Найти в Дзене

Как разработать модель зарплаты, которая устроит сотрудников. Ситуация одного клиента

Оглавление

В своё время мне удалось поработать с одной интересной ситуацией у клиента, и связана она была с недовольством сотрудников системой заработной платы.

Ситуация

Дело было так: в бизнесе, о котором я веду речь, цикл продажи от первого контакта с клиентом до окончательного оказания услуги был относительно длительным, до полугода (речь про В2С). И, соответственно, несмотря на невысокую текучесть специалистов в компании, регулярно случалось так, что с одним и тем же клиентом на этом пути успевали поработать несколько специалистов.

Естественно, когда приходило время делить бонусы за проект, начинались проблемы. Чего только не пробовало руководство:

  • Пытались делить бонусы поровну между всеми, кто участвовал в проекте. Это вызывало обиды.
  • Пытались отдать делёжку бонусов основному специалисту, за которым был закреплён клиент. Это вызывало обвинения его в несправедливости и обиды.
  • Пытались вообще не делить бонусы, полностью выплачивая их тому, за кем закреплён клиент (под соусом "ты сейчас ему поможешь без оплаты, в следующий раз он тебе"). Это вызывало нежелание даже здороваться с "чужим" клиентом и обиды.
  • Пытались каждую отдельную ситуацию решать в ручном режиме (организовывать совещание и договариваться). Это тратило кучу времени, оставляло нерешённые конфликты и обиды.

В итоге собственник совсем уже было опустил руки. Но тут пришли они)))) Ну то есть мы)))

Решение

Наше решение состояло из нескольких этапов (до сих пор кстати очень хорошо помню и процесс, и результат, потому что он превзошёл ожидания всех).

Начали мы не с денег.

Первым делом мы попросили сотрудников индивидуально, не обсуждая между собой, написать, какие этапы проходит работа с клиентом.

Собрали. Здесь мнение было почти единогласным: за исключением тонкостей в названиях этапов, содержательно они почти один в один повторяли друг друга. Кстати говоря, этапов получилось десять, и они совершенно не были похожи на "гору продаж" или "лестницу продаж". Кроме того, этапы очень сильно отличались друг от друга по длительности и включённости специалиста.

Собрав схему, мы свели все варианты воедино и представили готовый шаблон сотрудникам. Шаблон был принят сразу.

Отдельно в этот момент мы уточнили у каждого из сотрудников, насколько чётко он понимает границу каждого этапа и переход от одного этапа к другому. Критерии перехода из этапа в этап сходились, и по отделению этапа от этапа разногласий не было.

После этого мы попросили также индивидуально в процентах оценить трудозатраты каждого из этапов. Не деньги, не время, не другие ресурсы, - а именно усилия, которые вкладывает специалист на каждом этапе работы с клиентом. Взять весь процесс за 100%, и распределить эту цифру по этапам.

Здесь всё оказалось не так однозначно. Точнее, основная часть этапов была оценена очень близко, но в 2 или 3 появились значительные расхождения.

Тогда мы собрали общее совещание, на котором каждый сотрудник представил и аргументировал свою цифру. И да, после обмена аргументами и примерами из жизни, коллектив сошёлся на весьма близких цифрах.

Дальше полученные цифры были снова сведены в единую табличку и отданы на согласование сотрудникам. Не помню точно, возможно, потребовалась ещё одна встреча, но в итоге табличка с процентами была принята всеми без исключения.

Ну и собственно, оставался самый лёгкий этап: перенести схему в схему начисления бонусов. То есть бонусы теперь начислялись не как захочет руководство, не как посчитает нужным специалист, к которому прикреплён клиент, и не принципу "кто кого перекричит", а чётко по этапам работы с клиентом: кто сколько и каких этапов осуществил, тот строго за них и получил.

Общалась с клиентом через время (это вообще был постоянный клиент), он много раз подчёркивал, насколько проще им стало работать после этого решения. И сетовал, что сам до этого не догадался))))

___________________________________

Ещё статья про то, как корректно построить модель зарплаты

Больше статей про управление сотрудниками (в том числе про мотивацию)

Подписаться на канал

Не смогла удержаться))) Картинка из интернета
Не смогла удержаться))) Картинка из интернета