуть все идеи (особенно Вархаммер, ибо в 2009-2010 годах я уже глубже стал интересоваться вселенной), и в итоге до сих пор рисую. Правда, старый планшет теперь лежит в кладовке, ибо потерял чувствительность поверхности, но всё ещё работает. С тех пор и творю.
— Вы самоучка или же имеете профессиональное образование? Что в целом нужно для того, чтобы стать художником?
— К сожалению, я самоучка. К сожалению, потому что я пришёл к своему опыту рисования только спустя 12 лет, да и то кучи проблем сохраняются и поныне. Я бы начинающим советовал начинать именно с какой-нибудь художки или уроков опытных художников, ибо они могут правильно и постепенно научить вас рисовать, к тому же быстрее. Я же мотался туда-сюда, делал то шаг вперёд, то два шага назад. Самостоятельное обучение без цели — довольно запутанное занятие. Но на мой взгляд есть то, что вам не даст ни одна художка и ни один художник. Первое — желание. У меня это желание превратилось в такую генетическую потребность, что я каждый раз, запуская компьютер, открываю САИ и делаю за день хотя бы набросок, хотя бы лайн или полноценно заканчиваю работу. А второе — ПРАКТИКА! Практика, которая будет "ломать" ваши пальцы и руку для того, чтобы та делала линию плавней и ровней с каждым разом. Практика, которая будет заставлять вас быть усидчивей и терпеливей. Практика, которая будет вас, как сержант Хартман, окунать в неудачи и говорить "Ещё раз!", после Ctrl+Z.
— То есть, творчество — это ваша основная деятельность, не хобби?
— Да, это моя основная работа на данный момент. Я уже успел поработать контролёром билетов в ПКиС в Тольятти, кладовщиком в одном магазине (совет: если у вас плохие нервы или вы просто раздражительный, то лучше туда не идите) и мелкие работки, но долго там не задерживался, а когда и Биржа Труда вместо должностей стали предлагать совсем идиотские варианты (к примеру: работа покрасчика вагона, как вам? Для неё нужна квалификация, которой у меня нет, но работнице БТ на это было плевать), то я перешёл полностью на рисование. Тут доход часто непостоянный, но позволяет держаться на плаву. Лучше, конечно, когда у тебя есть основная работа с постоянной зарплатой и прочими пакетами бонусов, а рисование — это и доп. доход, и хобби, но что имеем, то имеем.
— Почему акцент сделан на "Warhammer 40000"? Что вас привлекает в этой вселенной и как давно вы с ней "подружились"?
— Тут стоит начать издалека. Познакомился с Вахой я в 2007, когда выбирал игру для моего новенького ПК. И взгляд упал на коробочку с зелёным дядькой-роботом. Да, это был "Warhammer 40,000: Dawn of War — Dark Crusade" (и этот диск до сих пор у меня остался) — на мой взгляд, самая лучшая часть из всех DoW. Тогда я стал тем самым ДОВером, считавшим, что Ваха — это компьютерная игра такая... а, что? Настолку по ней сделали? Тянулось это до тех пор, пока в 2009-2010 старожилы одной крупной группы ВК не познакомили меня с бэком вселенной. Это был словно взрыв, когда ты понимаешь, что ты лишь сидишь на вершине айсберга, а всё самое крутое — под водой (ох, понимаю. Подобное меня накрыло в 2019, прим. Ксена). По сути, Вархаммер меня втянул в рисование, ибо я уже варился в этом, видел кучи работ, зарождавшихся и умерших серий (Press F для "Da Real Life" и "Lost in Space"), и хотелось сделать своё. Ну тут и началось! Сначала просто рисунки, потом "Бригада Ы" (состоявшая, по сути, из сюжетов анекдотов газеты "Моя весёлая семейка". Я не шучу), а в 2012 зародился и "Имперский Перевёртыш", и т.д.
Ну и, разумеется, миниатюрки, ибо я, как коллекционер и стендовый моделист, обожаю работать руками, делать конверсии и с недавнего времени больше лепить, создавая что-то своё. Плюс подсел на коллекционирование олдовых Ваха-миниатюр. В итоге, Warhammer настолько влился в творчество, что в моём личном примере подражанию стилю и идеям стал углом в треугольнике серий, которые я люблю — Звёздные Войны (даже несмотря на то, что Дисней скатил её в мультики психа Филони и прочее мракобесие) и серия стратегий СнС.
Теперь, когда я создаю именно что-то своё, всегда в этом будут проглядываться элементы Вархаммера, всегда Ваха будет влиять на создаваемых мужиков в боевых скафандрах или доспехах с большими пушками. Толстая броня, огромный калибр оружия, суровый взгляд и желание победить врага. Сама вселенная же мне нравится именно многомерностью, тем, что для каждого будет своя ниша, как в настолках, так и в творчестве. Можно делать серьёзные произведения, а можно уйти хоть в юмор и пародию, как иногда делаю я с ИП, Маринками (вы же не думали, что девушки-космодесантницы — это что-то серьёзное? Ей богу, Марина Ультрова там — это в прямом смысле супорождённая!) и так далее. Жаль, правда, не все "старики" понимают это и всегда на полном серьёзе пытаются "очистить Ваху от ереси" или "быть санитарами" (если хотите очистить Ваху, то сперва очистите её от Варп Треда. Удачи!).
Плюс мне нравится, что Ваха представляет собой хорошее сочетание технофентези и вселенной, где чувствуешь милитаризм на шикарном уровне. Я, будучи воспитанником стратегий СнС, фильмов вроде "Звёздного Десанта", прочих милитари-фантастических картин... да даже копиркой Вахи ("Бронепехота" и "Робогир" от "Технологов"), всегда любил подобное. А Вархаммер — это прямо концентрация, ощущение действительно масштабной войны, а не сражения 10 землекопов за свободу вселенной. В ней судьбы пары планет — ничтожны, ведь их уничтожение может спасти целый рукав Галактики, а простые солдаты могут противостоять ордам зелени орков, генокрадов, иных ксеносов и прочих предателей, пока космодесант с ИГ пафосно врываются в бой.
— Пара злободневных вопросов :-) Наш доблестный Роскомнадзор в очередной раз ограничил доступ к ресурсу DeviantArt. Отразился ли вновь наложенный запрет на творчестве?
— Когда-то они временно уже закрывали DeviantArt, так что для меня это привычно. VPN есть, он работает, а остальное и не важно. Порой сам ДА падает, да так, что без VPN в него не войдёшь. Скорость загрузки, конечно, медленней, но мне, дитятке 2000, у которого был тот самый пищащий инет с прогрузкой одной страницы за целую минуту это не страшно.
— Ещё о запретах: скорее всего вы слышали, что GW запретили создавать фанатские фильмы по вселенной без лицензии. Как я понимаю, это не распространяется на художников? В целом, как вы считаете, уместен ли подобный запрет или же скорее лицемерен?
— С одной стороны мне не по нраву такая политика у ГВ, ибо подобное никогда не приводило к хорошему (передаю привет мёртвой репутации ЕА). Хотя чего ещё ожидать от компании при капитализме, ведь "Капитализм, счастье, иди на...", и если для роста она решит, что надо монетизировать творчество фанатов, то сделает это. Проблема таких компаний в том, что чаще всего во главе процесса стоят уже не творцы или фанатики дела, а менеджеры (и снова здравствуй ЗВ), которым нужен лишь заработок, а что они делают и как — вопрос третий.
С другой стороны мне не нравится, как сейчас в комьюнити люди нагоняют панику на других, клеймят всех инакомыслящих и прямо пытаются всеми силами, правдами и неправдами доказать свою правоту. Ведь с тем же запретом анимации вроде как не запрещают просто делать бесплатные ролики, но люди как чуму распространили инфу о "ПОЛНОМ ЗАПРЕТЕ АНИМАЦИИ" (а новостные группы не уточнили это). Я считаю что в данной борьбе фанатов против ГВ нужно избегать подобного, иначе доверие будет подорвано. Нужно действовать вместе и продуманно, дабы заставить ГВ попятиться назад и смягчить это, а не ходить разрозненными кучками и просто орать "МЫ ВСИ УМРОМ!"!
Лично меня это не коснётся, ибо ИП является полностью бесплатным комиксом (я даже донаты на него не принимал, хотя предлагали), за каждым фан-артом будет гонятся только псих (а ГВ, всё же, не такие), а в анимацию если я и вольюсь, то это скорее будут оригинальные проекты.
— Каковы дальнейшие планы? Работаете ли вы над каким-нибудь грандиозным проектом, коим вскоре порадуете ваших поклонников?
— Планов-то много, но их тяжело реализовать, особенно одному. Конечно, хочется сделать большой проект именно по своей идее, ибо это и свобода своего творчества, и свобода от всяких лицензий или запретов. Таких проектов пока два: Один Маленький Солдат (Киберпанк с клонами) и Поля созвездия Лебедя (советский ретрофутуризм с технофентези). Я хочу сделать их пилотные выпуски и посмотреть, будет ли людям такое по душе. Плюс всё ещё вынашиваю идею игры, смесь пошаговой стратегии и визуальной новеллы, где любые слова или результаты битвы влияют как на переговоры между персонажами, так и на саму битву и итог войны. Но это лишь на уровне диздока и рисованных концептов, ибо я тот ещё "программист" и создатель игр. И есть один из главных гештальтов, что я хочу обязательно закрыть. Хочу сделать большой и самый яростный обзор на "Ультрамаринов", который настолько плох, что злит меня до сих пор. И на который никто не сделал нормального обзора (даже Шон, прим. Михаила. Видимо даже я со своей статьёй в пролёте, прим. Ксена :-)).
— Ну и напоследок: Что бы вы могли пожелать читателям #КсенВещает?
— Моё желание простое вам, ребята: если вы чувствуете, что вы хотите творить, не важно насколько хорошо, по любимой серии, то делайте это. Таким образом вы сохраняете жизнь вселенной, популяризируете её и перемешиваете этот кисель идей. Даже пародийные или эротические картинки могут пойти на пользу. Но самое главное! Не становитесь замкнутыми пердунами, что окукливаются в себе и считают, будто вселенная должна быть только такой и точка. Разумеется будут те, кто пытаются вселенную превратить во что-то глупое, но никто не мешает вам, как мудрому наставнику, дать им более правильный путь, показать, что есть что-то большее, чем игра по вселенной или какой-то комикс. Ведь возможно однажды таким поступком вы сможете породить такого же художника, как я и многие другие, рисующие по Вахе и не только. Ну и главное — не будьте одинокими. Поверьте, всегда хорошо, когда у вас есть кто-то, будь то друг, коллега или любимый человек. Тогда и жизнь у вас будет счастливая.
Мне очень понравилось общение с Михаилом и я безмерно рад, что мы, наконец-то, познакомились :-) Повезло, что удалось подобрать вопрос, благодаря которому MIXSAN разговорился, это прям персик. Однако мне показалось, что Михаил был не только уставшим, но и... грустным? Миш! С твоего позволения, я перейду на "ты", впервые (мы, всё же, ровесники + тёзки). Если нижеследующий совет покажется тебе неуместным, то снесу его к чертям, только скажи. В общем... не загоняйся. И всегда оглядывайся назад, чтобы посмотреть, чего ты уже достиг. Ты — известное лицо на Джое, у тебя неплохие рейтинги, за твоими успехами следят свыше 4000 человек в одном только ВК. Когда мне, к примеру, кажется, что канал интересен лишь 15000 людей (ничего, что я о вас при вас говорю? Только не обижайтесь!), я пытаюсь их рассадить в школьные классы. Глупость вроде, однако сразу понимаешь, скольким же людям не плевать на то, что ты делаешь. И вот ещё: делай, что должно, и будь, что будет. Самое главное — не стоять на месте, тогда всё получится. Эти советы не раз вытаскивали меня из болота под названием "самокопание". И последнее. Народ! Арты, представленные в статье, лишь "вершина айсберга", как сказал Михаил — остальное Дзен заблокирует за XXX. Поэтому :-) За самым горячим прошу проследовать в группу. Благодарю за внимание!
Список связанных статей:
Интервью с Вадимом Лобовым, руководителем "Maify";