Дочке в августе будет 2 года. В течение последних двух месяцев у нее происходит существенный скачок развития речи. В бытовой ситуации она понимает 99% сказанного. Может выполнять поручения с несколькими действиями: возьми в комнате, принеси на кухню. Может говорить простыми фразами, 2-3-4 слова. Недавно стала использовать местоимения "мне", "мое" - "иди ко мне", "дай мне" и т.д. Иногда добавляет предлоги: "в луже" (показывает пальцем на что-нибудь в луже). Стала, наконец, иногда называть своё имя :) Она говорит, что её зовут "Гуша". Мы зовем её Агуша, полное имя Агния. Запомнила, как зовут родителей. Теперь периодически зовёт нас по имени))
В основном дочь использует "взрослые", полные слова. Но если я её не понимаю, она добавляет звукоподражания. "До-ик", дочь смотрит на меня и добавляет: "Кап-кап!". Всё понятно, это дождик))
Дочь начала проговаривать свои действия с игрушками, когда играет. Поёт игрушкам песенки, когда укладывает их спать: "баю-бай, спи малыш!". Говорит "кушай!", когда кормит и т.д. Из всех игрушек она предпочитает мягких мишек, зайчиков, собачек. Куклы на втором месте. А с этими игрушками, как с малышами, нужно постоянно разговаривать. Что дочь и делает. :) В норме это умение появляется в 2,5-3,5 года.
Подробнее о нормах речевого развития я рассказывала в статье: Развитие речи от рождения до 1 года, от 1 года до 2 лет. Все речевые навыки закладываются в раннем возрасте
Звуки, конечно же, дочь использует не всё. На 3-ем году жизни ребенку допустимы дефекты смягчения, оглушения (зонтик - сёнтик), неумение произносить свистящие и шипящие (ш, ж, с, с', з, з'), аффрикаты (ц, ч'), соноры (р, л). Эти звуки заменяются или пропускаются. В стечении согласных допускается не произносить или вставлять гласную (мошка – моша - мошака), например, "коляска" дочь произносит как "ка-я-ка".
Развитию речи я уделяю пристальное внимание. Сейчас очень много детей имеют логопедические проблемы. А у дочери к тому же были неврологические диагнозы, которые ещё могут ей аукнуться. Племянник в этом же возрасте разговаривал с более широким словарным запасом:
Поэтому в 1 год и 10 месяцев я съездила с дочерью к дефектологу (логопеду) на диагностику. Дефектолог обратила внимание на то, что звуки раннего и среднего онтогенеза дочь говорит нечётко. Скорее всего она их так слышит. В дальнейшем это может перейти в фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Логопед нам дала рекомендации и готова взять нас на занятия. На занятия мы будем ходить, но думаю, что чуть позже. Может быть после нового года, там уже дочери будет почти 2,5 года.
Подробнее про посещение дефектолога я рассказывала в статьях:
* 1 г 10 мес. Съездили на консультацию к дефектологу (логопеду) 🔊👶🗣️
* 1 г. 10 мес. Рекомендации, полученные от логопеда, по развитию речи 👶🔊
После посещения логопеда я стала подмечать насколько нечетко и нечисто говорит дочь. Я её понимаю, но окружающие с первого раза могут и не понять. Например, слово "машина" она произносит как "пачина". Хотя и мама, и папа она говорит четко, то есть может слог "ма" говорить. И "малина" говорит "ма-ина". К, х, г она тоже может использовать, как один звук. Часто не произносит гласную в начале слова - "Егор" - "Гоо!".
Что делаю? Медленно и четко произношу слово правильно. Голосом выделяю правильный слог.
Диалоги с дочерью, что она может рассказать
Дочь "читает" мне книгу - рассказывает, что нарисовано на картинке:
Дочь рассказывает: Это машина. Машина едет! Вот там! (показывает на окно) Это мот (саМОлёТ)! Самолет летит. Тоже там! (показывает на небо в окно) Это... катер... - Вода, добавляет дочь. Секундная пауза, слово "вертолет" она не говорит, но знает. -Это... это... это МАЛЕНЬКИЙ самолет!!! Тоже летит! Высоко!
Другая ситуация. Подстригаю дочери ногти. С этим делом у нас до сих пор борьба. И ногти проблемные, обламываются или могут врастать. Дочь крутится, вертится, вырывается. Пищит: "всё-всё, всё-всё чик-чик, нет-нет". Неожиданно кусочек ногтя отлетает ей в лоб. Дочь замирает и выдает: "Ой! Муха укусила лоб!!!"
Третья ситуация наглядно показывает, что ребенок умеет думать и пользоваться памятью, сопоставлять ситуации. Дочь смотрела мультики. За окном неожиданно начинается сильный ливень. Дочь смотрит в окно и константирует: "Дождь. Дождь идёт". Задумчиво развивает тему погоды: "Снег идет... Зайчик тоже... дождь". Про зайчика я не понимаю, что к чему. Дочь добавляет: "Тоже рисовала. Краски" Тут я соглашаюсь, с утра мы рисовали с Агушей красками.
Дочь уходит, возвращается с книжкой про зайчика и показывает картинку из книжки:
Дочь разъясняет непонятливой и невнимательной мне: "Зайчик рисует. Дождь, кап-кап!" Мы эту книгу читали два дня назад. Я помню, что зайчик рисовал картинку. Но, честно, я не обратила внимание, ЧТО ИМЕННО он нарисовал. Уж точно не заметила, что там есть 6 капель воды и это дождь :)
Вот так и живём :) А какие первые или смешные рассказы и истории Вы слышали от своих малышей?
Спасибо за Ваш лайк! Подписывайтесь на канал - будет расти вместе!