«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Фил. 1:1, 2).
Нам нравится получать письма, особенно от тех, кого мы любим. Этим уроком мы начинаем изучение «любовного послания» Павла — его письма к церкви в Филиппах.
Этот урок я назвал «Когда Павел писал домой». В нём мы, главным образом, рассмотрим первые два стиха книги:
«Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, — всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».
Мы также сделаем краткий обзор данного письма.
ФАКТЫ
Один из способов, как можно подойти к изучению стихов 1 и 2, — это разбирать слова и фразы по порядку. Первое слово здесь — «Павел».
Это был великий апостол к язычникам, и на момент написания письма, скорее всего, узник в Риме. Павел сам говорит о своём заточении (1:13) и возможной смерти (1:21–24). Рим считается наиболее вероятным местом заточения на основании слов апостола, который пишет, что его узы способствовали тому, что дело Христа стало известно «всей претории [всей дворцовой страже; Современный Перевод]» — элитным войскам, охранявшим кесаря (1:13). К тому же, он посылает приветствия «из кесарева дома» (4:22).
Стих 1 продолжается словами «и Тимофей». Тимофей — это спутник Павла в странствиях, молодой проповедник, бывший с ним во время написания письма. Упоминание Тимофея не означает, что он был соавтором книги; всю книгу Павел пишет от первого лица единственного числа (см. 1:3, 6–9, 12). Апостол, вероятно, просто подчёркивал, что Тимофей был его соработником, и эти слова могут означать, что Тимофей писал под его диктовку.
Себя и Тимофея Павел называет «рабы Иисуса Христа». Хотя в Современном Переводе написано «слуги», в греческом употреблено не это слово (множественная форма слова диаконос), а именно эквивалент слова «раб» (дулос). Использование данного слова указывает на несколько истин в отношении этих двух благовестников. (1) Они принадлежали Иисусу. Они были «куплены дорогой ценой» (1 Кор. 7:23). (2) Они были под властью Христа и посвятили себя исполнению Его воли. (3) Исходя из того, как это слово употреблено в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета), они были ценными слугами. Это одно из немногих писем, в которых Павел не называет себя апостолом — возможно, потому, что не было необходимости удостоверять свою личность филиппийской церкви.
Письмо адресовано «всем святым во Христе Иисусе». Слово «святые» не означает «достигшие состояния безгрешного совершенства». Греческое слово, переведённое «святые», — это слово хагиос в дательном падеже множественного числа, что означает «отделённые». В Современном Переводе это «Божьи люди» — те, кто «отделён» для служения Богу. Письмо адресовано ко всем христианам той местности.
Павел обращается к конкретным «святым» — «находящимся в Филиппах». Филиппы — это город в Македонии. Этот небольшой городок имел большое историческое значение. Филипп Македонский использовал золото, добываемое в его окрестностях, для осуществления своей цели объединения Греции. Он переименовал этот город, назвав его в честь себя «Филиппами». Через много лет недалеко от него произошла одна из величайших битв в истории, когда Октавиан и Антоний разгромили Брута и Кассия, захватив власть над Римской империей. В честь этой победы Филиппы получили статус римской колонии (см. Деян. 16:12). Однако сегодня о Филиппах вспоминают не в связи с их светской историей, а потому, что туда принёс благую весть проповедник по имени Павел (Деян. 16:6–40).
Далее упоминаются руководители общины: «…с епископами и диаконами». «Епископ» происходит от греческого эпископос, сложносоставного слова, состоящего их предлога «над» (эпи) и слова «смотрящий» (скопос), и означает «надсмотрщик», «надзиратель» или «блюститель».
Епископы в Библии называются по-разному: «епископы», «пресвитеры» (что по-гречески значит «старейшины»), «блюстители», «пастыри» (что значит «пастухи») (см. Деян. 20:17, 28; Тит. 1:5, 7; 1 Пет. 5:1, 2 в Синодальном и Современном Переводах; ср. с греческим оригиналом). Термин «епископы» («блюстители») указывает на объём ответственности, возложенной на старейшин («пресвитеров»): они надзирают за всем, что имеет отношение к общине — и особенно пекутся о вверенных им душах (см. 1 Пет. 5:2; Евр. 13:17).
Слово «диаконы» (от греч. диаконос, слуга) буквально означает «слуги». В данном контексте оно означает особых служителей церкви (см. 1 Тим. 3:8–13), работающих со старейшинами и под их началом.
Из всех своих писем Павел только здесь в приветствии выделяет руководителей церкви. Возможно, он это делает потому, что хочет поблагодарить филиппийцев за их финансовую помощь — а сбором и распределением средств, как правило, занимаются руководители общины.
Приветствие завершается словами: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа”. Это типичное приветствие Павла. Те же слова мы находим в его письмах в Рим, Коринф, Галатию и Эфес. В других его письмах приблизительно такие же приветствия, лишь немного видоизменённые. Здесь сочетается греческое приветствие «благодать» и еврейское «мир» (шалом).
ЧУВСТВА
Вышеизложенное обсуждение фактов соответствует разбору первых двух стихов в каком-либо комментарии. Однако я хочу сказать, что так быстро отложить в сторону первые фразы Павла — значит выпустить из виду те чувства и эмоции, которые стоят за ними. В 1:7 Павел пишет: «Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце».
Эмоции
Церковь в Филиппах была особенно дорога Павлу. Её можно назвать «возлюбленной церковью» Павла. В главе 4 Павел так обращается к членам этой церкви: «Братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой… возлюбленные» (4:1). В этом письме Павел не холодный логик, основательный теолог или страстный защитник веры. Он человек, пишущий от сердца своим друзьям. Вот почему я назвал этот урок «Когда Павел писал домой».
Говоря «домой», я не имею в виду, что Павел родился и вырос в Филиппах. Он родился в Тарсе, а учился в Иерусалиме (Деян. 22:3). Однако после своего обращения Павел стал гражданином всего мира. Он много путешествовал — и «дом» для него был всюду, где были его братья и сёстры во Христе. В этом отношении я чувствую себя близким родственником Павла. В детстве мои родители часто переезжали с одного места на другое. Когда люди спрашивают, где мой дом, я иногда отвечаю: «Дом там, где моя семья и друзья».
Воспоминания
Если правда, что «дом там, где наше сердце», то Павел вполне мог называть Филиппы «домом». Могу себе представить, как, садясь за письмо святым в Филиппах, он перебирал в памяти разные эпизоды своего многолетнего общения с ними.
Возможно, вначале он вспомнил своё второе миссионерское путешествие, когда вместе с Силой повторно посещал общины (см. Деян. 15:36–41). В Листре или Дервии к ним присоединился юный Тимофей (Деян. 16:1–5). Павел хотел продолжить своё путешествие по Римской дороге в Эфес, столицу римской провинции Асии, но Дух запретил ему (16:6). Тогда он решил пойти на север, в Вифинию, но Дух снова не допустил их (16:7). Так он оказался в Троаде, портовом городе на Эгейском море (16:8). Там ему был «македонский зов», видение человека, говорившего: «Приди в Македонию и помоги нам» (16:9). Вместе с присоединившимся к ним д-ром Лукой маленькая группа отплыла в Неаполь (16:10, 11). Оттуда они прошли шестнадцать километров вглубь и прибыли в Филиппы (16:12).
В город они вошли, скорее всего, по Игнатиевой дороге, оживлённой римской магистрали, по которой проходил один из главных торговых путей, соединявших восточную и западную части Римской империи. Став римской колонией, Филиппы стремились быть Римом в миниатюре. Входя в город, Павел ступал на новую территорию для проповеди евангелия. О своём служении в Филиппах и окрестностях города он говорит такими словами, как «первый день» и «начало благовествования» (Фил. 1:5; 4:15).
Служение в новой местности Павел обычно начинал с того, что шёл в синагогу, но среди филиппийцев, видимо, не нашлось и десяти иудеев, необходимых для открытия синагоги. В конце концов апостол обнаружил группу женщин, поклонявшихся у реки за городом (Деян. 16:13). Он наставил и крестил женщину по имени Лидия вместе с её домашними (16:14, 15), основав тем самым церковь в Филиппах.
Вскоре после этого Павел был арестован за изгнание нечистого духа из служанки (16:16–21). Их с Силой избили и бросили в тюрьму (16:22–24). В полночь сильное землетрясение освободило Павла и других узников (16:25, 26). События вокруг этого случая смягчили сердце их стража и представили возможность наставить и крестить его вместе со всеми домашними (16:27–34). Так маленькая филиппийская церковь пополнилась новыми членами.
На следующее утро городские служители отпустили Павла и Силу, но велели покинуть город (16:35–39; см. 1 Фес. 2:2). После короткой встречи с новообращёнными христианами в Филиппах Павел, Сила и Тимофей ушли, оставив д-ра Луку продолжать работу.
Павел пробыл в Филиппах не более нескольких недель, и всё же тамошние христиане навсегда остались в его сердце. Он ушёл, но связь между ними не прервалась. Из Филипп Павел направился благовествовать в Фессалонику (Деян. 17:1). Туда филиппийцы послали ему помощь (Фил. 4:15, 16). После этого Павел короткое время работал в Верии и Афинах, а затем пошёл в Коринф (Деян. 17:10, 15; 18:1). И снова филиппийские братья помогли ему (2 Кор. 11:9). Так продолжалось многие годы (см. Фил. 1:5).
При малейшей возможности Павел старался посетить своих братьев и сестёр в Филиппах. Во время своего третьего миссионерского путешествия, проведя почти три года в Эфесе, он пошёл в Македонию (Деян. 20:1; 2 Кор. 2:13; 7:5), где находились Филиппы. В конце третьего путешествия он из Коринфа направился в Иерусалим. Однако он не сел на корабль, идущий прямо в Иерусалим, а вначале пошёл на север, в Филиппы (Деян. 20:3, 6), где к ним присоединился Лука.
В Иерусалиме его сразу же арестовали (Деян. 21:15—26:32). После нескольких лет заключения (24:27) он был отправлен в Рим, чтобы предстать перед кесарем (27:1—28:31). В ожидании суда он писал «тюремные послания». Среди этих посланий было и письмо церкви, которая всегда присутствовала в его мыслях: общине в Филиппах. (Другие «тюремные послания» — это Послания к ефесянам, колоссянам и Филимону; см. Еф. 6:20; Кол. 4:3; Флм. 10).
Повод
Любовь — достаточный повод для любого письма, но когда мы читаем это послание, то приходим к выводу, что Павлом двигало несколько мыслей. Во-первых, это мысль о той помощи, которую филиппийцы послали ему, когда он находился в Риме. В Фил. 1:5 Павел говорит об их «участии в благовествовании от первого дня даже доныне». В 4:14 он вспоминает о проявленном к нему участии. Очевидно, на какое-то время они потеряли с ним связь (4:10), но когда узнали, где он и в чём нуждается, то послали к нему одного из своих товарищей, Епафродита. Епафродит принёс помощь из Филипп, но мало того — он стал лично служить апостолу (см. 2:25). Павел говорит филиппийцам, что «получил от Епафродита посланное [ими], как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (4:18). Одной из целей написания апостолом этого письма было поблагодарить филиппийских христиан.
Другим поводом для письма было рассказать о самом Епафродите. Будучи в Риме, он смертельно заболел (2:25, 27, 30). Слух о его болезни дошёл до Филипп, и христиане встревожились (2:26). Павел успокоил их, написав письмо и отослав Епафродита назад (2:25, 28). Вероятно, он сам, вернувшись в Филиппы, и передал им это письмо.
Ещё одна мысль о церкви в Филиппах не давала покоя Павлу. В этом городе с ним обошлись жестоко, и гонение, видимо, продолжалось. Он призывает филиппийцев «не страшиться ни в чём противников» (1:28). «Потому что вам, — пишет он, — дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите обо мне» (1:29, 30). Павел пытается ободрить их, рассказав о своих планах. Он собирался вскоре послать к ним Тимофея (2:19– 23), а также надеялся освободиться из заключения и прийти к ним лично (1:26; 2:24). В другом «тюремном послании» Павел выражает уверенность в скором освобождении (см. Флм. 22).
А пока он хотел послать им весть, чтобы укрепить и утешить их. Как обычно в своих письмах, Павел пользуется удобным случаем, чтобы похвалить (см. 1:3–7), повелеть (см. 2:5), предостеречь (см. 3:2) и поправить их (см. 4:2).
Что касается исправления, то некоторые толкователи считают, что в филиппийской церкви были большие духовные проблемы. Павел велит тамошним христианам иметь «одни мысли» (2:2), и толкователи воспринимают это как свидетельство того, что в общине было множество разногласий. К тому же, апостол говорит своим читателям: «Всё делайте без ропота и сомнения» (2:14), в связи с чем некоторые делают вывод, что роптали все члены. Однако к разнообразным темам этого письма могла (и может) с пользой для себя прислушаться любая община, где бы она ни находилась, — независимо от того, есть у неё значительные проблемы в этих областях или нет.
Павел действительно перечисляет несколько проблем, с которыми столкнулась община: две сестры там, очевидно, не ладили между собой (4:2); кроме того, апостол предостерегает церковь от лжеучителей (3:2, 18, 19). Тем не менее, я настаиваю, что апостол пишет письмо филиппийцам не для того, чтобы исправить множество проблем, как в случае с 1 и 2 Коринфянам. Внешнюю причину беспокойства Павла о разногласиях и разделениях лучше поискать в пределах того города, из которого Павел пишет (см. Фил. 1:15, 16). Павел не хотел, чтобы его любимая церковь в Филиппах испытала те же проблемы, какие существовали в римской церкви.
Письмо Павла дышит уверенностью, радостью, дружбой и единством. Это любовное послание.
ФОРМАТ
Теперь у вас уже должно быть общее представление о письме Павла к филиппийцам. Прежде чем покончить со вступительной частью, давайте обсудим формат книги.
Письмо
Во-первых, это письмо и потому имеет общие для всех писем I века характерные особенности:
• Указание автора: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» (1:1).
• Указание адресата: «Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами» (1:16).
• Приветствие: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (1:2).
• Благодарение: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне» (1:3-5; плюс ст. 6-11).
• Само послание: основная часть письма (1:12—4:23). Примечание: письмо было принято заканчивать дополнительными словами благословения и приветствий. Павел так и заканчивает (4:21-23).
Можно спросить, почему имя отправителя стоит в начале письма, а не в конце, где мы ставим его сегодня. В те дни письма писали на свитках, и потому соответствующую информацию помещали в начале свитка, чтобы сразу, как только его начинали раскручивать, было известно, кто написал и с какой целью.
Содержание
Послание к филиппийцам не просто письмо; это личное письмо. И поэтому оно переходит от одной темы к другой без чёткой системы и особой заботы о том, чтобы всё было связно. Это как непринуждённый разговор, когда одна тема незаметно сменяет другую, как в неформальной беседе друзей. Поэтому любой план к этой книге будет несколько натянутым. Как можно проанализировать любовное письмо? И всё же существует несколько полезных планов этой книги. Вот классический план Эвона Мелоуна:
• Гл. 1: Христос — наша цель (см. ст. 21).
• Гл. 2: Христос — наш образец (см. ст. 5).
• Гл. 3: Христос — наша награда (см. ст. 13, 14).
• Гл. 4: Христос — наш даятель (см. ст. 13, 19).
Поскольку (как мы увидим) главной темой книги является то, как мы мыслим, то Уоррен Уирсби свой план строит исходя именно из этой темы:
• Гл. 1: одни мысли.
• Гл. 2: смиренные мысли.
• Гл. 3: духовные мысли.
• Гл. 4: верные мысли.
Однако один из лучших подходов к книге — это, наверное, привести её содержание:
(1) Приветствие Павла (1:1, 2).
(2) Благодарение и молитва о филиппийцах (1:3–11).
(3) Мысли по поводу заключения заключение Павла — и о страдании в целом (1:12–30).
(4) Призыв способствовать единству своим смирением и послушанием — как поступал Христос (2:1–18). Это самый главный теологический раздел письма.
(5) Отдалённый план послать Тимофея и ближайший план послать Епафродита (2:19–30).
(6) Предостережения против лжеучителей и Павел как достойный пример для подражания (3:1–21).
(7) Разные наставления: о единстве, о радости, о правильном мышлении (4:1-9). Для многих из нас это один из самых важных разделов послания.
(8) Благодарение за их дар и учение о том, как быть довольным (4:10-19).
(9) Заключение — с личными приветствиями и благословениями (4:20-23).
Темы
Хотя кажется, что письмо почти не имеет какой-либо внутренней организации, оно содержит несколько всё время повторяющихся тем. Одна из них — это «общение», или «участие» (см. 1:5; 2:1, 25; 4:3, 15). Другая — помыслы: читая книгу, поищите такие слова как «мысли», «чувствования», «помышления», «думать», «размышлять», «воспоминание». В книге есть также как бы идущие вторым планом рассуждения о гонении и страдании.
Одной из преобладающих тем является «радость». Послание к филиппийцам называют «гимном радости». Слова «радость» и «радоваться» в книге встречаются пятнадцать раз. К примеру:
«Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем людям. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прощении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (4:4-7).
В связи с радостью в книге встречаются и другие слова, например: «благодарение», «мир» и «доволен».
Поймите, что эта радость не просто результат «позитивного настроя». Книга ясно говорит, что источник нашей радости — Христос. Тема «Иисус Христос, и притом распятый» проходит через всё письмо:
• Определение «Христос» самостоятельно встречается в книге семнадцать раз (см. 1:10).
• Имя «Иисус» самостоятельно встречается один раз (2:10).
• Сочетание «Христос Иисус», или «Иисус Христос» (без слова «Господь») встречается шестнадцать раз (см. 1:1).
• Титул «Господь» самостоятельно встречается девять раз (см. 1:14).
• Сочетание «Господь Иисус» (без слова «Христос») встречается один раз (2:19).
• Самый полный титул, “Господь Иисус Христос», или «Христос Иисус, Господь мой», встречается четыре раза (см. 1:2). Своей кульминации этот титул достигает в 3:20, где Павел предваряет его словом «Спаситель».
• Имеются также указания на смерть Иисуса (см. 3:10, 18) плюс девять ссылок на евангелие (см. 1:5).
Ключевое выражение книги — «во Христе» или его эквивалент; оно употреблено по меньшей мере шестнадцать раз (см. 1:1, 26; 4:4). В других местах оно может быть не таким явным. Например, в 1:13 «узы мои о Христе» буквально означают «моё заключение во Христе». «Во Христе» — излюбленное выражение Павла (см. Рим. 3:24; 6:11; 8:1; 9:1). Он использовал его, когда хотел сказать о нашей связи с Господом — связи настолько особенной, настолько тесной, настолько близкой, что передать её мы можем, лишь сказав, что мы «в Нём». Христианин живёт «во Христе», как птица в воздухе, рыба в воде, а дерево укоренено в земле. Христианин «отличен» от других, ибо всегда знает о всеохватывающем присутствии Иисуса!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторое время назад я сказал своей матери, что планирую написать о Послании к филиппийцам. Её лицо осветилось, и она сказала: «Я люблю эту книгу!» А потом задумчиво добавила: «Но я не всегда соответствую тому, чему она учит». Это заставило меня вспомнить места в книге, обличающие меня:
• «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (4:4).
• «Всё делайте без ропота…» (2:14).
• «...я научился быть довольным тем, что у меня есть» (4:11).
Изучение этой книги будет экзаменом для меня — и, возможно, для вас тоже. Однако я с нетерпением приступаю к ней, потому что наряду с обличением она приносит и утешение. Изучение «радостного христианства» будет волнующим занятием!
«Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа».
#библия #новый завет #толкование нового завета #христианство #религия