Писать малышей-первоклассников начинают учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это даётся легко. Дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, конструировали, успешно овладевают навыками письма. А известно, что от успешного овладения чтением и письмом во многом зависит весь ход дальнейшего обучения в школе.
Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя более комфортно, давайте начнём готовить его руку к письму ещё до школы.
Начать можно со следующих упражнений и игр:
- Дайте ребёнку бусинки (пуговицы), пусть попробует нанизать их на нитку;
- Предложите ему слепить из пластилина маленькие шарики и выложить из них картинку (получится своеобразная мозаика) или просто лепите с ним разные предметы.
- Вместе с ребёнком вырезайте различные геометрические фигуры и предметы, наклеивайте их на бумагу. Играйте в игры, укрепляющие кисти рук и пальцы ("Мозаика", "Конструкторы" и другие).
- Рисуйте как можно больше! При раскрашивании особенно укрепляется рука. Но не забывайте обращать внимание на то, как ваш ребёнок держит ручку. Ручка должна лежать на среднем пальце, а указательный и большой, образуя щепоть, удерживают её; верхний конец ручки должен смотреть вверх и в плечо правой руки. Старайтесь, чтобы ребёнок не сжимал её пальцами, а держал свободно, иначе он будет очень уставать.
Развитие графических способностей детей надо начинать с формирования зрительно-двигательной координации. Для этого можно порекомендовать следующие упражнения:
"Попадание в точку"
Поставьте на листе бумаги точку, отведите руку ребёнка с карандашом вверх на расстояние 10–15 см от листа, а затем предложите ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.
"Графический диктант"
Взрослый говорит ребёнку: "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Слушай внимательно. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Проводи только те линии, которые я скажу. Когда проведёшь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Начнём рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз. Не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо. Одна – вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна – вправо. Одна клетка вниз".
Дальше предложите ребёнку самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не получится, разберите узор, объясняя ещё раз закономерности).
Конечно, вы можете придумать и более сложные варианты.
«Узоры»
На нелинованном листе бумаги расположены 10–15 точек (звездочек, квадратиков, треугольников и т.п., - фигур, которые вы можете быстро нарисовать). Дети должны, не отрывая карандаша от листа бумаги, соединить линией все точки. В качестве усложнения вместо точек можно написать цифры, тогда, развивая руку, вы закрепите еще и счетные навыки ребенка.
«Штриховка»
Дети штрихуют контуры предметов. Вы с легкостью найдете подходящие изображения в Интернете или нарисуете сами. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать ребёнок должен только в заданном направлении, например, снизу вверх, сверху вниз, слева направо; не выходить за контуры рисунков; соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.
«Орнаменты»
Хорошо подготовить руку вашего ребёнка поможет рисование орнаментов на бумаге в клетку сначала простым карандашом, затем цветными.
Такие упражнения способствуют развитию руки ребёнка.
У многих родителей возникает вопрос: надо ли учить дошкольника писать? Нет. Этого делать не следует. Можно «рисовать» печатные буквы и простые слова. Ни в коем случае не учите письменные буквы: каждая из них имеет свою последовательность написания, и только учитель может правильно показать ее. Переучивать ребёнка очень трудно.
Помните, исследования последних лет убедительно доказывают: истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Развивайте мелкую моторику малыша, и совсем скоро вы убедитесь: потраченные усилия окупятся сторицей.