... Примчимся мы с "конём" домой, привезëм муки, и тут же выезжаем обратно в рейс, за сахаром. День дома - и снова в путь! Звала и манила нас с ЗИЛом к себе дальняя дорога. В таком ключе я и "отлетал" свои первые 8 рейсов. (Предыдущая часть повести)
"Тут пришло понимание: продукции я вожу слишком мало. Свежемолотая мука на пекарне ценится, словно ложка к обеду. Хлебушек на ней, как русский каравай: душистый, мягкий, воздушный!
Решено: беру в районном АТП ЗИЛовский прицеп, лечу в рейс. Хватаю теперь уже 10 тонн: пять в себя и в тележку столько же.
И тут беда - ЗИЛ "на коленки" и плачет, но первую не просит, идёт стойко. Ураловский мотор тогда и проявил свой нрав: машину тащит, но и жрёт, как не в себя - расход далеко за 55. Понимаю, что талонов я мало взял. Но это была не самая страшная беда. Апофеозом стало то, что зиловские колёса на тележке стрелять взялись, да не просто так, а каждые 50-100 км. пути. От Алейска до Бердска собрал я все шины на обочинах. Что делать? Ставлю свой прицеп в ограду добрых пенсионеров - в АТП нельзя, растащат. Отдал старичкам 2 мешка муки, охрана теперь у моей телеги надёжная!
Сам сажусь на ЗИЛок и мчусь в Новосибирск, в ПАТП-2 Новосибтранса. Покупаю там б/у резину с автобуса ЛаЗ и с этим золотом лечу назад.
Ставлю всё на прицеп. Колёса я взял со всего автобуса, все 6. Итого, два у меня получилось в запасе. Качу домой.
За Новосибирском по равнине мотор резво тащит поезд и до 90 км/ч, колёса катят отлично, я доволен приобретением. Бензина мне хватает до Кемерово, а там наши рудничные машины на постоянных рейсах снабжения рудника катали в Новокузнецк. Отзвонился я на рудник, машина как раз шла с КМК и на меня прихватили талонов. Ночь только и простоял - благодать, отоспался вдоволь.
На утро ко мне подоспел КамАЗ 5410 с опытным водителем. В паре с ним поехали домой. Вот этот водитель и достучался до моего сознания: смог объяснить, что "чкаловские" обороты для машины - не есть полезно. Тише едешь - дальше будешь, запас по скорости это хорошо, но не постоянно же! Ну и к режиму меня приучил: едем аккурат с 8:00 до 21:00, (по летнему времени) потом отдых и сон.
Честно признаться - я в то время толком и не знал, как колодки разводить. Докатался к этому рейсу до того, что педаль в пол, а тормоза едва-едва. Тот водитель мне и показал простой шоферской способ этого действия, за 5 минут. Как итог: понял я, что с тоннажем поскромнее надо. И карбюратор в доводку срочно! Прикатил в гараж, собрал все карбюраторы: ГАЗ-53, Зиловские, все. Довожу свой мотор до идеала. Но с карбами не задача! Жрёт если прёт, а если не жрёт, то и не прёт! Беда, в общем!
И тут снова ко мне на помощь пришла Советская Армия. На ЗИЛ-157 (арттягачи) тогда ставили моторы большей мощности и карбюраторы "Пекар", однодиффузорные. Вот его-то я и добыл.
В часть тогда пришли новенькие ЗИЛ-3534: тот же 130-й, только с длинной базой, и панель как у 133ГЯ. (Эта длинная база у меня потом из головы не шла!) С него я и позаимствовал карбюратор. Поставил через переходник - и в дорогу, свою доработку, значит, испытывать...10 тонн балласта, машина прёт и не жрёт! Расход к 45-ти ещё подкрутил и до 41-го утряс. Ну просто полный шоколад!
И только вроде бы всё хорошо стало, а тут - на тебе! Зима пришла! Зима на Алтае вообще резко приходит. Укатил я в свой первый в жизни зимний рейс, и началось... Не езда, а ëрзанье! Буксует ЗИЛ! Цепи спасают слабо.
Снова еду к воякам. А там "броня", не помогут ничем! Только кузов, да карданы у них имеются. Решился я тогда на эксперимент...
Режу раму, удлиняю, мост вкатываю от 133Г2: в скорости потерял, зато в тяге приобрёл! Таким Макаром откатал я и зиму, и лето. По зарплате сразу признаюсь: потерял сильно, на ремонте больше 120 рублей не было. На рейсах 240. Мало, но с прицепом я до 280 поднял. Но "мир не вакуум": я быстро смекнул, что попутку надо брать.
Были в #ссср такие конторки: УТЭП звались. Их сеть развивалась по всему Союзу. Страна огромная и грузов было много.
Так и пошло дело: берешь тонн 5, отписываешь 9, тебе - командировка от получателя и з/п, руднику - аренда машины. Денежки домой, в районе 500 рублей, привозил исправно.
Отработал я так на своем ЗИЛе 2 года и понял: не избежать мне БелАЗа, если на руднике останусь. В стране началась борьба с нецелевыми расходами, от "бензинок" отказываться начали. Тут я понял: пора уезжать.
Сказано - сделано: уехал я в Абакан,
устроился в номерную автоколонну 1259. Получил там старый КамАЗ-совок 5511, так же из-под забора. Машина 1977 года, одна из первых. На самосвале работать я никогда не собирался и сразу решил его переделать под 5410. Но жизнь зачастую вносит свои коррективы. Сверху был дан приказ: собрать совок. Делать нечего, собрал я новую машину: кабину покрасил, кузов весь переварил. Делитель, мосты на 49 - всё как новое!
И тут снова случай сбежать на дальние расстояния подвернулся: захотелось старому рейсовику дома пожить, как вся страна - от гудка до гудка поработать. Предложили мне тогда обмен: я ему отдаю свой пахнущий свежей краской КамАЗ 5511,(77-ого года) а он мне взамен - КамАЗ 5410 (86-ого года), машина, говорят, как новая! Ей всего-то три года, даже пороху не нюхала!
Сменялся я тогда и... прогадал. Машина оказалась только "как" новая, ключевое слово КАК. Некоторые старики под пенсию ленивые становятся, машины запускают. Так было и в моём случае, ну, в смысле, в случае того дедка.
Опять встал я на ремонт, но ничего, уже учёный, знаю что и где взять, к кому подойти, где купить. Опять я на новой машине, начал гонять на дальняк. Колонна наша как раз работала на Монголию сухогрузами. А вот наливом жили Аскизсовавто. (Обе колонны, кстати, живы и по сей день.) Только Аскизцы сохранили направление доставки топлива в Монголию, даже по сей день.
Теперь часто у нас ведутся дебаты: кто же развалил Союз? Да все МЫ. Каждый гражданин планомерно и ежедневно разваливал этот самый "могучий и нерушимый". Как так?! А вот так, сейчас поясню: вот везëшь ты 5 тонн, отписывают 9, как в моём примере. В Монголию заходишь с грузом, оттуда пустой, а грузов, тем не менее, много было. Да и по самой Монголии: возить - не перевозить...
И так все: везли план на 80%, а приписывалось аж на 120%. Как? Да просто, за счёт внутреннего оборота, взаимозачетов и элементарного прожектерства. Средняя загрузка автомобиля в СССР не доходила до 43% в год! Вы только вдумайтесь! Как, скажите Вы мне, эффективные перевозки были?!
Вот так и жили, шатая корабль, на котором плыли. Война в Афгане и гонка вооружений, разгильдяйство и безответственность от низов к верхам - всё вместе, это и привело к краху. Перестройка была нужна, как воздух, но не такая. Союз уже трещал по швам, и тогда я начал понимать, что пора подсуетиться и кардинально поменять что-то в своей жизни..."
Продолжение ЗДЕСЬ.
Если Вы хорошо помните те времена - напишите, пожалуйста, о них в комментариях, Друзья! Желаю всем мира и благополучия, а самое главное - крепкого здоровья! Оставайтесь с нами "В канале", чтобы ничего не пропустить! 👍🏽
🚚 Повесть большегрузных лет. Моё счастливое Саянское детство. Начало повести
🚚 "Пошутил на свою голову..." Юмористический рассказ из жизни водителя в формате ВИДЕО