Уже появились в сети отрывки из «Природы Средиземья» об эльфах и людях, о флоре и фауне, но вот наугрим оказались обойдены вниманием, а о них, судя по оглавлению и указателю, в новой книге тоже кое-что есть.
Начать, вероятно, следует с вопроса, на который новая книга не даёт ответа, а скорее, ставит. Ещё в первых анонсах «Природы Средиземья» заявлялось, что будет рассказано, у кого были бороды. В целом, ничего необычного здесь нет: информация о наличии бород у эльфов, хоббитов, волшебников и людей согласуется с другими текстами: Арагорн, Денетор, Боромир, Фарамир, Имрахиль и их родичи бород не имеют, но исключая их, «В норме у мужчин, когда те становятся взрослыми, они есть, следовательно, и у Эомера, Теодена и всех остальных, названных по имени». Однако про наугрим сказано: «У всех гномов мужского пола они были» («All male Dwarves had them», слова «male Dwarves» выделены Толкином). Хотя про женщин-кхазад прямо не сказано ничего, это можно трактовать как свидетельство в пользу того, что бород у них не было (например, из слов Пролога о том, что у потомков крепышей (Stoors) из Восточной Четверти рос обильный пушок на подбородке, вряд ли следует, что он рос у местных хоббитов обоего пола).
В тексте о внешности персонажей говорится:
«Гимли должен был быть примерно того же роста, что и хоббиты, но вероятно, несколько выше; хоббиты должны быть между 3 ф. 4 и 3 ф. 6 [101,6 и 106,7 см]. (Лично я всегда думал, что Сэм самый низкорослый из четвёрки, но самый крепкий по телосложению). Гномы были как минимум около 4 футов [122 см] роста. Хоббиты были менее плотными по телосложению, но ниже ненамного; самые высокие их мужчины были 4 фута, но редко выше».
В заметке, посвящённой экономике эльфов (подготовленной не раньше февраля 1968 г.), имеется информация и об их торговых партнёрах.
Во время Великого похода эльфы-синдар нуждались в инструментах и оружии. «В Белерианде они, в конечном счёте, получали помощь от гномов, которые содействовали (весьма охотно!) им в поисках металлов». Позднее восточные синдар, неподвластные Тинголу, занимавшиеся скотоводством, овцеводством, выращиванием зерновых и иных съедобных растений, достигли за счёт этого процветания, «так как и Дориат на западе и гномы на востоке с готовностью приобретали, что могли».
Тем не менее, «У гномов существовало сельское хозяйство – которым они в давние времена занимались, когда жили изолированно и не могли приобрести зерно и т.д. путём товарообмена. Они изобрели своего рода «плуг», который ТЯНУЛИ, как и направляли, сами: они были крепкими и сильными – но не испытывали удовольствия от такой работы, порождённой необходимостью».
В тексте о жилищах сказано, в частности, что:
«Самые ранние опыты синдар в каменном строительстве происходили на Западных побережьях в царстве Кирдана Корабела: портовые работы, набережные и башни. После возвращения Моргота из Тангородрима их постройки оставались неуютными, поскольку большинство было создано с оборонительными целями. Уровень их мастерства быстро увеличился во время их союза с гномами Эред Луина, а позже возрос ещё больше благодаря великим искусствам изгнанников нолдор. <…> В Дориате единственным большим постоянным жилищем был Менегрот, созданный с помощью гномов и по их советам: вырытый, а не «построенный» и расположенный под землёй в стиле гномов: мрачный, прочный, тайный, хотя и ставший внутри прекрасным благодаря тому, что Мелиан применила искусство Валар».
В другом тексте, посвящённом строительству Менегрота, сообщается, что Малые кхазад, «как стало известно позже, произошли от гномов, изгнанных за злые деяния из великих чертогов их рода». Исследуя во время своих странствий Белерианд, Финрод подошёл к Нарогу и «на дальнем берегу увидел он входы множества пещер. История его сотрудничества с Малыми гномами, всё ещё обитавшими там, остатками некогда более многочисленного народа, рассказана в другом месте. Но в годы ещё сохранявшегося мира Финрод воплотил в жизнь свой замысел, основав великие чертоги, позже названные Нарготрондом ( < Narog + ost-rond), залами в пещерах рядом с Нарогом. В этом труде он сначала пользовался помощью Малых гномов и их притворной дружбой; за которую он их щедро вознаграждал, пока их вождь Мим не предпринял попытку убить его во сне и не был изгнан в глушь».
В посвящённом Лесным эльфам тексте также присутствует упоминание о наугрим:
«Эльфийские (по крайней мере, по форме) названия на северо-востоке, как естественно можно предположить, первоначально появились в лесном языке королевства Трандуиля, простиравшегося до лесов, окружавших Одинокую Гору, включительно, до прихода гномов-изгнанников из Мории и вторжения драконов <…>».
В машинописном варианте эта фраза получила развитие (так, степень уверенности в происхождении названий усилилась, «изгнанники» заменены на «изгнанных», «драконы» – на «дракона», добавились леса на западном берегу Долгого озера), окончание её опубликовано в «Неоконченных преданиях», с. 258.
Один из последних текстов новой книги – «Заметка о Гномьем тракте». Согласно комментарию Карла Хостеттера, этот машинописный текст, находящийся среди толкиновских лингвистических работ, связан с поздним текстом «Поражение в Ирисной низине» («Неоконченные предания», с. 271–287), но теперь от него отделён. Он напечатан на обороте листа печатного сообщения о публикации «Аллен энд Анвин», датированного 1968 г. Другая версия, явно более поздняя, изложенная иными словами, была частично опубликована в «Неоконченных преданиях», с. 280–281, прим. 14., но этот черновик добавляет дополнительных деталей истории Гномьего тракта. В тексте «Неоконченных преданий» не было указаний на то, что Гномий тракт простирался на юг до Мории – вместо этого он спускался с Имладрисского перевала.
«Гномий тракт, Менн-и-Наугрим, был построен великим трудом гномами-Долгобородами из Мории и их роднёй из Железных холмов (Эмюн Энгрин) на северо-востоке. Гномы Мории проложили дорогу от своих ворот на север вдоль восточного склона Туманных гор, по верхнему течению Ирисной [Gladden], и далее до самой нижней точки, где возможно было построить мост через Андуин, несколько выше того места, где крутизна падения этой реки резко увеличивается. Там они выстроили каменный мост, от которого начинался Гномий тракт, ведущий прямо на восток, пересекая долину и Лес, к мосту через Кельдуин (реку Быстротечную), поставленному гномами Железных холмов, откуда эта дорога направлялась далее по открытой местности к северо-востоку до их железных копей.
Строительство мостов и первых миль пути через лес было деянием Первой Эпохи; тракт был готов в начале Второй Эпохи, когда население Мории (и в меньшей степени Железных гор) намного увеличилось за счёт переселенцев из чертогов в Эред Луине. В те дни на дороге было оживлённое движение, пока изготовление Единого Кольца и война между <…>».
К сожалению, окончание текста пока недоступно – будем ждать сентября, когда книгу «Природа Средиземья» на языке оригинала можно будет приобрести официально.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!