Здравствуй, читатель. Если вы хотите развивать своего ребенка, на моем канале вы найдете для этого множество игр и советов, поэтому стоит ПОДПИСАТЬСЯ на мой канал:)
Как часто вы видели неуклюжих детей? Вот ребенок бегает, и на ровном месте спотыкается, тут же в собственных ногах запутался, и уже ни о каком беге речи быть не может, только слезы, сопли... А потом ребенок успокоится снова бежит и опять падает. А взрослые смеются и говорят о том, что ребенок просто неуклюжий. Но так ли все это просто?
Итак, для того, чтобы понять, что лежит в основе детской неуклюжести необходимо немного залезть в терминологию. Праксис - это целенаправленный двигательный акт, т.е. ребенок захотел взять ручку и написать, он это сделал.
Диспраксия - это нарушение способности к выполнению целенаправленных двигательных актов или, проще говоря, нарушение способности к моторному планированию.
Выделяют несколько видов диспраксии:
1. Мелкокинетическая - когда у ребенка возникают трудности с контролем и выполнением согласованных движений, особенно в быстром темпе. Такие дети проявляют свою неуклюжесть в беге, танцах, подвижных играх.
2. Идеаторная (и тут хочется сразу оговориться) данный вид диспраксии характерен только для детей с интеллектуальной недостаточностью. Здесь нарушен сам замысел и цель деятельности, т.е. у ребенка возникают трудности "зачем делать?" "почему делать?". При идеаторной диспраксии ребенок начинает действие и не заканчивает, переключаясь на другое.
3. Идеомоторная - здесь нарушена программа "как делать?", тут будут страдать одношаговые моторные задачи: помахать рукой, послать воздушный поцелуй и т.д. Ребенок в голове представил и понял, что он должен сделать при прощании, а во время воспроизведения данной моторной программы выполнить правильно это действие не может.
При этом о диспраксии чаще всего могут задуматься нейропсихологи и логопеды, когда ребенка приводят с нарушенным звукопроизношением. И при долгих попытках выполнить то или иное упражнение с ребенком, специалисты наталкиваются на непреодолимый барьер. И коррекция идет с большим трудом.
На что обратить нейропсихологу внимание, при подозрении на диспраксию:
- Возьмите мяч, киньте его ребенку, если вы видите, что при попытке поймать мяч, ребенок не может подстроить позу, неправильно выставляет руки (не соотносит положение рук с размером мяча), кажется, что ребенок не понимает, на каком расстоянии находится от ребенка мяч, т.е. совершает хват до того, как мяч прилетел, или наоборот, слишком поздно.
Если к вам пришел ребенок 3-4х лет, не имеющий органических поражений, неврологического или психиатрического диагноза и не может выполнить данное упражнение, стоит задуматься о диспраксии.
На что обратить внимание логопеду-дефектологу, при подозрении на диспраксию (артикуляционную). Здесь диспраксия подразделяется на два вида: афферентная (тактильная чувствительность) и эфферентная (двигательная)
- при афферентной диспраксии ребенок не может принять определенную артикуляционную позу. Скажите ребенку: поставь язычок за верхние зубы. И ребенок судорожно начнет искать эту позу, при этом часто может помогать себе руками. Данный вид диспраксии является наиболее сложным, так как у ребенка возникают трудности с произнесением даже отдельных звуков. В речи это выглядит как нарушение звукопроизношения ввиду того, что ребенок не понимает, какую артикуляционную позу надо принять, чтобы произнести звук.
- при эфферентной диспраксии - ребенок не может выполнить серию моторных программ, например, переключиться со звука на звук. Предложите ребенку воспроизвести серию артикуляционных поз: трубочка, заборчик, парус, грибок и хлопни в ладоши. Так как у ребенка нарушено воспроизведение серии, то он не сможет выполнить данное упражнение без ошибок. У такого ребенка будет нарушена слоговая структура слова, так как чтобы произнести сразу несколько слогов в слове, нужно уметь выполнять серию движений, а у него с этим трудности.
Афферентная и эфферентная диспраксии не могут существовать одновременно!
Если вы провели данные пробы, и заподозрили диспраксию, то ребенка необходимо отправить к неврологу с вашим заключением, чтобы невролог смог подтвердить или опровергнуть данный диагноз. Помните, что только невролог может поставить диагноз "диспраксия". Коррекционные специалисты лишь проводят коррекцию данного нарушения.