Маленькой традицией для наших статей стало говорить о психологических феноменах, непосредственно касающихся жизней каждого. Мы предлагаем: «присмотритесь к себе и близким», - а читатели в свою очередь подмечают описанное, так сказать, «на натуре». Но в этот раз все будет иначе. Есть некая вероятность, что вы никогда не были знакомы лично с главными героями сегодняшнего повествования, более того, этих людей – единицы, и тем не менее я думаю, тема может оказаться интересна многим. Эти люди – политики, а поговорим мы о достаточно частом в их среде личностном искажении.
Пожалуй, все слышали термин «профессиональная деформация». Врачи всюду видят источники болезней и при этом ведут крайне нездоровый образ жизни. Юристы не верят никому и подозревают каждого в обмане, педагоги отличаются менторским тоном, а психологов невозможно заставить ответить однозначным «да» или «нет» ни на один вопрос. У политиков есть свои профессиональные деформации, но мы будем говорить не о них, ведь политик политику рознь. Мы обсудим именно тех представителей профессии, в руках которых сосредоточена реальная власть. Сегодняшняя тема: профессиональная деформация политической элиты или на психологическом языке – гибрис-синдром (от греческого слова, означающего дерзость, высокомерие, самоуверенность, гордость). В античной греции слово «гибрис» обозначало настолько самонадеянное поведение лидера той или иной группы людей, что оно воспринималось как личный вызов богам Олимпа.
Это психологическое явление - штука очень пугающая, если разобраться по существу. Для начала гибрис-синдром – это не патология личности, это именно деформация, которая характерна для тех политиков, кто находится у руля немалое время, более того, при потере влияния и от самого искажения не остается следа. «Что же в этом устрашающего, если явление обратимо?» - спросите вы. Да то, что заведомо по человеку невозможно предсказать, что с ним будет, появись у него реальная власть. Грубо говоря, мы смотрим с осуждением на многих исторических личностей, считаем их чуть ли не психопатами, но окажись вы сами на их месте... Кто знает? Гибрис-синдром - коварная штука. Так в чем же он заключается?
И сейчас я вас попрошу обратить взор вовсе не к вашему личному опыту, а к учебникам истории. Каждый из нас помнит хоть несколько крайне влиятельных глав государств. Гитлер, Сталин, Мао дзе Дун, Мугамбе, Муссолини, Пол Пот, Маргарет Тетчер, Хрущев, Ричард Никсон, Теодор Рузвельт, Ллойд Джордж, Тони Блэр, Джордж Буш мл. и т.д. Все эти люди, несомненно, обладали огромной властью, оказывали влияние на ход истории и вершили судьбы. Они же являются яркой иллюстрацией гибрис-синдрома. Политический лидер, отличающийся этим искажением, склонен считать себя «главным действующим лицом» истории: весь мир – это поле для приложения его власти, все события происходят из-за него или для него, это убеждение со временем настолько укореняется в голове политика, что начинает напоминать нарциссическое расстройство личности. Важным направлением деятельности, помимо прямых обязанностей или даже вопреки им, становится преследование благоприятного имиджа, славы и всеобщей народной любви. При этом собственная персона в глазах такого человека становится настолько значимой, что он отождествляет себя не только со страной (городом/регионом/любым «подвластным» субъектом), но и с народом, общественностью в целом, начиная полагать, что его личные интересы, взгляды и убеждения беспрекословно разделяются каждым или как минимум должны разделяться, ведь они единственно верные. Кроме того, такой человек не только бесконечно самоуверен, он начинает считать, что к нему не применимы ни законы, ни нормы морали, ведь он воплощает великую цель, «суд истории» его непременно оправдает. Другими словами, такой лидер прав, всегда прав, как бы ни казалось окружающим. Как несложно догадаться, критикой таких персонажей тоже не проймешь, они нередко относят несогласных к врагам народаили попросту игнорируют их мнение, им ведь «не понять» высший замысел. Такое мышление начинает изолировать человека от здравого смысла и, помимо развивающихся тревожности и параноидальности, приводит к потере политической компетентности. Мало хорошего, не так ли? К сожалению, гибрис-синдром нам говорит о том, что в конечном итоге неограниченная власть для человеческой личности крайне пагубна, а то и вовсе губительна. У читателя может возникнуть ощущение, что это искажение личности куда чаще и вероятнее развивается у более тоталитарных лидеров, а представители демократических правительств от него в большей степени застрахованы. Это не так. Не только уклад страны, партийная принадлежность, но и искренние убеждения самого политика не смогут защитить его от такой профдеформации. Конечно гибрис-синдром развивается не у всех лидеров стран, есть множество известных лиц, кто так и не подвергся его влиянию, или же проявлял лишь отдельные его черты, но тем не менее это искажение является крайне распространенным среди политической элиты.
Отвлечемся на минуту от трагичности явления гибрис-синдрома, ведь в нем можно найти и забавные моменты. К примеру, знаете, кто впервые его описал? Не поверите, но этот человек тоже был политиком. Хоть и не таким именитым, как перечисленные лица. Дэвид Оуэн – это британский лорд и врач по образованию. Именно медицинские корни побудили его прийти к анализу деформаций и патологий личностей коллег, которые не на шутку его напугали.
Что ж, на этом, пожалуй, все на сегодня. И хоть статья вышла, прямо скажем, не самая оптимистичная, стоит помнить о главном психологическом выводе. Ведь он может иметь реальное приложение к жизни каждого. А вывод тут один: власть, увы, действительно меняет человека.
Следите за новыми публикациями в нашем Instagram и YouTube-канале