Найти тему

Диспраксия. Диагноз, который игнорируют

Оглавление

Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)

Как часто вы видели неуклюжих детей? Вот ребенок бегает, и на ровном месте спотыкается, тут же в собственных ногах запутался, и уже ни о каком беге речи быть не может, только слезы, сопли... А потом ребенок успокоится снова бежит и опять падает. А взрослые смеются и говорят о том, что ребенок просто неуклюжий. Но так ли все это просто?

Итак, для того, чтобы понять, что лежит в основе детской неуклюжести необходимо немного залезть в терминологию. Праксис - это целенаправленный двигательный акт, т.е. ребенок захотел взять ручку и написать, он это сделал.

Диспраксия - это нарушение способности к выполнению целенаправленных двигательных актов или, проще говоря, нарушение способности к моторному планированию.

Выделяют несколько видов диспраксии:

1. Мелкокинетическая - когда у ребенка возникают трудности с контролем и выполнением согласованных движений, особенно в быстром темпе. Такие дети проявляют свою неуклюжесть в беге, танцах, подвижных играх.

2. Идеаторная (и тут хочется сразу оговориться) данный вид диспраксии характерен только для детей с интеллектуальной недостаточностью. Здесь нарушен сам замысел и цель деятельности, т.е. у ребенка возникают трудности "зачем делать?" "почему делать?". При идеаторной диспраксии ребенок начинает действие и не заканчивает, переключаясь на другое.

3. Идеомоторная - здесь нарушена программа "как делать?", тут будут страдать одношаговые моторные задачи: помахать рукой, послать воздушный поцелуй и т.д. Ребенок в голове представил и понял, что он должен сделать при прощании, а во время воспроизведения данной моторной программы выполнить правильно это действие не может.

При этом о диспраксии чаще всего могут задуматься нейропсихологи и логопеды, когда ребенка приводят с нарушенным звукопроизношением. И при долгих попытках выполнить то или иное упражнение с ребенком, специалисты наталкиваются на непреодолимый барьер. И коррекция идет с большим трудом.

-2

На что обратить нейропсихологу внимание, при подозрении на диспраксию:

  • Возьмите мяч, киньте его ребенку, если вы видите, что при попытке поймать мяч, ребенок не может подстроить позу, неправильно выставляет руки (не соотносит положение рук с размером мяча), кажется, что ребенок не понимает, на каком расстоянии находится от ребенка мяч, т.е. совершает хват до того, как мяч прилетел, или наоборот, слишком поздно.

Если к вам пришел ребенок 3-4х лет, не имеющий органических поражений, неврологического или психиатрического диагноза и не может выполнить данное упражнение, стоит задуматься о диспраксии.

На что обратить внимание логопеду-дефектологу, при подозрении на диспраксию (артикуляционную). Здесь диспраксия подразделяется на два вида: афферентная (тактильная чувствительность) и эфферентная (двигательная)

  • при афферентной диспраксии ребенок не может принять определенную артикуляционную позу. Скажите ребенку: поставь язычок за верхние зубы. И ребенок судорожно начнет искать эту позу, при этом часто может помогать себе руками. Данный вид диспраксии является наиболее сложным, так как у ребенка возникают трудности с произнесением даже отдельных звуков. В речи это выглядит как нарушение звукопроизношения ввиду того, что ребенок не понимает, какую артикуляционную позу надо принять, чтобы произнести звук.
  • при эфферентной диспраксии - ребенок не может выполнить серию моторных программ, например, переключиться со звука на звук. Предложите ребенку воспроизвести серию артикуляционных поз: трубочка, заборчик, парус, грибок и хлопни в ладоши. Так как у ребенка нарушено воспроизведение серии, то он не сможет выполнить данное упражнение без ошибок. У такого ребенка будет нарушена слоговая структура слова, так как чтобы произнести сразу несколько слогов в слове, нужно уметь выполнять серию движений, а у него с этим трудности.
Афферентная и эфферентная диспраксии не могут существовать одновременно!

Если вы провели данные пробы, и заподозрили диспраксию, то ребенка необходимо отправить к неврологу с вашим заключением, чтобы невролог смог подтвердить или опровергнуть данный диагноз. Помните, что только невролог может поставить диагноз "диспраксия". Коррекционные специалисты лишь проводят коррекцию данного нарушения.

Спасибо, что дочитали! Делитесь своим мнением в комментариях!

Другие мои статьи:

3 блока мозга. Разбираю на примере школьника и школьных проблемах

Как порой деревня заменяет самые лучшие развивашки

Почему детям скучно учиться? Или что такое дофаминовая зависимость

Ребенок не хочет писать. Как помочь? Советы нейропсихолога