Найти в Дзене
Андрей Аксютин

StuG III и StuH 42. «Более 10,5 тысяч». Правда или вымысел?

В литературе и Сети этим САУ посвящено множество публикаций. В основном они охватывают историю создания, развития, их ТТХ и особенностям внешнего вида. В гораздо меньшей степени рассматривается вопрос о количестве выпущенных машин. Причем цифры приводятся в основном из "Encyclopedia of German tanks of World War Two", 1978 года выпуска. Но в последнее время стали попадаться "творения", где с этим вообще беда и диву даешься, на какой мусорке автор этот шлак подобрал. Рассмотрению производства самой массовой боевой машины Третьего Райха и будет посвящена эта статья. Sturmgeschütz III Для изготовления опытной партии 0. Serie/Pz.Sfl. III были использованы 5 шасси (№№ 60211 – 60215) из 2. Serie Z.W. (Pz.III Ausf B). Их изготовителем являлся Daimler-Benz. Если для изготовления корпусов использовалась броневая сталь, то для рубок – конструкционная. Полностью установки фирма закончила к концу 1937 года. Вплоть до 1941 года машины использовались как учебные в артиллерийской школе в Ютербоге. Не

В литературе и Сети этим САУ посвящено множество публикаций. В основном они охватывают историю создания, развития, их ТТХ и особенностям внешнего вида. В гораздо меньшей степени рассматривается вопрос о количестве выпущенных машин. Причем цифры приводятся в основном из "Encyclopedia of German tanks of World War Two", 1978 года выпуска. Но в последнее время стали попадаться "творения", где с этим вообще беда и диву даешься, на какой мусорке автор этот шлак подобрал. Рассмотрению производства самой массовой боевой машины Третьего Райха и будет посвящена эта статья.

Sturmgeschütz III

Для изготовления опытной партии 0. Serie/Pz.Sfl. III были использованы 5 шасси (№№ 60211 – 60215) из 2. Serie Z.W. (Pz.III Ausf B). Их изготовителем являлся Daimler-Benz. Если для изготовления корпусов использовалась броневая сталь, то для рубок – конструкционная. Полностью установки фирма закончила к концу 1937 года. Вплоть до 1941 года машины использовались как учебные в артиллерийской школе в Ютербоге.

4-я машина из 0-Serie. Ютербог, 1940 год
4-я машина из 0-Serie. Ютербог, 1940 год

Не смотря на то, что испытания установки в целом прошли успешно, запуск ее в серию ограничивался отсутствием работоспособного шасси. Только после постановки в производство 4. Serie Z.W (Pz.III Ausf Е), для StuG загорелся зеленый свет.

StuG Ausf A из 1.Serie/s.Pak, переданный Leibstandarte SS Adolf Hitler
StuG Ausf A из 1.Serie/s.Pak, переданный Leibstandarte SS Adolf Hitler

1.Serie/s.Pak, StuG Ausf A (№№ 90001 – 90030) была запущена в производство в январе 1940 года; последние 10 машин Daimler-Benz сдал в мае, 6 из которых отправили в Leibstandarte SS Adolf Hitler. Впрочем, этими 30 установками серия не ограничилась. Для возмещения переданных войскам СС установок, в июне 1940 года Daimler-Benz выпустил дополнительную партию из 6 единиц (№№ 90401 – 90406). Шасси для нее взяли из 6. Serie Z.W (Pz.III Ausf G), рубку – от StuG Ausf B. Однако коробка передач ставилась аналогичная первой серии, поэтому в документах этот «кентавр» именовался Ausf А. Эти машины поступили на вооружение 666-й батареи штурмовых орудий.

-3
Один из "кентавров"
Один из "кентавров"

Производство 250 установок 2.Serie/s.Pak, StuG Ausf В (№№ 90101 – 90350) началось в июне 1940 года. За ней последовали 50 машин 3. Serie/s.Pak, StuG Ausf В (№№ 90501 – 90550). Теперь изготовителем выступал Alkett, так как Daimler-Benz полностью переключился на выпуск Pz.III. Полностью серия была закончена в апреле 1941 года.

-5

Также к 3. Serie/s.Pak относились 50 StuG Ausf С (№№ 90551 – 90600) и 150 StuG Ausf D (№№ 90601 – 90750). Выпуск их производился с апреля по май (Ausf С) и с мая по сентябрь (Ausf D) 1941 года.

-6
StuG Ausf C и Ausf D практически ничем друг от друга не отличались.
StuG Ausf C и Ausf D практически ничем друг от друга не отличались.

4.Serie/s.Pak, StuG Ausf Е стала выпускаться с сентября 1941 года. Первоначальный контракт предусматривал 500 единиц, однако, ввиду перевооружения машины, был сокращен. Вернее правильнее будет сказать, что не выполненная часть серии трансформировалась в новую. Всего в данном исполнении, то есть с 7,5 cm StuK 37 L/24, было выпущено 284 установки (№№ 90751 – 91034). Последние машины сдали в феврале 1942 года.

-8
Опытное орудие 7,5cm StuK 40 L/43, установленное на первое шасси StuG Ausf F
Опытное орудие 7,5cm StuK 40 L/43, установленное на первое шасси StuG Ausf F

С марта запустили в серийное производство 5.Serie/StuG Ausf F. По сентябрь было изготовлено 366 установок (№№ 91035 – 91400), из которых первые 120 были вооружены пушкой 7,5cm StuK 40 L/43 (№№ 91035 – 91154), в то время как все последующие получали исключительно 7,5cm StuK 40 L/48.

-10

Наконец, с сентября по декабрь 1942 года Alkett собрала еще 250 машин (№№ 91401 – 91650) со старой конфигурацией рубки, но с увеличенной до 80 мм лобовой броней. Данная модификация именовалась StuG Ausf F/8 (8 – это толщина бронирования в см).

-11
Вопреки расхожему мнению, на StuG Ausf G на всем протяжении производства ставились как литая, так и сварная конструкции маски пушки
Вопреки расхожему мнению, на StuG Ausf G на всем протяжении производства ставились как литая, так и сварная конструкции маски пушки

Начиная с декабря 1942 года в серию запустили StuG Ausf G. Машина получила новую рубку с командирской башенкой. Эта модификация выпускалась на Alkett по апрель 1945 года. Всего было сдано 5221 StuG Ausf G (№№ в диапазоне 91651 – 94250 и 105001 – 108920). С февраля 1943 года к производству штурмовых орудий привлекли фирму MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. По март 1945 года там сдали 2586 StuG (№№ 95001 – 97586). Итого можно говорить о 7807 сделанных StuG Ausf G. Однако стоит отметить, что для их изготовления так же были использованы 142 шасси Pz.III Ausf М (№№ 76127 – 76210, 77351 – 77408), собранные на MAN в январе – октябре 1943 года. Впрочем, при переоборудовании их в StuG они получали номера из общей серии.

-13

Штурмовые орудия практически не переделывались в другие машины. Исключением являлись только 10 StuG, в мае – июне 1943 года переоборудованные в огнеметную установку StuG (Fl). Для этой цели использовались ремонтные шасси от Ausf В до Ausf F/8. В боевых действиях машины не участвовали. Уже в феврале – апреле 1944 года все 10 были переделаны обратно в StuG с пушкой StuK 40.

Таким образом, суммарный выпуск StuG III составил 9243 серийные машины.

Sturmhaubitze 42

О возможности вооружения штурмового орудия 105-мм гаубицей заговорили уже ближе к концу 1941 года. 2 декабря было выдано задание на изготовление опытной партии таких машин, вооруженных орудием с баллистикой легкой полевой гаубицы leFH 18 L/28. Предписывалось 5 машин изготовить уже к концу декабря 1941 года, 5 в январе и 2 в феврале 1942.

StuH из экспериментальной серии
StuH из экспериментальной серии

Однако работы затянулись и первый прототип Alkett изготовил только в марте. В конце мая были закончены 5 установок, 3 в октябре и еще 3 в январе 1943 года. Для изготовления машин тестовой серии использовались ремонтные шасси StuG от Ausf В до Ausf F.

Первые 9 StuH для войсковых испытаний были отправлены в 3-ю батарею 185-го дивизиона штурмовых орудий. Впервые в боевых действиях машины были использованы 22 ноября. Результаты оказались неутешительными. Выявилось, что шасси ремонтного StuG непригодно под установку нового орудия. Требовалось усиление подвески.

Аналогично StuG, маска орудия использовалась обоих типов
Аналогично StuG, маска орудия использовалась обоих типов

Так или иначе, после доработок, в марте 1943 года StuH была запущена в серию. Целиком и полностью машина базировалась на шасси StuG Ausf G. Изготовителем до самого конца производства оставался Alkett. Поскольку шасси для StuG и StuH выпускались параллельно, то серийные номера машин выделить едва ли возможно. Они находились в диапазоне 92151 – 94250, 105001 – 108920. Всего сдали 1299 серийных установок, не считая 12 переоборудованных из StuG.

-16

В итоге, всего было изготовлено около 10540 машин обоих типов (выпуск апреля 1945 года в источниках указывается примерным, плюс – минус…). По массовости они уступали только советской СУ-76.

И напоследок. Сколько StuG было задействовано в нападении на СССР 22 июня 1941 года. 18 апреля 1941 в штат батареи K.St.N. 446 была внесена дополнительно еще одна установка для командира подразделения. С этого времени в батарее полагалось иметь 7 машин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что указанные в немецких документах прибывшими на Восточный фронт с 22 июня по 4 июля 1941 года 301 установка абсолютно соответствует действительности.

Источники:

Sturmgeschutz & Its Variants. Walter J. Spielberger. The Spielberger German Armor & Military Vehicles Series, Vol II

Panzer Tracts No.23. Panzer Production 1933 to 1945. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle