В литературе и Сети этим САУ посвящено множество публикаций. В основном они охватывают историю создания, развития, их ТТХ и особенностям внешнего вида. В гораздо меньшей степени рассматривается вопрос о количестве выпущенных машин. Причем цифры приводятся в основном из "Encyclopedia of German tanks of World War Two", 1978 года выпуска. Но в последнее время стали попадаться "творения", где с этим вообще беда и диву даешься, на какой мусорке автор этот шлак подобрал. Рассмотрению производства самой массовой боевой машины Третьего Райха и будет посвящена эта статья.
Sturmgeschütz III
Для изготовления опытной партии 0. Serie/Pz.Sfl. III были использованы 5 шасси (№№ 60211 – 60215) из 2. Serie Z.W. (Pz.III Ausf B). Их изготовителем являлся Daimler-Benz. Если для изготовления корпусов использовалась броневая сталь, то для рубок – конструкционная. Полностью установки фирма закончила к концу 1937 года. Вплоть до 1941 года машины использовались как учебные в артиллерийской школе в Ютербоге.
Не смотря на то, что испытания установки в целом прошли успешно, запуск ее в серию ограничивался отсутствием работоспособного шасси. Только после постановки в производство 4. Serie Z.W (Pz.III Ausf Е), для StuG загорелся зеленый свет.
1.Serie/s.Pak, StuG Ausf A (№№ 90001 – 90030) была запущена в производство в январе 1940 года; последние 10 машин Daimler-Benz сдал в мае, 6 из которых отправили в Leibstandarte SS Adolf Hitler. Впрочем, этими 30 установками серия не ограничилась. Для возмещения переданных войскам СС установок, в июне 1940 года Daimler-Benz выпустил дополнительную партию из 6 единиц (№№ 90401 – 90406). Шасси для нее взяли из 6. Serie Z.W (Pz.III Ausf G), рубку – от StuG Ausf B. Однако коробка передач ставилась аналогичная первой серии, поэтому в документах этот «кентавр» именовался Ausf А. Эти машины поступили на вооружение 666-й батареи штурмовых орудий.
Производство 250 установок 2.Serie/s.Pak, StuG Ausf В (№№ 90101 – 90350) началось в июне 1940 года. За ней последовали 50 машин 3. Serie/s.Pak, StuG Ausf В (№№ 90501 – 90550). Теперь изготовителем выступал Alkett, так как Daimler-Benz полностью переключился на выпуск Pz.III. Полностью серия была закончена в апреле 1941 года.
Также к 3. Serie/s.Pak относились 50 StuG Ausf С (№№ 90551 – 90600) и 150 StuG Ausf D (№№ 90601 – 90750). Выпуск их производился с апреля по май (Ausf С) и с мая по сентябрь (Ausf D) 1941 года.
4.Serie/s.Pak, StuG Ausf Е стала выпускаться с сентября 1941 года. Первоначальный контракт предусматривал 500 единиц, однако, ввиду перевооружения машины, был сокращен. Вернее правильнее будет сказать, что не выполненная часть серии трансформировалась в новую. Всего в данном исполнении, то есть с 7,5 cm StuK 37 L/24, было выпущено 284 установки (№№ 90751 – 91034). Последние машины сдали в феврале 1942 года.
С марта запустили в серийное производство 5.Serie/StuG Ausf F. По сентябрь было изготовлено 366 установок (№№ 91035 – 91400), из которых первые 120 были вооружены пушкой 7,5cm StuK 40 L/43 (№№ 91035 – 91154), в то время как все последующие получали исключительно 7,5cm StuK 40 L/48.
Наконец, с сентября по декабрь 1942 года Alkett собрала еще 250 машин (№№ 91401 – 91650) со старой конфигурацией рубки, но с увеличенной до 80 мм лобовой броней. Данная модификация именовалась StuG Ausf F/8 (8 – это толщина бронирования в см).
Начиная с декабря 1942 года в серию запустили StuG Ausf G. Машина получила новую рубку с командирской башенкой. Эта модификация выпускалась на Alkett по апрель 1945 года. Всего было сдано 5221 StuG Ausf G (№№ в диапазоне 91651 – 94250 и 105001 – 108920). С февраля 1943 года к производству штурмовых орудий привлекли фирму MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft) из Брауншвейга. По март 1945 года там сдали 2586 StuG (№№ 95001 – 97586). Итого можно говорить о 7807 сделанных StuG Ausf G. Однако стоит отметить, что для их изготовления так же были использованы 142 шасси Pz.III Ausf М (№№ 76127 – 76210, 77351 – 77408), собранные на MAN в январе – октябре 1943 года. Впрочем, при переоборудовании их в StuG они получали номера из общей серии.
Штурмовые орудия практически не переделывались в другие машины. Исключением являлись только 10 StuG, в мае – июне 1943 года переоборудованные в огнеметную установку StuG (Fl). Для этой цели использовались ремонтные шасси от Ausf В до Ausf F/8. В боевых действиях машины не участвовали. Уже в феврале – апреле 1944 года все 10 были переделаны обратно в StuG с пушкой StuK 40.
Таким образом, суммарный выпуск StuG III составил 9243 серийные машины.
Sturmhaubitze 42
О возможности вооружения штурмового орудия 105-мм гаубицей заговорили уже ближе к концу 1941 года. 2 декабря было выдано задание на изготовление опытной партии таких машин, вооруженных орудием с баллистикой легкой полевой гаубицы leFH 18 L/28. Предписывалось 5 машин изготовить уже к концу декабря 1941 года, 5 в январе и 2 в феврале 1942.
Однако работы затянулись и первый прототип Alkett изготовил только в марте. В конце мая были закончены 5 установок, 3 в октябре и еще 3 в январе 1943 года. Для изготовления машин тестовой серии использовались ремонтные шасси StuG от Ausf В до Ausf F.
Первые 9 StuH для войсковых испытаний были отправлены в 3-ю батарею 185-го дивизиона штурмовых орудий. Впервые в боевых действиях машины были использованы 22 ноября. Результаты оказались неутешительными. Выявилось, что шасси ремонтного StuG непригодно под установку нового орудия. Требовалось усиление подвески.
Так или иначе, после доработок, в марте 1943 года StuH была запущена в серию. Целиком и полностью машина базировалась на шасси StuG Ausf G. Изготовителем до самого конца производства оставался Alkett. Поскольку шасси для StuG и StuH выпускались параллельно, то серийные номера машин выделить едва ли возможно. Они находились в диапазоне 92151 – 94250, 105001 – 108920. Всего сдали 1299 серийных установок, не считая 12 переоборудованных из StuG.
В итоге, всего было изготовлено около 10540 машин обоих типов (выпуск апреля 1945 года в источниках указывается примерным, плюс – минус…). По массовости они уступали только советской СУ-76.
И напоследок. Сколько StuG было задействовано в нападении на СССР 22 июня 1941 года. 18 апреля 1941 в штат батареи K.St.N. 446 была внесена дополнительно еще одна установка для командира подразделения. С этого времени в батарее полагалось иметь 7 машин. Поэтому нет ничего удивительного в том, что указанные в немецких документах прибывшими на Восточный фронт с 22 июня по 4 июля 1941 года 301 установка абсолютно соответствует действительности.
Источники:
Sturmgeschutz & Its Variants. Walter J. Spielberger. The Spielberger German Armor & Military Vehicles Series, Vol II
Panzer Tracts No.23. Panzer Production 1933 to 1945. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle