Найти в Дзене
Александр Асов и К°

Правда об арианстве на Руси... И почему у нас язычников прежде звали арианами?

Оглавление
  • А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и честь его и душа… со Арием.. (Анафема на староверов, Поместный Собор 1666 г.)
Пресвитер Арий Александрийский
Пресвитер Арий Александрийский

Поговорим об арианстве... Арианство почитается одним из древнейших христианских учений (или, если угодно, — ересей), кое дожило по сути до наших дней.

Мне, как историку (и, кстати, волжанину), работавшему в разного рода архивах, известно, что многочисленные адепты арианства были и в Российской Империи вплоть до её заката. Выходила и арианская духовная литература (прежде всего в Раковской академии, в Польше, накануне её вхождения в империю), а также анти-арианская у нас в Поволжье, куда в 17-м и 18-м веках при разделах Польши хлынуло немало бывших подданных польской короны, в том числе и ариан.

И, кстати, сами они себя чаще всего поляками не считали, а полагали себя русскими, бежавшими из польских земель (в кои одно время входила изрядная часть земель будущей Беларуси и Украины). А бежали те ариане — сторонники воссоединения сих земель с Россией — от преследований католиков, униатов, также натравивших на них и крымских татар.

Потому арианские настроения в Среднем Поволжье были одно время сильны, что вызвало сопротивление церкви, выход поучений против ариан, а также т.н. хлыстов, староообрядцев и, кстати, язычников. В новых землях все противники ортодоксии "афанасьевской" (скорее даже не учения о Троице, объединяющего РПЦ и Папский престол, а практики преследований за инакомыслие, за коем стояли вполне материальные интересы), оказались близки, и оказывали друг другу посильную помощь, уходя в "христовщину", в общины-артели, что соблюдали древний духовный канон, часто смешанный с откровенно языческими обрядами.

Причём арианство оказалось настолько сильно, что проникло тогда и в саму церковь, ибо наиболее блестящие и образованные богословы России, церковные учёные, зачастую оказывались по происхождению польскими арианами, из разорённых аристократических родов, к тому же нередко бывшие ещё и Рюриковичами... Так причудливо у нас тасовалась тогда колода судеб...

Так что же это за учение такое — арианство?

Арианства много столетий с самого зарождения христианского учения, придерживались чуть не во всех королевствах Западной и Восточной Европы, за исключением епископств Рима и Византии.

На Западе Европы основателем арианства почитается египетский епископ и глава берберо-скифской общины Арий Александрийский, живший в IV веке. А в Восточной Европе, судя по всему, основателями почитались — князья-жрецы Арии (Яры), правители Древней Русколани (Руси Яровой). Само имя Арий, согласно славяно-ведической традиции, вполне говорит о том, что носитель его являлся потомственным царём-жрецом, это династийное имя. Так что утверждение, что арианство — суть вера арийская, — имеет место быть.

Суть же арианского учения — древнее и самого Ария Александрийского. В раннем христианстве Христос-Мессия не почитался равным Богу-Отцу (как в никейском символе веры). Так что поначалу никейское учение о Троице (о Триединстве Отца-Сына-Духа) многими в христианском мире воспринималось как нововведение, отступление от древних догматов, кое пришлось навязывать силой. Арий Александрийский же, со временем, стал знаменем этой оппозиции.

Напомню, что ортодоксальное учение церкви следует из принятого на Никейском соборе 325 года «символа веры». Согласно ему, Бог Сын в христианской Троице единосущен Богу Отцу и (в последующем) третьей ипостаси Духу Святому. Тогда же отцами церкви был отвергнут, как еретический, арианский «символ веры», в коем утверждалось, что Христос, как Бог Сын, подобосущен (подобен) Богу Отцу.

Икона: Никейский собор (под аркой поверженный Арий).
Икона: Никейский собор (под аркой поверженный Арий).

В греческом языке отличие слов «единосущный» и «подобосущный» заключено только в одной букве, но на деле это различие фундаментальное, приведшее к глобальным последствиям для всей христианской цивилизации.

Впрочем, тут следует отметить, что учение о Троице-Триглаве уже имелось в языческих религиях.... И суть сей древней распри вовсе не богословская: догматы использовались лишь как знамя разных партий, борющихся за власть и привилегии.

* * *

Напомню раннюю историю арианства. Пресвитер Арий, имя коего носит арианское учение, был проповедником и философом начала IV века. Он служил пресвитером в Бавкальской церкви в египетском городе Александрия, центре философов-гностиков. В Александрии Египетской, в том же веке, ещё сохранялся языческий культ Сераписа и Исиды, благодаря известному на весь свет храму Серапеуму, при коем работала Александрийская библиотека с величащими книжными сокровищами Древнего мира. Пресвитера Ария любил народ, а епископ Александрийский Ахилл на смертном одре назвал его имя, как своего преемника.

Пресвитер Арий (слева); Император Константин приказывает сжигать арианские книги
Пресвитер Арий (слева); Император Константин приказывает сжигать арианские книги

Однако сила (военно-монашеская) в Египте уже была за его соперником Александром (а затем, по смерти Александра, власть перешла к Афанасию, прозванному Великим). И если Арий действовал словом, то параболаны (воины-монахи, часто бывшие солдаты, разбойники и проч.), подчинявшиеся Александру и затем Афанасию, действовали грубой силой. Так они и захватили епископский престол, а затем преследовали ариан, объявленных еретиками, убивая оных и захватывая их имущество. Также афанасьевцы разграбили библиотеку и храм Серапеум, разорили последние языческие храмы, синагоги и проч., развязав по сути религиозную войну. Часть сих "праведно" приобретённых богатств затем ушла в метрополию, в Константинополь, на подкуп чиновников, дабы императору Константину свершившееся было представлено в выгодном им свете.

Так тогда Арий и был отлучен от церкви, лишён сана пресвитера. Ему пришлось бежать в Никомедию в своему другу и последователю епископу Евсевию Никомедийскому. А после анти-арианского Никейского собора 325 года он был сослан далеко на север к варварам (готам, сарматам). И потому именно на Востоке, а также на севере Европы в те годы широко распространилось учение Ария.

Удаление Ария не способствовало миру в империи, на что надеялся император. Ведь Афанасий продолжал ту же политику насилия под религиозными лозунгами. Преследование инаковерующих, разорение их храмов, выливалось в масштабные столкновения. И тогда императору пришлось снова вмешаться, и на следующем Тирском соборе 336 года Арий и его последователи при поддержке имперской власти разгромили Афанасия. Сам Арий был призван ко двору, но... был отравлен и вскоре скончался.

Учение же его продолжало жить и далее, постепенно отходя на периферию, ибо модель "воинствующей церкви", кою выстроил Афанасий, оказалась исторически сильнее общин ариан, — философов и мистиков, заботящихся более о надмирном...

Арианство в Древней Руси.

Хотя учение Ария и было осуждено после Никейского и затем Константинопольского собора, у него и в следующие века сохранялось немало последователей по всей Европе в Азии, также и на Руси. И не смотря на последующие перелицовывание и подчистки старых документов — сохранились свидетельства о том, что первые князья Руси также были арианами.

Князь Бус Белояр, в своем странствии по Средиземноморью и Египту в 330-х г н.э., вполне очевидно был знаком с пресвитером Арием и есть основания полагать покровительствовал ему на Тирском соборе 336 года, куда прибыл лично (о чём мы ещё расскажем).

Затем арианами были и сам Рюрик, и Олег Вещий. Западные хронисты утверждают, что Рюрик принял крещение, и получил христианское имя — Георгий, ещё в 826 году на Рейне в городе Ингельгейме по воле франкского императора Людовика Благочестивого. А Олег Вещий был крещён норманнским (арианским) епископом на острове Сицилия во время похода на Ближний Восток и в Иерусалим (согласно преданиям об Одде Стреле). И даже известно его имя в крещении: Феодор... И это не мешало сим князьям быть признанными обретёнными богами, и участвовать в языческом культе. Для язычников той эпохи покровительство ещё одного бога не считалось предосудительным, к тому же ариане не отличались нетерпимостью и фанатизмом.

Более того есть все основания полагать, что и Владимир Святославич был арианином. Согласно «Повести временных лет», при крещении князь Владимир зачитал именно арианский символ веры: «Сын же подобосущен и собезначален Отцу…» Подобосущен, а вовсе не единосущен, согласно никейскому символу веры. И далее также, в полном согласии с арианским учением, им утверждалось старшинство Бога Отца и во времени, и по отношению к двум другим ипостасям Троицы...

А посему не удивительно, что и у его внучки Анны Ярославны, могло быть арианское воспитание, включающее в себя и постижение древней книжной мудрости ведического толка ("Велесова книга", "Ярилина книга", "Белая Крыница" и проч...) Подробнее о сём см. в книге "Фантастикум. Дело о похищении Либерии королевы Анны Ярославны".

* * *

Ариане имели немало адептов и сторонников в Европе и далее . Известно, арианином называл себя Исаак Ньютон (великий магистр "Приората Сиона" и хранитель тайны "Сангреал", согласно теории "Святая кровь— Святой Грааль").

Крупные арианские общины (подобные католическим орденам) существовали на территориях Запорожья и Речи Посполитой. В XVI веке архиепископ Кракова Якоб Горский (среди родственников коего были и мои предки по одной из линий), основывал арианские школы. Арианами были Коперник, коему оказывал покровительствовал Якоб Горский, и польские историки той эпохи Матей Меховский и Матей Стрыйковский, также писатель граф Потоцкий, уделявшие немало внимания славянскому наследию языческой эпохи...

Крупнейшими культурными центрами ариан начала ХVII века, в Польше были Пинчув и Ракув, где располагалась главная арианская типография, а также Раковская академия (гимназия Bonarum Artium), в которой обучалось более 1000 студентов. Полагают, что тогда до пятой части польской интеллигенции, чаще всего белорусы, были арианами.

Арианские издания белоруса С. Будного: 1) "Несвижская Библия" (1572 г.) на польском, с арианской критикой и толкованием Евангелий;  2) Катехезис " (1562 г.)"для простых людей языка русского". С изложением основ арианской веры на русском языке.
Арианские издания белоруса С. Будного: 1) "Несвижская Библия" (1572 г.) на польском, с арианской критикой и толкованием Евангелий; 2) Катехезис " (1562 г.)"для простых людей языка русского". С изложением основ арианской веры на русском языке.

Известно, что именно в арианской общине, в польском городе Гоще, тогда скрывался от преследований царя Бориса Годунова тот самый Гришка Отрепьев, что объявил себя спасшимся царевичем Димитрием. В те годы он искал помощи у ариан, отрекшись от иноческого пострига. В арианской школе Отрепьев обучился латыни и польскому языку, постигал основы их вероучения и очень им проникся. Получив поддержку ариан, он отправился к их единоверцам запорожским казакам (также арианам), и был там принят с почестями.

При походе на Москву Отрепьева (лже-Дмитрия) сопровождал отряд запорожских казаков-ариан во главе с Яном Бучинским, советником самозванца (будущего московского царя). Так что, не исключено, был потом и период, когда царь-арианин правил в Москве (впрочем, точно так он искал покровительство и у католиков)...

В Восточной Европе, в России, арианская традиция жила вплоть до недавнего времени, — ибо церковь с арианством боролась во все века её истории.

* * *

И даже в XVIII веке, судя по имеющимся у меня книгам родовой библиотеки, у нас на Волге церковные иерархи яростно боролись с арианством. К примеру, они утверждали, что арианское троепёрстное знамение (в нём соединены указательный, средний и безымянный пальцы, а большой и мизинец сгибаются) противно никонианскому троеперстрию, так же как и старообрядческое двупёрстное знамение...

Известно, что поместный Собор 1666 года предал анафеме и отдал «градскому судилищу» ревнителей древнего благочестия, то есть старообрядцев, объявив их еретиками и приравняв к арианам. Вот текст сей анафемы:

  • «Аще ли же кто не покорится святой восточной церкви и сему освященному собору или начнёт прекословити… И мы таковаго противника, извергаем… и обнажаем его всякого священнодействия, и проклятию предаём… отлучаем и чужда сотворяем от Отца и Сына и Святаго Духа… А кто… пребудет во упрямстве своём до скончания своего: да будет и по смерти отлучён, и часть его и душа… со Арием, и со прочими проклятыми еретиками... Железо, камение и древеса, да разрушатся, а да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен. И яко тимпан, во веки веков, амин».

Похоже, сие не столь анафема, сколь заговор, прямо колдовской: «железо и камень да разрушатся», а сей договор «да не разрушится». И по нему проклятию предавались все, придерживавшиеся древлего благочестия, приравненного, кроме прочего, к арианству, а сие значит анафемствовали и всех прежних святых: Владимира Святославича, Бориса и Глеба, Александра Невского, Сергия Радонежского… А кто остался? Да один только Никон, к тому же вскоре царскою властью низложенный. И всё сие вскоре привело к упразднению прежних церковных порядков, учреждению Священного синода, т.е. введению прямого государева правления церкви.

Обратный ход был дан уже И.В. Сталиным, вернувшим патриаршество. Теперь сие было продолжено снятием анафемы со старообрядцев, также и церковным общением с Зарубежной церковью, армянскими монофизитами да и с католиками. А не настало ли время идти и далее, к признанию православными своих корней в арианстве, а потом и глубже — в русском ведославии?

* * *

Все вышеизложенное вовсе не значит, что лично я как-то особо проникся сей забытой верой, — арианством... Однако я и в самом деле среди христианских традиций выделяю именно его, также как среди исламских традиций — суфизм, а среди ведических по корню — буддизм... В них есть то, что я ценю более всего, — терпимость и стремление познать тайны мира, совершенствоваться на жизненном пути...

+++++

Подписывайтесь на Дзене, а ещё на резервные каналы:В Ютубе; в Rutube; во Вконтакте; в Телеграме

Заказать книги Александра Асова можно в Wildberries или в Ozon, а ещё в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси, а также "Сказания славян".

* * *

Читайте книгу Александра Асова «Фантастикум. Дело о похищении Либерии (рунической библиотеки) королевы Анны Ярославны» и другие на сайте AUTHOR TODAY.