Завелась у меня традиция - перед парадом на День ВМФ приходить к бухте и фиксировать, кого в этом году на бочки поставили. В прошлом году, правда, сбой вышел; но в этот раз я своего не упустил:
Во главе - ПЛ пр. 636.3 "Великий Новогород"; следом - ПСКР пр. 22460 "Аметист"; за ним - тральщик пр. 12700 "Иван Антонов". Позади тральщика - "стратегическая канонерка" пр. 21631 "Орехово-Зуево" и БДК пр. 775 "Азов". После БДК - представители семейства 1135: сперва пр. 1135М "Пытливый", за ним - пр. 11356 "Адмирал Эссен". Замыкает строй флагман флота, ГвРКр "Москва", пр. 1164.
Корабли поближе:
1. "Великий Новгород":
Б-268, пятый корабль в серии; вступивший в строй в 2016 году. Два раза гонял бармалеев - 2017 и 2021 год.
2. "Аметист":
Если не изменяет память, именно он обстреливал ЭМ "Дефендер" во время недавнего чп у Фиолента. По крайней мере, на известной записи, отчётливо слышно: ""Аметист", я - "Проворный". Выполнить предупредительную стрельбу!"
3. "Иван Антонов":
Честно признаюсь - особо нечего про него сказать. Разве что, отметить стеклопластиковый корпус.
4. "Орехово-Зуево":
Несёт 8 "Калибров" - и этим всё сказано.
5. "Азов"
Построен в Гданьске, в 1990 году (интерсно, пресловутый Валенса, к нему руку не прикладывал?) Участник "Сирийского экспресса". Ещё знаменит своим проходом под свежеустановленной аркой Крымского моста в 2017 году.
6. "Пытливый":
Последний представитель СКР проекта 1135М - от своих предшественников они визуально отличаются кормовыми башнями: калибр орудий увеличен с 76,2 до 100 мм. Несмотря на возраст - активно используется; в частности, следит за "гостями незваными".
7. "Адмирал Эссен"
Второй представитель своего проекта - 11356. В своё время, с ним случилась неприятная история: в начале перехода в Чёрное море, из-за навигационной ошибки, корабль повредил винты, и вынужден был пройти докование для их замены. После ремонта, фрегат отправился в Средиземное море, отстрелялся по бармалеям и прибыл к месту постоянного базирования. Активно несёт службу как в Чёрном, так и Средиземном морях.
8. "Москва"
После 2016 года встал на прикол по состоянию машин, и судьба его подвисла - были мысли даже, о его утилизации. Тем не менее, севастопольские судоремонтники смогли вернуть кораблю ход. В итоге, крейсер снова в строю и даже успел уже сходить в Средиземное море.
Впрочем, кроме, собственно, ордера, было в бухте ещё кое-что интересное:
В районе Инженерного мыса, на якорях стоял МТЩ пр. 12660 "Железняков", постройки 1988 года. Пожалуй, самый крупный из несущих службу тральщиков - водоизмещение 1150 тонн полное. Из примечательных моментов - участие в войне "трёх восьмёрок".
Касательно внешнего вида - личное наблюдение: почему-то, 100-мм артустановка на кораблях пр. 21631 выглядит вполне гармонично, однако, артустановка АК-176, калибра 76,2 мм, на борту тральщика выглядит избыточной. Может, дело в том, что у "Железнякова" она стоит ближе к оконечности?