Найти тему
Журнал не о платьях

"Человек, который превратил искусство в скандал". Загадочный Чарльз Саатчи

Ловкий «артоголик»

Даже далекие от искусства люди слышали о скандальных инсталляциях в Лондоне. Ожесточенные споры, искусство ли это, шли всюду. Но мало кто знал, что автором громкой провокации и режиссером прекрасно разыгранной пьесы под названием «Молодые британские художники» был все тот же Саатчи.

Чарльз увлекся искусством еще в начале 70-х под влиянием первой жены. Впервые он купил картину в 1973 году в Париже – реалистическую работу британского художника Дэвида Хэфера. Затем заинтересовался абстракционизмом. Коллекция началась с работ американских минималистов Сола Левитта и Роберта Мэнгольда. Лондонская галерея «Лиссон», предпочитавшая минимализм, стала получать от Саатчи дотации. К 80-м он созрел для открытия своей галереи. В корпусе бывшей фабрики красок на северной окраине Лондона в феврале 1985 года появилась просторная белоснежная Saatchi Gallery. Гости увидели в основном американский модерн – деревянные и бетонные скульптуры Дональда Джадда, монохромные холсты Брайса Мардена, странные композиции Джефа Кунса из плексигласовых бассейнов с баскетбольными мячами, работы Сола Левитта, Франка Стеллы и даже короля поп-арта Энди Уорхола. Выставлялся там и Люсьен Фрейд, внук Зигмунда Фрейда, один из самых ярких современных реалистов.

Любители искусства считали галерею местом необычным. Лондонская арт-атмосфера была скучной, и Саатчи сильно оживил ее. С начала 90-х он ищет новые имена среди молодых британских художников, скупает целые мастерские, устраивает показы. После студенческой выставки загорается необычными идеями молодых и становится их патроном. Купив работы, сразу показывает их публике. И не просто так, а явно с целью ее шокировать. Вскоре Чарльз продает часть коллекции, чтобы вложить деньги в новое направление.

Источник фото: commons.wikimedia.org
Источник фото: commons.wikimedia.org

Этот грандиозный стратегический шаг Саатчи-артдилера изменил взгляд на современное искусство во всем мире. На зеленом «роллс-ройсе» он объезжал мастерские. Найдя что-то, по его мнению, ценное, скупал сразу все работы автора. Трудно сказать, что двигало Чарльзом – то ли желание шокировать, то ли личный оригинальный вкус. Одним из первых экспонатов стала работа Дэмиана Херста. Это сейчас он знаменит, а в начале 90-х юноша искал свой путь. Вряд ли классиков арт-рынка восхитил бы стеклянный контейнер с гниющей коровьей головой, где ползали мухи и черви, однако Саатчи работу купил и выставил. А еще - инсталляцию Трейси Эмин «Все, с кем я спала. 1963-1995»: палатка, расписанная именами любовников Эмин, ее родных и двоих нерожденных детей. По слухам, Саатчи заплатил за это $60 тыс. Потом он купил гротескные скульптуры братьев Чепмен, похожие на объемное порно. От посетителей не было отбоя.

«Одним нравится искусство, другим – получать шок от искусства. Все счастливы», – усмехался Саатчи.

Как и в рекламе, он искал оригинальные идеи, только теперь в форме искусства. С выставок Саатчи начиналась карьера многих. 22-летняя художница Дженни Савиль, вовремя попавшаяся ему на глаза, получила студию и контракт. Когда-то нищая, сегодня Савиль продает свои огромные холсты с дородными матронами по цене свыше 1 млн долларов.

В 1997 году в лондонской Королевской академии искусств открылась выставка под названием «Сенсация». «На выставке представлены работы, которые могут кому-то показаться абсолютно безвкусными» – гласила табличка у входа. Именно здесь родилось то, что позже назовут брит-арт, или Young British Artists, YBA.

Гениальный пиарщик, Чарльз оказался креативным арт-дилером. Он придумал новый эпатажный бренд, объединивший творцов по критериям времени и места: «Сегодня, Англия». Постель Трейси Эмин с пустыми бутылками и грязным бельем, обнаженный силиконовый труп «Мертвого папы» Рона Мьюека, портрет серийной убийцы Майры Хиндли из отпечатков детских ладоней, плавающие в формальдегиде распиленные свиньи, коровы и акулы Дэмьена Херста… Работы вызывали отвращение и культурный шок, но публика валила валом.

Британские газеты вышли с кричащими заголовками, и дерзкие художники вмиг проснулись звездами. Их скандальное творчество называли неэтичным, возмущались ими и восторгались. Англия забурлила: в Лондоне шли демонстрации против «неправильного искусства», противники забрасывали экспозицию сырыми яйцами. Выставка переехала в США, и тогдашний мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, возмущенный картиной британского художника-нигерийца Криса Офили, пообещал урезать бюджет музея. Еще бы – чернокожая дева Мария на холсте была украшена слоновьим навозом. Но цели Саатчи достиг: рынок современного искусства отныне был в его руках.

Planos-pipas n17 (2013), Marcelo Jácome © Marcelo Jácome, 2013. Image courtesy of the Saatchi Gallery, London
Planos-pipas n17 (2013), Marcelo Jácome © Marcelo Jácome, 2013. Image courtesy of the Saatchi Gallery, London

Так и пошло: Саатчи интересуется художником – и тут же цены на его работы растут, искусствоведы о нем пишут. То, что нравится, Саатчи покупал за любую цену: «Я никогда особо не думаю о рынке. Мне не жаль заплатить за работу, которую я хочу, в три-четыре раза больше ее рыночной стоимости». Конечно, Чарльз лукавил – он был уверен, что позже продаст все намного дороже. По данным газеты Guardian, в 1991 году Саатчи за $22 000 приобрел автопортрет Марка Куинна: замороженная голова, отлитая из 4,5 л его собственной крови. Фанаты объясняли: это метафора творчества художника, создающего свои работы из воспоминаний, идеалов, страхов и жизненных сил. В 2005-м Саатчи перепродал голову уже за $2,7 млн. За акулу в формальдегиде Саачи заплатил Херсту в 1992 году $84 000, а перепродал за $13 млн.

Бывало и наоборот: Саатчи теряет интерес к художнику, и его можно списывать в утиль. Итальянский неоэкспрессионист Сандро Киа считал, что Саатчи погубил его карьеру, а ирландский художник Шон Скалли обвинил Чарльза в падении своего рейтинга: «Сначала он взвинтил цены на мои работы, а затем избавился от них». Саатчи парировал: «Поскольку картины Скалли уходят сегодня с аукционов за $800 000 и более, не думаю, что я полностью разрушил его рынок». И невинно добавил, что ему просто нравится освежать коллекцию:

«Коллекционеры – незначительные фигуры в системе вещей. Что имеет значение и выживает – так это искусство. Я покупаю то, что нравится, чтобы показать на выставках. Затем… я продаю это и покупаю что-то еще. Это не значит, что я поменял свое мнение о работе... Просто не хочу хранить что-то вечно».

В 2003 году Саатчи перевез галерею на набережную Темзы. Здесь появились очень сложные инсталляции – вроде сюрреалистического озера Ричарда Уилсона. Но через год пожар уничтожил огромную часть коллекции. Потери Саатчи, по оценкам, составили 50 млн фунтов стерлингов. Из-за конфликта с арендодателем он сменил здание, и галерея открылась в 2008 году в огромном роскошном особняке в фешенебельном районе Челси. Заодно Саатчи создал сайт, где любой художник может выставить свои картины, а любой коллекционер – купить их. В 2009 году на канале BBC шло реалити-шоу «Школа Саатчи» – своеобразная «Фабрика звезд» для художников. Победитель получал от Саатчи бесплатную студию на три года и возможность участия в выставке Newspeak в Эрмитаже.

Сейчас галерея ­– одна из самых популярных в Лондоне, хотя в ней скандал за скандалом – а может, благодаря этому? Вход в нее бесплатный. В 2010 году галерея перешла к Лондонскому музею современного искусства. «Саатчи собрал коллекцию огромной международной значимости. Его решение подарить все народу – акт потрясающей щедрости», – сказал министр культуры. Но лондонцы относятся к Саатчи с опаской. Вдруг дар – часть некой рекламной кампании? Они так и не понимают, искусство все это или просто дутый пузырь. И кто сам Саатчи – провидец или мистификатор?

Понравилось? Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Начало: "Однажды еврейский мальчик из Багдада придумал рекламу курочки". Чарльз Саатчи - самый загадочный магнат современности

Алла Горбач (с) "Лилит" Фото вверху: theworldsbestever.com