Найти тему
НПАП №1 Икарус

Ikarus 285: "гармошка" для Тайланда

К середине 90-х годов, в силу изменившейся геополитической обстановки, завод Ikarus испытывал всё более возрастающие трудности со сбытом своей продукции. Из-за целого ряда внешних и внутренних проблем на предприятии сократилось производство. В этот сложный период, теряя многих традиционных зарубежных заказчиков, венгерский производитель вынужден был искать новых партнёров. Расширение присутствия на азиатском рынке стало важной задачей внешнеэкономической стратегии завода.

▲ Ikarus 285 в Бангкоке, конец 90-х    /// Архив BMTA
▲ Ikarus 285 в Бангкоке, конец 90-х /// Архив BMTA

В 1993 году в рамках предполагавшегося сотрудничества с Малайзией был построен опытный прототип Ikarus 285.K1. Машина представляла собой изменённый для левостороннего движения вариант Икаруса-283, адаптированного к условиям юго-восточной Азии. Трёхдверный автобус сочленённой схемы длиной 18 метров был оснащён кондиционером

▲ Ikarus 285.K1 /// Архив Ikarus
▲ Ikarus 285.K1 /// Архив Ikarus
Иных сведений того периода о данной машин найти не удалось

К сожалению, с Малайзией не сложилось, однако соседний Тайланд проявил интерес к вместительной машине. По каким-то причинам, возможно, что из-за высоких ввозных пошлин, завод изготавливал только шасси. Постройку кузовов и окончательную сборку было решено производить на месте. Ходовая "основа" автобуса была оснащена двигателем Mercedes и гидромеханической передачей Voith

▲ Шасси для левосторонних автобусов на территории завода Ikarus. Судя по наличию интеркулера двигатель Mercedes оснащался турбонаддувом /// Архив Ikarus
▲ Шасси для левосторонних автобусов на территории завода Ikarus. Судя по наличию интеркулера двигатель Mercedes оснащался турбонаддувом /// Архив Ikarus

В 1994 году 50 готовых шасси были отправлены заказчику.

Изготовление кузовов и окончательная сборка происходила на предприятии Wu Cherdchai Industry Co., Ltd. Процессом руководил венгр Шандор Кокеш (Sándor Kokesch).

Имя этого человека встречается в венгерских источниках вместе с упоминанием о предприятиях Ikarus и JÁFI-Autokut, но какую должность он занимал выяснить не удалось.

Мелкие комплектующие и детали интерьера салона тоже были местного производства ▼►

Тайский кузов получился весьма симпатичным и аккуратным. Внешний дизайн был намного удачнее, чем таковой у Ikarus 283.20 в Тунисе, а интерьер же получился и вовсе люкс по сравнению со спартанским тунисским вариантом с его жёсткими сидениями.

После сборки первого экземпляра была устроена небольшая презентация с участием представителей сторон

▲ Надпись IKARUS 283 у первого экземпляра сдвинута влево. У остальных машин она располагалась правее, освобождая место для стандартного расположения бортового номера. Также вызывает вопросы сама надпись. Почему 283, а не 285?   /// Архив Ikarus
▲ Надпись IKARUS 283 у первого экземпляра сдвинута влево. У остальных машин она располагалась правее, освобождая место для стандартного расположения бортового номера. Также вызывает вопросы сама надпись. Почему 283, а не 285? /// Архив Ikarus

Событие освещалось в местной прессе

▲ Кто сможет перевести текст, тому плюс в карму. Картинка найдена в Интернете
▲ Кто сможет перевести текст, тому плюс в карму. Картинка найдена в Интернете

Ещё несколько фото первого экземпляра ▼►

Новые машины поступили в парк перевозчика Bangkok Mass Transit Authority (BMTA) и вышли на улицы Бангкока в 1995 году ▼►

К сожалению, автобусы работали сравнительно недолго. По техническим причинам шесть машин были отстранены от эксплуатации уже в 2001 году. Скорее всего к такому исходу привела низкая культура эксплуатации и малоквалифицированный ремонт. В соцсетях можно найти воспоминания тайцев, что некоторые Икарусы сильно дымили и в них было жарко. Видимо, кондиционеры тоже работали не во всех машинах. Сам же завод не спешил оказывать техническую поддержку своим мелкосерийным изделиям с "чужим" силовым агрегатом. Последним годом эксплуатации "Икарусов" в Бангкоке стал 2007-й, когда на линии оставалось лишь несколько машин. После этого списанные машины постепенно разбирались и утилизировались. К настоящему времени ни одного экземпляра не сохранилось ▼►

Несмотря на малую партию собранных машин, Икарусы всё же вошли в историю общественного транспорта Тайланда. Пользователи соцсетей вспоминают эти автобусы с симпатией. Особо отмечают сочленённую схему, до того невиданную для этой страны. Также упоминается такая деталь, как расположение некоторых сидений лицом к лицу, что видимо шло несколько вразрез с местным менталитетом..

К сожалению, в статье очень мало внимания уделено техническому устройству и комплектации как опытной, так и серийных машин. Это связано с весьма скудной доступной информацией об этой модели. Автор с благодарностью примет любые сведения по данной теме.

Всем спасибо! До свидания! Ikarus örökké!

Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы соцсетей Facebook и Twitter
Текст: Сергей Иванов. Фото и картинки взяты из открытых источников, если не указано иное. Цитирование, частичное и полное, только с согласия автора. В статье использованы материалы соцсетей Facebook и Twitter