Найти в Дзене
Илья Duke

Европейский народ, до последнего сражавшийся за родную веру

После падения Римской Империи христианство начало активно распространятся на северо-восток Европы. На стороне христиан была военная мощь империи франков и влияние римских пап.

К 800 году правитель Франкского государства Карл Великий создал могущественное королевство, включавшее в себя территорию современных Франции, Германии, Италии, а также ряда других современных государств Европы. 25 декабря 800 года папа римский Лев III на праздничной мессе, проходившей в соборе Святого Петра в Риме короновал Карла императорской короной как римского императора.

На территории империи, а также среди соседних зависимых народов христианство насаждалось огнем и мечом.

К началу XIII века практически не осталось европейских государств сохранивших родную веру. Уже давно крещена была Русь. Уже скандинавы, ранее наводившие ужас на весь христианский мир, приняли крещение.

Но остался в Восточной Европе маленький народ, который не отказался от родной веры и отчаянно сопротивлялся христианизации. Это было Княжество Литовское.

Католический Рим решает во что бы то ни стало крестить непокорных язычников. Огнем и мечом. В начале XIII века в прибалтийских землях создается Орден Меченосцев (впоследствии известный также как Ливонский орден), который с севера, со стороны Рижского залива начинает наступать на земли ливов, литовцев и латышей. С запада экспансию начал Тевтонский орден.

-2

Экспансия проходила таким образом - орденские рыцари, которые числом и вооружением превосходили ливов, литовцев и латышей, захватывали населенный пункт и насильно крестили население. Оказывающие сопротивление крещению уничтожались или вынуждены были бежать. После чего рыцари строили крепость и на свободные земли приходили поселенцы (как правило из немецких земель). После строительства крепости отбить свою землю уже было сложно, т.к. крепости и замки Ордена были каменными и достаточно хорошо защищены.

Такая ползучая экспансия продолжалась более 30 лет. Каждый клочок земли давался Ордену с большим трудом и потерями.

Недовольный слишком маленькими успехами римский папа Григорий IX в 1236 году призвал к крестовому походу на Жемайтию - литовскую землю бывшую центром сопротивления крестоносцам. Магистр Ордена меченосцев Фольквин фон Наумбург собрал войско из почти 4000 человек. Для участия в крестовом походе прибыли многие европейские рыцари со своими людьми.

Перед лицом неминуемого вторжения народы жемайтов и земгалов начали объединятся. Князья Викинт и Эрдвил заключили союз. Объединенным войском по легенде командовал литовский князь Рингольд.

Князь Рингольд
Князь Рингольд

Князь Рингольд решает не вступать с крестоносцами в открытое сражение, а использовать против них партизанскую тактику. Его войско следует за крестоносцами, не давая их отдельным небольшим отрядам углубляться в литовские земли. Крестоносцы не встречая сопротивления захватили несколько населенных пунктов, но большая часть населения заранее бежала и присоединилась к армии Рингольда.

Разграбив захваченные земли крестоносцы решили повернуть назад. К этому времени армия литовцев уже числом почти не уступала им. Следуя за крестоносцами Рингольд неожиданно атаковал, когда войско крестоносцев находилось в болотистой пересеченной местности. Преимущество тяжелых, закованных в железо рыцарей и латной пехоты было сведено на нет. Они не могли биться плотным строем как привыкли, а в болотистой местности передвигались с трудом.

Битва при Сауле
Битва при Сауле

Лучше знавшие местность литовцы применили против рыцарей ту же тактику, что и англичане против французов в битве при Азенкуре. Лишенные маневренности рыцари оказались под ливнем стрел не имея возможности контратаковать. Легкая кавалерия литовцев легко нагоняла немногочисленных прорвавшихся воинов Ордена. Сражение окончилось для Ордена полной катастрофой. Погиб сам великий магистр Фольквин фон Наумбург, 48 известных рыцарей и около 2000 простых воинов.

День сражения при Сауле - 22 сентября 1236 года, отмечается как день единства балтских народов.

После поражения Орден Меченосцев так и не оправился. 12 мая 1237 года в Витербо папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков ордена меченосцев к Тевтонскому ордену. Тевтонский орден прислал туда своих рыцарей, ответвление Тевтонского ордена на землях бывшего ордена меченосцев (то есть на нынешних латышских и эстонских землях) стало называться Ливонским ландмейстерством тевтонского ордена.

Экспансия крестоносцев на Литву продолжалась. Но литовцы стойко защищались все увереннее и увереннее отражая натиск. В первой половине XIV века Великий князь Гедимин объединил литовские земли и даже смог их расширить, отражая натиск крестоносцев.

Памятник великому князю Гедимину в Вильнюсе
Памятник великому князю Гедимину в Вильнюсе

После его смерти борьбу возглавили два его сына - Ольгерд и Кейстут. Именно Кейстуту выпала судьба до конца жизни сражаться за родную веру его народа. Его супруга - Бирута была вайделоткой (жрицей) и охраняла священный огонь, служа литовским языческим богам. По легенде, юный князь Кейстут встретил Бируту на берегу Балтийского моря и, очарованный её красотой, попросил её руки, однако получил отказ, так как девушка дала обет безбрачия. Неудовлетворённый этим, Кейстут похитил Бируту и отвёз в свою столицу Троки, где и устроил пышную свадьбу.

Великий князь литовский Кейстут Гедеминович
Великий князь литовский Кейстут Гедеминович

Кейстут всю свою жизнь сражался с крестоносцами. Несколько раз попадал в плен, где его пытались принудить к крещению, но ему удавалось бежать.

За время княжения Кейстута на литовские земли было совершено около 70 походов и набегов со стороны Тевтонского ордена и около 30 со стороны Ливонского ордена. Кейстут совершил 30 ответных походов на Тевтонский орден и 11 на Ливонский.

После смерти своего брата - Ольгерда, Кейстут был предан своим племянником - сыном Ольгерда, князем Ягайло. Ягайло предал родную веру и принял католичество в обмен на обещанную ему польскую корону. Кейстут был обманом захвачен в плен и задушен в темнице. Он стал последним правителем литовских земель сражавшимся за родную веру.

Постоянная борьба за родную землю, преданность вере и обычаям отцов сделали Кейстута любимым героем литовского народа. Брак его с Бирутой ещё более сблизил его с населением. И немецкие, и польские летописцы говорят о Кейстуте как о безупречном рыцаре.