Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 3. «Дамы в школе и рядом...». Тексты 451-500

451. Если смотреть на нынешний воспитательный процесс детей и юношества в музыкальной школе, то можно смело утверждать, что женщины, даже в условиях не простой, а музыкальной школы, как были первыми, так и остаются ими быть в деле воспитания рода человеческого. Что из этого получается – мы все видим…

452. Преподавательница, руководствующаяся в педагогической работе только рассудком, т.е., работающая без сердца, представляет собою самую настоящую опасность в школе для всех. В этом случае, она будет иметь все недостатки присущие мужской педагогике, и, к большому сожалению, у неё не будет ни одного женского достоинства. Поэтому, рассудочная педагогика в исполнении женщин часто выглядит безжалостной и без любви к детям, без добродетельного начала и без добросердечного отношения к ним. И трудно отделаться от ощущения, что она – какое-то безразличное и бесполое существо...

453. «Педагогические вдовы» – это те преподавательницы, у которых лет 20 назад, единственный ученик сумел закончить после музыкального училища консерваторию; и это не самые худшие представители педагогического коллектива школы... Бывают в ней и худшие…

454. У женщин, из большего меньшее – всегда получается легче, чем из меньшего большее. То есть, красавице из миллионера сделать нищего – запросто, а вот обычной жене из талантливого и нищего мужа-педагога сделать, хотя бы, стотысячника – проблема, да и немалая…

455. Дорогие ученики! Ваши преподавательницы чаще всего вас будут прощать только тогда, когда вы свои ошибки будете совершать явно по их вине...

456. Нельзя безоглядно верить тем коллегам в школе, кто утверждает, что знает о мужчинах всё, как, впрочем, и верить тем, кто говорит, что ничего о них не знает. Крайности, как и везде, – очень опасны...

457. Среди малочисленных преподавателей школ существует распространённое поверье о женской закрытости, граничащей с нечестностью и опрометчивостью в действиях и поступках, а также вероломством, глупостью, жадностью, жестокостью и др. Однако, как это после того что они имеют в себе, можно доверять им детей в школе? И зачем нам награждать женщин подобными характеристиками, и для чего эти вещи нужны нам, «награждающим» их? Неужели так Господь отмечает своих любимых чад молвой? Да, конечно, нет! Это малоправдоподобно!.. И остаётся предположение, что подобным поверьем, нам, может быть, представлен специальный памятный список человеческих пороков, которых всегда следует избегать не только женщинам, но и всем другим людям? Более того, похоже, что перечень-то есть, да мало кто учитывает с какого конца его читать; если по-русски, то мы любим по умолчанию, дескать, само-собой понятно… И куда это может вывести – тоже понятно… Вот так и живём – всё кругом понятно и ясно, а наша жизнь, по сравнению с другими образцами, как можно жить, – часто, кривее некуда…

458. Что у женщин всё лучше – знают все! Но чтобы это было так, как утверждал Чанакья[41]: «У женщин голод в два раза сильнее, чем у мужчин, застенчивость – в четыре раза, отвага – в шесть раз, вожделение – в восемь», – это уж слишком, да и чересчур, пожалуй…

459. Когда в музыкальной школе слышны от преподавательниц такие утверждения, как, например: «мы – совершенство, мы – ум, мы – независимость и т.п.», – то создаётся впечатление, что это совсем не то о чём они говорят, а всего лишь означает, – «мы женщины, которые довольно долго не могут найти себе друга или мужа…»...

460. Меж разумными мужчинами одной музыкальной школы было принято за правило: если коллега женщина не хочет делать чего-либо общественного в школе, значит, она уже знает, что это такое…

461. Кто бывал на море, тот конечно знает, что увидеть его – этого ещё совсем недостаточно для полного представления о нём. Его нужно потрогать, попробовать на вкус, на ощупь, поплавать, т.е., прочувствовать его со всех сторон. И к подобному освоению сути явлений относится не только море, но и преподаватели женщины, ваши коллеги…

462. Уважаемые молодые преподавательницы, находящиеся во времени своего жизненного выбора! К этому моменту, с вашего позволения, есть два небольших, но важных совета: вам никогда не следует выбирать себе друга без согласия собственного сердца, а мужа – при отсутствии своего разума. И эти вещи – нельзя где-либо или у кого-либо занять или попросить взаймы… Всегда лучше использовать только то, что вы сами имеете в себе…

463. Дорогие молодые друзья! Хочется напомнить вам давно известную вещь: даже самая рядовая преподавательница школы может простить вам зло, которое вы ей нечаянно однажды причинили, но она никогда не сможет простить вам принесённых ею ради вас жертв, о которых вы напомните ей… Поэтому, аккуратнее, друзья мои, аккуратнее… Хотя…

464. Если в дамах коллегах мы будем искать их музыкальную душу, то совсем не исключено, что в некоторых из них нас потрясёт отсутствие вообще каких-либо дарований…

465. Если женщина, как гласит молва, – святая, что также утверждают и многие известные в истории мужчины, то почему всех, кто задумывает начать с ними отношения, сразу же записывают в грешники? Зачем это делать нам? Для чего!?..

466. Молодые коллеги! …В поисках дружбы с девушками надо иметь в виду, что среди них будут встречаться вам и такие, которые «сами себе на уме» при собственном устройстве в жизни. И бог бы с ними! Но может быть этот опыт даже и хорош для вас! Ведь, в конце концов, если только вас серьёзно не станет беспокоить перспектива их одиночества в мире, то только подумайте: как неплохо числить не в своих друзьях неспособных на высокие чувства девушек, ибо они тянутся лишь к богатству материальному, а не духовному. Согласитесь: сколько при этом полезного времени может открыться для себя...

467. В чём прелесть бриллиантов для женщин – пойди, пойми? Но многим из них – они нравятся, а для некоторых – они больше, чем друзья! И это – одна из удивительных и странных сторон их сущности! Однако, подобные изделия (да и многое другое ювелирное) в учебном классе смотрятся плохо и неуместно, особенно, когда они в излишестве… Но, в театре, филармонии, ресторане – достойно подчёркивают красивую природу женщины, особенно, когда применяются со вкусом… И здесь удивительно совсем не то, как хороши женщины в драгоценностях, а где взять средства на такую жизнь с украшениями; ведь преподавательницы, как правило, бедны как церковные мыши…

468. Правильно ли наставляла преподавательница своего ученика перед выступлением: «На сцене надо не волноваться перед слушателями, а волновать их сердца и души…»? По сути – да, но ребёнку было всего 9 лет, и это было его первым выступлением на сцене…

469. Зеркало – это домашний прибор, из-за которого преподавательницы, особенно молодые и молодящиеся, часто опаздывают на работу в школу. Иначе и быть не может, так как ещё в позапрошлом веке австрийский сатирик М. Сафир[42] отмечал: «Зеркало – совесть женщины; она ничего не делает, не посоветовавшись с ним»

470. Интересная закономерность: поступившей на работу в музыкальную школу девушке, подавай только работу и ничего кроме работы, а проработавшей в ней уже год – подавай уже всё остальное и прочее...

471. Обожать женщин коллег, в принципе, можно и, особенно, легко это делать по отношению к некоторым из них… Но терпеть их общество, когда их много, – порою, становится невыносимо тяжело. А когда они все – одна другой выдающееся, – то и подавно...

472. Друг мой! …Если с вами молодая преподавательница постоянно флиртует, то это совсем не означает, что она готова выйти за вас замуж. Будьте спокойны, не волнуйтесь, продолжайте целеустремлённо работать и знайте: в большинстве случаев, девушки не считают для себя правильным выходить замуж за тех, с кем они так поступают…

473. Нельзя быть совершенно уверенным в том, что когда мы начинаем в школе слегка волочиться за коллегой дамой, то это происходит с нами не благодаря лишь только её удачному выбору духов для нас...

474. Педагоги джентльмены! Помните: слабый пол в школе – это ведь не только проблема музыкальной педагогики, но и наша проблема...

475. Есть у французского народа, примерно такое изречение: «Красивые женские ножки перевернули не одну страницу в мировой истории»[43], и этот женский дар и умение, вполне успешно применялся во многих и многих странах на всех континентах. Однако, к педагогической профессии, это обстоятельство, к счастью, а может и нет, почти не имеет отношения; в ней переворачивают историю, всё-таки, чем-то другим… Хотя…

476. Милые дамы! Всем известно, что ваша сила воли во много раз превосходит мужскую. Поэтому, не тратьте своё время на доказательство того, что имеете в себе. Но, если уж вам так хочется продолжать настаивать на своём, то прежде чем приступать к дальнейшему воспитанию в себе силы воли, например, диетой, вспомните: а что является действительной причиной реализации вашего плана? Неужели результат диеты? Что, впрочем, вполне логично, так как кажется, и это также все знают, что женщины начинают серьёзно интересоваться диетой, практически только в трёх случаях: когда их бросают мужья, когда им нравится кто-то и если сегодня – пятница… Так что, укрепление воли – это хорошо, но прежде спросите себя: а зачем это вам надо делать для себя?..

477. Вот что действительно удивительно из происходящего в школе, так это когда некоторые преподавательницы в ней хотят непременно быть первыми в профессии, да ученики, через которых они желают достичь этого состояния, не всегда отвечают требованиям быть пригодными для этого. И, очевидно поэтому, раз с «пригодностью» дефицит, большинство из них, всё-таки находят силы унять в себе это неосуществимое желание, и никогда не пренебрегают, и не станут пренебрегать в своём классе обычными учениками, ибо это их реальный хлеб бедняков…

478. Совершенно очевидно, что некая таинственность женщин педагогов в школе будет существовать в головах педагогов мужчин лишь до тех пор, пока они не смогут объяснить себе своего постоянства в глупом внутреннем принижении женщин вообще, и женщин коллег, в частности…

479. Молодым людям школы, разумно было бы обратить внимание и никогда не забывать того, как низко ставил женщин в глазах общества знаменитый древнеримский поэт Овидий[44]: «Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что в восторге от её красоты. Будет она в красном платье, хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идёт к ней. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дороже золота; если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали её, что она надела костюм – из зимней материи. Подойдёт она в одной рубашке, кричи: «Ты жжёшь меня!..» – и умоляющим голосом проси её не простудиться. Если её волосы искусно расчёсаны на две косы, восторгайся, что они расчёсаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся и её руками в танцах, и голосом, когда она поёт; если же она перестанет, заяви сожаление, что она рано кончила. ... Смотри только не покажись притворным на словах и не наноси смертельного удара выражению своих чувств – своею физиономией: тайная хитрость полезна, но если её разгадают, она заставляет краснеть и заслуженно лишает доверия навсегда». Честно говоря, подобное отношение к женщинам, которое, кстати, многажды сотен тысяч раз повторяется другими мужчинами с древности до наших дней – обескураживает! Как можно относиться к женщинам положительно, после столь обильного хора негативных голосов исключительно мудрых мужей? Как с ними общаться вообще, коли нас предупреждают заранее так недвусмысленно? Почему нам именно это вдалбливается о женщинах? Неужели мы, (все мужчины мира, много-много тысячелетий кряду) делаем это непроизвольно, чтобы в собственных глазах быть выше них? В любом случае, это же абсурд, глупость, да и просто дикая чушь!.. Но, как мёд для ос, нас всё равно почему-то больше привлекает говорить и умничать по поводу женщин, примерно так, как будто все они – сплошные дурочки: «Если женщина не права, пойди и извинись»[45]… Хотя…

480. Говорят, что молчание – это золото! Но как тогда понять тех говорливых преподавательниц, которым и в голову не приходит помолчать? Они, может быть, презирают драгметаллы и золото?..

481. Милые дамы! Если вы хотите нравиться самим себе, быть привлекательными в собственных глазах и быть неотразимыми для себя, то вам, несомненно следуя собственному вкусу и желанию, надо продолжать тщательнейшим образом прихорашиваться, наряжаться, выбирать украшения и аксессуары, и т.п. Потом всё это показывать подругам, после чего опять прихорашиваться, наряжаться, выбирать украшения и аксессуары, и т.п. Потом снова показывать… и т.д. И главнее этого дела – ведь ничего нет в жизни… Да? А работа!? Ну, работа – не волк…

482. «Если преподавательши расположены друг к другу, то они добросердечны, а если нет, то бессердечны», – так говорила в школе иногда, старенькая гардеробщица Марья Семёновна…

483. Молодой друг! …Из школьных наблюдений можно заключить, что когда преподавательница дружески сходится по работе, не уважая вас, то, рано или поздно, она заставит вас расплатиться за это. А если она сходится – уважая, то надо быть готовыми заплатить втридорога… К счастью, так делают далеко не все коллеги, а то никаких ресурсов не хватало бы…

484. Вообще говоря, есть большое подозрение, что насколько мы способны любить свою жену или мужа, настолько будем способны любить и других людей, которые не будут нам ни мужем, ни женой. Сие утверждение имеет большое отношение и к педагогическому корпусу…

485. Дорогой друг! …Вы спрашиваете о возможности замужней женщины полюбить вас, женатого? Конечно, женщина преподаватель вполне может полюбить чужого мужа. Однако, а что ей делать, в этом случае, со своим мужем, а вам – со своей женой? Кроме этой ерунды, существует и ешё один вопрос: вы что, действительно, ожидаете изменения своей жизни в лучшую сторону с новой женщиной?!.. Тогда здесь надо вам прямо сказать – это мираж и пустое; вы не изменитесь, ваши вкусы и привычки не изменятся, ваше миропонимание и жизненная философия не изменятся… Очень редко можно найти под себя вторую половинку…

486. Не замечали ли вы в школе, что когда молодая женщина педагог имеет яркий внешний облик, то она, к тому же, ещё, часто и громогласна, и шумлива, и неуёмна? Почему это так бывает с ними, и для чего они так себя ведут – это не вполне понятно…

487. Очень неправильно и неприлично говорить коллегам дамам, особенно публично, например, при обсуждении результатов академического прослушивания учащихся – «…Вы лжёте...». Во-первых, – это утверждение может быть не вполне точным; во-вторых, – оно предполагает, что и коллеги, иногда, всё-таки тоже говорят правду… Хотя…

488. Дорогой молодой коллега! …Флиртовать или глупо заигрывать с молодой преподавательницей иной раз также опасно, как экспериментировать с электричеством под дождём…

489. Очаровательная коллега – это всегда та, в присутствии которой становится всё более не стыдно за самого себя в педагогике…

490. Только женщины в педколлективе школы смягчают нервозность и повышенный индивидуализм мужчин в педагогике. Тем самым, они как бы напоминают окружающим их мужчинам: все мы выходцы из лона матушки природы, и являясь представителями рода человеческого на Землю, должны со спокойным достоинством передавать эстафету жизни и знаний в ней, младшим...

491. О равноправии в школе. Что непозволительно преподавателям женщинам в школе, то непозволительно и преподавателям мужчинам в ней…

492. Когда дама педагог участвует в творческих детских соревнованиях по собственной глупости, профессионально  умнеет от педагогических провалов и удач, умирая, при этом, как от горя, так и от счастья своих и чужих детей, и т.д., то разве можно после этого, такую её жизнь в школе назвать, хотя бы, нормальной!?..

493. Один острослов, и его никак нельзя назвать безжелчным, говорил в отношении женщин вообще: «Женщин умных не бывает. Есть прелесть, какие глупенькие и ужас, какие дуры»[46]. Так-то, оно может быть и так! Да только: как это от таких «глупеньких дур» рождаются такие «умные острословы»? Вот уж, действительно, во что трудно поверить, так это в то, что такое может быть на свете…

494. Молодой директрисе. Если вы хотите что-то донести до всех своих коллег в школе, но у вас нет времени сделать это каждому из них лично – не отчаивайтесь. Можно рассказать суть желаемого быть переданным коллективу кому-нибудь одному из них, и лучше коллеге преподавательнице, а не мужчине, так как все знают, что женщины способны хранить лишь одну тайну, – свой возраст. Следовательно, ваша задача будет выполнена блестяще и в срок, с большим удовольствием и, даже, с наслаждением… Правда, тут надо всегда быть готовой к некоторым информационным искажениям сути желаемого быть всем известным в школе. Ну да что бывает в нашей жизни без искажений?..

495. В жизни почти каждой педагогической дамы есть два главных дома: один – это семья, а другой – учащиеся класса; в незыблемость этих домов она всегда твёрдо и свято верит…

496. Обращали ли вы внимание на то, что немалое число преподавательниц, всегда будто бы даже избегают признаться в любви к своим ученикам, не говоря уж об объяснении этого в себе? И дело здесь, может быть, совсем не в сложности передачи этого чувства словами, а возможно в том, что женщины, вообще, любят самоё слово – любовь, а не состояние и содержание любви. Очевидно, только поэтому, и говорить им о любви всегда трудно и, особенно, – о своей любви к кому-либо, особенно по отношению к учащимся...

497. Женщины малочисленного отдела одной школы плохо помнили то, что единственный мужчина отдела постоянно делал для них, и очень хорошо видели то, чего он не мог для них сделать один…

498. Когда молодая коллега по работе не видит в молодом человеке рыцаря музыкального искусства, то, может быть, ему следует помочь ей изменить свой угол зрения?.. Правда, если она свободна…

499. Когда коллега действительно умна в школе, то это, чаще всего, совсем не будет означать, что она ещё и красива как женщина в ней...

500. Если коллега в школе всё принимает на свой счёт, и даже то, что прямого отношения к ней не имеет, то, нередко, это означает: у неё есть, кому этот счёт предъявлять и оплачивать…

[41] Чанакья (известный под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна; ок. 370-283 до н.э.) – знаменитый индийский брахман, труды которого увидели свет лишь 1800 лет спустя.

[42] Сафир, Мориц Готлиб (1795-1858) – австрийский писатель-сатирик и журналист.

[43] Французское изречение.

[44] Пу́блий Ови́дий Назон (43 до н.э.-17 или 18 н.э.) – древнеримский поэт, работавший во многих жанрах.

[45] Французская поговорка.

[46] Аноним.