Внутренний конфликт "Ричарда Второго" состоит в противоречии между
сакральностью власти и паршивыми способностями помазанника: "Ты хреновый король", - говорят подданные; "Да, но я король божьим соизволением", - возражает правитель. Для Шекспира этот аргумент весомее: пренебрежение сакральностью власти ради смены неэффективного управителя на будто бы эффективного приводит ко всеобщим потерям несоразмерно бОльшим, а "эффективный" правитель, оказавшийся на троне, начинает в точности повторять путь "неэффективного".
И, знаете, история лишь подтверждает правоту Шекспира. Все-таки верховная власть сакральна не потому, что когда-то одни пещерные люди оказались хитрее других и придумали дурацкие сказочки, чтобы верховодить и иметь доступ к нескончаемым плюшкам, - механизм немножко сложнее. Быть правителем страны - не то же самое, что рулить в лавочке. Это наивное убеждение, что президент - "всего лишь наемный работник, менеджер", проистекает из не менее наивного убеждения, что все люди от рождения равны... даже не наивного убеждения, а вредоносного внушения: разве не талдычат нам лет, пожалуй, сто уже "кто был ничем, тот станет всем" да "стоит только захотеть, можно к звездам полететь" и всякое тому подобное? По этой логике, любой иван-дурак может царствовать. Толпе иванов очень нравится так думать: о, я такой же, как он, а не президент - потому что просто не хочу. И каждый придурок, способный разве что стены в подъезде пачкать идиотскими лозунгами, считает себя абсолютно вправе "критиковать" правителя, исходя из этого же тупого убеждения в "равенстве". И разумеется, ежели все одинаковые, то можно легко и без потрясений менять одного "менеджера" на другого... Только проблема в том, что в действительности люди не одинаковы и не равны.
В древних сказках царем становится вовсе не любой иван-дурак, а очень даже избранный, - это в новейших стали рассказывать, будто каждый ментальный инвалид, если сильно прищурится, сойдет за умного. И все прямо верят. И наперебой убеждают уже друг друга, что безногие - они такие же, как и те, что с ногами; что человеку с синдромом Дауна доступно все то же, что и людям с нормальным набором хромосом; что больные - это, по сути, те же здоровые, только больные. И они тоже смогут управлять государством, если немного подучатся. Так стоит ли удивляться, глядя на возрастающую абсурдность бытия, когда выстраданные правила (опять) забракованы и дом (снова) пытаются строить, намеренно отказавшись от всех ранее приобретенных знаний: вкупе с десакрализацией власти идут денацификация и развитие, условно говоря, рационального атеизма, - царь ни к чему без веры и Отечества.
Дом, однако, не будет стоять без фундамента, человеческая жизнь не будет иметь смысл вне Бога, без национальной самоидентификации народ превратится в толпу одичавших сущностей, а страна - это не магазин, которым может эффективно или неэффективно управлять менеджер, выучившийся в профтехучилище, ах, пардон, в колледже.