Найти тему
script bro | сценаристы

10 советов как улучшить диалоги в вашем сценарии!

Помните, что в основе любого хорошего диалога лежит конфликт, но, если более конкретно, то какой-то дисбаланс во взаимодействии. Что-то остаётся нерешенным или персонажи ещё не пришли к соглашению. Это требует разговора, и именно здесь рождается хороший диалог.

Например, предположим, что моя подруга Джейн везёт меня в аэропорт. Если бы мы провели весь разговор мирно согласовывая задачи, которые нам предстоит сделать к тому моменту, когда я вернусь из поездки, диалог был бы скучным.

Но что, если вчера вечером, в 3 часа ночи, я получил сообщение от кого-то по имени “Лиза”. Мы с моей девушкой поспорили об этом и оставили разговор на "мы обсудим это утром". И вот сейчас мы в машине, едем в аэропорт, а это сообщение всё ещё нависает над нами. Наш диалог будет намного интереснее, потому что в разговоре существует нерешённая проблема.

Главное, что вам нужно усвоить. Конфликт будет лежать в основе большинства хороших диалогов. Кроме того, не стесняйтесь комбинировать все эти советы.

Каждый персонаж должен чего-то хотеть в сцене - это основной принцип любого содержательного диалога. Каждый участник разговора должен чего-то хотеть. Если они ничего не хотят, то это просто трёп.

И хотя поначалу болтовня будет казаться реалистичной (поскольку это то, что мы делаем в реальной жизни), она быстро станет утомительной, поскольку мы будем всё дальше и дальше погружаться в бесцельность.

Иногда бывает нормально, когда только один персонаж в сцене чего-то хочет. Но я обнаружил, что чем больше людей с определёнными целями присутствует в сцене, тем лучше становится диалог.

В приведённой выше сцене моя девушка хочет знать, кто такая, чёрт возьми, Лиза и почему она посылает мне сообщение в 3 часа ночи. Я, с другой стороны, хочу добраться до аэропорта, не отвечая на этот вопрос.

Контраст (в персонажах) – Один из самых простых способов создать хороший диалог - это поместить разношёрстных персонажей вместе.

Один персонаж бескорыстен, другой эгоистичен. Один персонаж высокомерен, другой скромен. Один персонаж - аккуратный, другой - неуклюжий. Жеребец, лузер. Умный, идиот.

Это работает на том же уровне, что и конфликт. Здесь существует дисбаланс, который кроется в самих персонажах. Также следует отметить: чем проще фильм, тем больше должно быть преувеличение. Чем серьёзнее фильм, тем тоньше будут различия между персонажами.

Контраст (уникальный для сцены) – это происходит когда вы создаёте контраст с помощью определённого события в сценарии. Вам не нужно, чтобы ваши два персонажа постоянно находились на противоположных полюсах. Только временно. Это может означать, что один персонаж спокоен по поводу чего-то, в то время как другой выходит из себя.

Один персонаж в ярости, а другой смеётся. Один персонаж думает, что что-то имеет большое значение, в то время как другой вообще не считает это важным.

Первая сцена в "Фарго", когда Джерри Лундегор заходит в бар, чтобы нанять похитителей, хорошо подчёркивает это. Они злятся, что Джерри опаздывает. Джерри считает, что это неважно.

Контраст приводит к сцене, пронизанной убийственным конфликтом (поскольку похитители приходят в волнение из-за того, что Джерри не обращает внимание на их недовольство).

Персонажи, которые любят поговорить или выразить себя в разговоре - диалог редко работает, если в сцене нет хотя бы одного расположенного к диалогу персонажа.

У вас должен быть персонаж в сцене, который остроумен, или вдумчив, или странен, или маниакален, или высокомерен, или чрезмерно дружелюбен, или что-то ещё, что требует уникальных речевых характеристик и выражения через разговор.

Нет ничего невозможного в том, чтобы написать хороший диалог без любящих диалог персонажей. Но это трудно.

Драматическая ирония – один из самых простых способов написать хороший диалог. Поместите персонажа в разговор, в котором мы знаем больше, чем он знает.

Если Джо встречается со своими школьными друзьями в загородном коттедже на выходных, и у нас ранее была сцена, показывающая, что друзья планируют убить Джо - диалог будет отличным.

Такая простая сцена, как Фрэнк (лучший друг Джо), который приветствует его и показывает ему дом, может привести к захватывающему диалогу.

Кроме того, драматическая ирония позволяет вам играть и получать удовольствие от диалога! Джо: "Это будут незабываемые выходные". Фрэнк: "Конечно, так оно и будет".

Конфликт "Слон в комнате" – конфликт "Слон в комнате" - это когда между персонажами возникает проблема, которую они не обсуждают. Затем эта проблема проникает в любой их разговор, добавляя к нему дополнительный слой.

Если супружеская пара потеряла ребёнка и скрывает свою боль, у них будет много конфликтов "слон в комнате". Возможно, они говорят о том, чтобы отдать свою машину в ремонт. Но вы можете почувствовать, что у обоих персонажей скрывается гораздо большее внутри.

Кстати, конфликт "Слон в комнате" предназначен не только для трагедий. Уилл Феррелл и Джон Си Райли могла бы запросто устроить большую неразрешённую ссору в "Сводных братьях", а потом, их позвали бы на ужин. Эта сцена за ужином будет пронизана "слоном в комнате" - дракой, которую они только что устроили.

Ставки – Если к диалогу не привязаны ставки, нам будет наплевать на разговор.

На днях я смотрел ужасный фильм под названием "Вмешательство". Речь шла о группе друзей, которые отправляются на выходные, чтобы сказать двум другим друзьям (которые помолвлены), чтобы они не женились, потому что они не подходят друг другу.

Так какие же здесь ставки? Если они не достигнут своей цели, друзья поженятся. НУ И ЧТО!!! Нас волнует, поженится эта пара или нет? Нет. Так что, конечно, каждый отдельный разговор в фильме провалился.

Ставки зависят не только от фильма, но и от сцены. Чем больше ставка в сцене, тем лучше диалог. Давайте возьмём тот предыдущий пример, когда Джейн отвезла меня в аэропорт.

Допустим, теперь мой рейс отправит меня на собеседование для работы моей мечты. Давайте перенесём наш разговор прямо ко входу в аэропорт. Мой рейс вылетает через 15 минут. Но Джейн хочет знать, кто такая эта чёртова Лиза и почему она пишет мне в 3 часа ночи.

Мы спорим и спорим ещё, и всё это время самолет приближается к вылету. Видите как ставки (собеседование всей жизни) повышают напряжённость этой сцены? И как они связывают весь разговор. Это отличный переход к нашему следующему ускорителю диалога…

Ограничение по времени – один из самых простых способов оживить ваш диалог. Просто сделайте так, чтобы одному из персонажей было куда спешить, нужно было куда-то добраться или должны были уйти через несколько минут, и мгновенно диалог приобретает совершенно новую динамику.

Конкретность в общих словах – Диалог должен казаться специфичным и уникальным для персонажей, произносящих слова. Чем более общими являются детали, тем менее реалистичным кажется общение.

В "Энни Холл" есть момент, когда Элви рассказывает о своих школьных днях. Он мог бы легко сказать. "Я ненавидел школу. Все были придурками. Это были худшие дни в моей жизни".

Это общие слова!!!

Вместо этого, вот что он говорит: "Я всегда чувствовал, что мои одноклассники были идиотами. Мелвин Грингласс, ну ты знаешь, маленькая толстая мордашка, и Генриетта Фаррелл - эта глупая Мисс Совершенство. И... и Айван Аккерман, всегда отвечал неправильно."

Конкретно и уникально!

Персонажи должны разговаривать друг с другом, а не со зрителем – это один из самых простых способов определить любителя.

Даже многие профессиональные авторы делают это. Не пишите сцен, в которых персонажи говорят что-то только для того, чтобы донести информацию до аудитории.

Например, если супружеская пара будет вспоминать о том, когда и как они впервые встретились. Весь этот разговор не для них. Это авторы говорят для нас, чтобы мы поняли их предысторию. Поэтому всё кажется искусственным.

Иногда вам нужно будет вписать экспозицию или предысторию в сцену. Но продолжайте разминать сцену до тех пор, пока вы не сможете с полной уверенностью сказать, что это тот разговор, который вели бы ваши персонажи, ДАЖЕ ЕСЛИ бы за ними никто не наблюдал.

В дополнение к десяти приведённым выше советам, существуют инструменты: остроумие, шутки, небылицы, завязка и развязка реплик, способность персонажа отклоняться от острых вопросов.

Я назвал этот инструмент общим термином “светская беседа”, поскольку он отражает способность общаться в реальной жизни, и это один из навыков, наиболее важных для того, чтобы ваш диалог был естественным.

Это также та часть диалога, которая больше всего зависит от таланта автора. Хорошая новость заключается в том, что даже если вы плохо разбираетесь в светской беседе, вы всё равно можете освоить десять приведённых выше советов и сделать всё возможное, чтобы написать сильный диалог.

Помните, вы и не Тарантино, никто не собирается ставить вам баллы за ваш диалог.

А как насчёт вас, ребята? Вы знаете ещё какие-нибудь советы по диалогам, меняющие правила игры???

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.