Найти тему
Незримая помощь

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ и два дня в году, влияющие на судьбу

Архангел Михаил
Архангел Михаил

КТО ТАКОЙ АРХАНГЕЛ МИХАИЛ

Когда-то очень-очень давно, в те далекие времена, когда не было еще ни Земли нашей, ни звезд, ни планет, ни Луны и Солнца, не было еще даже самой видимой Вселенной, в необъятных просторах Бытия, в мире, наполненном невидимыми бесплотными духами, произошла жестокая битва.

Один из самых умных и сильных ангелов по имени Люцифер, или, как называли его древние славяне, Денница, что в переводе означает «Ангел Света», отказался подчиняться своему Создателю и решил жить так, как он сам того захочет. Этот ангел решил, что он так прекрасен, умен и могущественен, что вполне может обойтись без указаний своего Небесного Отца, самостоятельно устанавливать себе правила жизни и не подчиняться тем заповедям, которые определил для подобных ему существ Всемогущий Господь. Мало того, в нем возникло непреодолимое желание самому стать подобным Творцу и даже превзойти Его Славу, сделавшись выше по достоинству. «Выше всех поставлю престол мой и стану подобен Всевышнему!» - так рассказывает о его намерениях Священное Писание.

Стал Люцифер искать себе соратников среди ангелов. Целая вечность понадобилась ему, чтобы посулами и льстивыми уговорами заманить в свои сети другие создания, число которых, согласно книге «Откровение», составило почти треть от всех бесплотных существ.

Прочие же ангелы пришли в ужас от такой крамолы, их глубоко взволновал готовящийся мятеж, а многих и вовсе поверг в замешательство. Но нашелся среди них решительный и смелый архангел, который не стал раздумывать над тем, как поступить. Он выступил вперед и воскликнул: «Да разве есть среди нас кто-то подобный Богу? Разве может создание превзойти своего Творца? Кто (может быть) как Бог?»

Это выражение «Кто как Бог?», звучащее в ивритской транскрипции как [mi kmo elohim], и дало имя храброму Архангелу – «Михаэль» или «Михаил». Он возглавил войско преданных Господу созданий.

И началась в небесах Великая война. Война жестокая и беспощадная, на кону которой стояли не жизнь или смерть, на кону стояли Вечная Гибель или Вечное Спасение. Каким образом она проходила, людям не ведомо. Святые отцы повествуют, что сражались ангелы не копьями и мечами, и не лазерным оружием с радиусом большого воздействия, они сражались с помощью неизвестных людям ангельских сил, знать о которых людям не положено.

Разумеется, у Люцифера не хватило сил противостоять армии Всемогущего Бога. Творение всегда ничтожнее своего Творца и не может превзойти его в разуме и силе. Мятежные ангелы были разгромлены войском светлых духов во главе с преданным Михаилом. А поскольку духи – создания бессмертные, и уничтожить их окончательно невозможно, то восставшие ангелы были сброшены за пределы небесных чертогов и заключены в преисподнюю. Много их пребывает и в нашем грешном мире. Свободно чувствуют себя на земле дети тьмы, наполняя ее бедами и страданиями. Правда, часто бывает и наоборот: всячески помогают демоны своим приспешникам из числа людей, купленных за материальные блага и комфортную жизнь.

Противостоять духам тьмы одними лишь человеческими силами невозможно. Нельзя даже сравнивать силы земных людей и могущественных демонов. Они несоизмеримы. Противостоять им и их соратникам из числа прельщенных обывателей можно только с помощью Господа и верных Ему созданий, наделенных особой благодатной силой. И самым главным помощником, заступником и покровителем христиан, ведущих яростную борьбу с нечистью, является Архистратиг Божий Михаил – вождь небесного войска.

Архангел Михаил низвергает Люцифера
Архангел Михаил низвергает Люцифера

ПОМОЩЬ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА

Немало случаев его помощи знает история.

Многие, наверное, помнят из курса школьной истории, как во время монгольского нашествия ордынский хан Батый, двинув бесчисленные отряды в северные русские земли, внезапно остановился, немного не дойдя до стен древнего Новгорода, и по неизвестной причине повернул войска назад. Что же случилось? Ведь не испугался же, на самом деле, покоритель Киева, Владимира и Рязани каких-то особенных укреплений. Ответ на это дан в Волоколамском Патерике. Здесь записан рассказ преподобного Пафнутия Боровского, услышанного им от татарских баскаков. Ордынцы поведали старцу, как в 1239 году Батый, осматривая разоренный Киев, увидел на дверях одного из православных соборов изображение святого Архангела Михаила. В тот момент хан воскликнул: «Вот он воспретил мне идти на Новгород!»

А знаете ли, почему в начале XVII века поляки и войска Тушинского вора не смогли покорить Троице-Сергиеву лавру?

В 1608 году к стенам этой обители подступили объединенные войска польских воевод Лисовского и Сапеги с приставшими к ним отрядами Лжедмитрия II, прозванного в народе Тушинским вором. Тридцать тысяч хорошо вооруженных захватчиков пытались штурмом овладеть лаврой и хранящимися там сокровищами. Монастырские стены стали обстреливать пушечными ядрами, одно из которых, пролетев над укреплениями, попало в Троицкий Собор, где почивали мощи преподобного Сергия Радонежского, и пробило находящуюся там икону святого Архангела Михаила.

В тот же день грозный Архистратиг явился архимандриту Иоасафу. Он заверил старца, что отомстит врагам за поругание святыни. О чудесном событии тотчас было объявлено защитникам обители, что, конечно же, не могло их не ободрить. Архангелу отслужили благодарственный молебен.

Долгих 16 месяцев длилась осада крепостных монастырских стен. Все это время поляки и войска самозванца пытались взять обитель измором и штурмом. Но не помогли им ни подкопы, ни взрывы пороха, ни многочисленные пушки с ядрами. Голод, болезни и уныние поселилось в неприятельском стане. Так и покинули пристыженные воители свои позиции, не причинив вреда святому месту. А вскоре они были окончательно разгромлены русскими ополченцами и войском князя Пожарского.

Глубоко почитают этого Архангела и представители других конфессий. К примеру, французы утверждают, что Архистратиг Михаил, наряду с Екатериной Александрийской и Маргаритой Антиохийской, являлся их национальной героине Жанне д’Арк во время освободительной войны с англичанами. Он давал ей наставления посредством невидимого голоса. Это те самые знаменитые голоса, которые слышала Жанна, и о которых свидетельствовали ее многочисленные допросы. Французы считают, что именно Архангел Михаил поручил Орлеанской деве выполнение ее главной миссии – коронования Карла VII в Реймсе. Согласно древнему преданию, во время решающей битвы за Орлеан в мерцающем небе появился святой Архангел в окружении сонма бесчисленных ангелов и сражался на стороне французов.

В наши дни Архангел тоже помогает верующим в него. Скоро приходит на помощь он тому, кто призывает его имя в молитвах. Люди свидетельствуют, что, даже просто читая акафист святому Архистратигу и возжигая лампаду перед его образом, они уже чувствуют необыкновенную защиту и покой.

ДВА ДНЯ В ГОДУ, СПОСОБНЫЕ ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ.

Вероятно, многие верующие люди знают, что, проходя свой жизненный путь, мы несем груз ответственности не только за одни лишь совершенные нами дурные поступки, но и за грехи наших прародителей. Так уж установлено Богом, что мы, подобно звеньям одной цепи, тесно друг с другом связаны. По Своему Милосердию, Господь дает возможность нашим предкам, умершим с нераскаянными грехами, благодаря нашим благим поступкам, тоже подняться ввысь. Такова Его Святая Воля.

Святитель Николай Сербский, величайший подвижник прошлого столетия, неоднократно повторял в проповедях своей пастве не забывать ушедших близких, ежедневно за них молиться и не пропускать родительские дни. Как говорил святитель: «Чем больше мы беспокоимся об их посмертной участи, тем меньше нам придется отрабатывать их грехов».

Одно из наставлений святителя Николая Сербского
Одно из наставлений святителя Николая Сербского

Существует старинное предание, приписываемое проповеди святителя Тимофея, архиепископа Александрийского, жившего в V веке. Святитель рассказывал о том, что есть в году два заветных дня: 21 ноября (собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил) и 19 сентября (день воспоминания о Михайловом чуде). В эти «Михайловы дни» небесный архистратиг особенно усердно молится у престола Всевышнего за души мучающихся в аду грешников. И по его молитвам, а также по молитвам ангелов-хранителей этих грешников и их благочестивых родственников, Всемилостивый Господь облегчает участь несчастных. По Его благословению, святой Архангел в эти дни спускается в ад и помогает прощеным душам подняться повыше из глубин преисподней «кому-то на ступеньку, кому-то повыше, кого-то вообще выводит из ада».

Предание это апокрифическое, поэтому современные священники, порой, относятся к нему скептически. Однако многие православные старцы, в числе которых был и любимый в народе «лучезарный батюшка» игумен Гурий (Чезлов), относились к нему очень серьезно. Своих духовных чад отец Гурий наставлял ни в коем случае не пропускать эти дни, и накануне ночью читать за свой род покаянные молитвы. Потому что, как учит Церковь, ночные молитвы самые сильные, в них заключен подвиг ночного бдения.

Ну, а если простит Господь нераскаянные грехи наших предков, так и нам будет жить легче.

О САКРАЛЬНОМ ЗНАЧЕНИИ ДАТЫ МИХАЙЛОВА ДНЯ

Собор Архангела Михаила и прочих бесплотных небесных сил Православная Церковь празднует 21 ноября. Эта дата была установлена в IV веке и выбрана она не случайно. День этот имеет особенное значение.

Как поясняют отцы Церкви, в древности существовал совсем иной календарь. Первым месяцем года в те времена был март. Дело в том, что сотворенный Богом мир в умах наших предков был подобен юной весне, и потому они считали, что начало нового года должно совпадать с периодом создания мира, то есть с весной. А первый месяц весны – март.

Ангельских чинов, как известно, девять. Об этом повествуется в книге «О небесной иерархии», написанной в I веке Дионисием Ареопагитом, верным учеником апостола Павла. Поэтому для празднования собора ангелов выбрали ноябрь, то есть 9-й месяц, если считать от марта.

Кроме того, по юлианскому календарю, сегодняшнее 21 ноября соответствует 8 ноября по старому стилю, поскольку разница между старым и новым стилем составляет 13 суток. А число «8» в религиозном понимании имеет абсолютно сакральное значение. Это число символизирует будущий ангельский век. Потому что за шесть дней Господь сотворил мир, в седьмой день Он почил, а в восьмой день, по учению святых отцов, спасенные люди вместе с ангелами будут иметь возможность созерцать Бога и приобщаться к нетварному свету Пресвятой Троицы.

Потому и установлено празднование Собора Ангелов именно в этот день.

-4