Найти тему

Вербальное общение в коучинге

Коучинг для профессионалов, глава 22.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Система коучинга COACH2™.
5 типов вербального общения в коучинге.

Вербальное общение - это очень широкое понятие. То, что мы подразумеваем под типами вербального общения, очень сильно зависит от контекста. С точки зрения коучинга таких типов пять, это:

1) вопросы;

2) обратная связь;

3) утверждение;

4) вызовы;

5) идеи.

Смысл коучинга возникает только тогда, когда клиент прилагает сознательные интеллектуальные и эмоциональные усилия в процессе. Насколько он готов это делать зависит от качества контакта между ним и коучем. Если уровень контакта достаточно высок, лучши (хотя и не единственный) способ простимулировать поисковую активность клиента - задать вопрос. Потому что вопрос предполагает необходимость ответа. Задавая вопрос, мы ясно показываем, что ждем ответа. Хотим, чтобы клиент о чем-то подумал и что-то сказал вслух.

Обратная связь чаще всего необходима, когда мы хотим показать клиенту разницу между его «декларируемой теорией» и «теорией в действии». Мы увидели что-то, а затем по возможности нейтрально описали клиенту его поведение. Идеальная обратная связь — это показать ему видеозапись того, что он делал. Чаще всего такой возможности нет, поэтому мы просто описываем его поведение. Очень важно, чтобы в обратной связи не было оценки и побудительных моментов.

Под утверждением можно подразумевать любую фразу без вопросительного знака в конце. Примеры утверждений в коучинге могут быть такими: "до завершения сессии остается десять минут", "у меня есть ощущение, что нам не хватает контакта", "предлагаю сделать небольшой перерыв".

Вызов — это когда вы предлагаете клиенту сделать что-то, что является для него выходом из зоны комфорта. Допустим, вы видите, что он готов это сделать, но боится или стесняется, и ему необходим толчок. Это может быть очень эффективным приемом, но есть и ограничения: если вы предлагаете человеку сделать что-то, что он очень боится делать, и он всякий раз отказывается, то такие провокации могут ударить по его самооценке.

Идеи — это в каком-то смысле немного выход из роли коуча. Это еще не совет, но близко к этому: «у меня есть знакомые, которые в такой ситуации поступили так-то». Иногда человек, не зная ситуации в целом или выхода из нее, может оказаться в тупике просто потому, что у него не хватает информации. И если у нас эта информация есть, то вместо того, чтобы быть фанатичным коучем и ждать, пока клиент сам что-нибудь придумает, изобретет велосипед или пойдет к кому-нибудь, кто подскажет, можно самому подсказать решение — чтобы сохранить время, средства и т. д. Но в этот момент важно понимать, что вы несколько выходите из своей роли; идеи нужно не навязывать, а предлагать, и после этого как можно быстрее вернуться обратно в роль коуча.

© Олег Самольянов

5 типов вербального общения в коучинге
5 типов вербального общения в коучинге

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru