Найти тему
Что могут короли...

Король Дании и Норвегии Кристиан IV: в любви и на войне.

XVII век для королевства было временем постоянных войн со Швецией. В такой конфронтации между соседями не было ничего удивительного. Она была понятна и привычна. Еще до времени правления Кристиана IV Швеция вынудила Данию заключить пару очень унизительных договоров, не устроивших многих.

Можно сказать, что Шведская империя стремилась в определенной степени расшириться за счет датских земель. Экспансия шведов в предыдущих столетиях памятна и в наши дни. Например, шведский регион Скания до 1658 года принадлежал Дании.

Эти бесконечные трения, переходящие в войны, будут сопровождать все правления короля Дании и Норвегии Кристиана IV.

***

Помимо государственных преобразований и борьбы с ведьмами на протяжении жизни король Кристиан IV был также занят несколькими военными кампаниями и подготовками к ним.

Датский флот, который к моменту начала правления короля, то есть в 1596 году, состоял всего из 22 судов. К 1610 году он увеличился до 60, некоторые из кораблей были построены по собственным проектам Кристиана.

Непростым делом стало формирование регулярной армии. Кристиану приходилось в любом случае больше рассчитывать на наемные силы (такого рода практика тогда была в целом обычным явлением в Европе) дополненных местными крестьянами.

В целом произведя некоторую модернизацию, в 1611 году он объявил войну своему главному врагу - уже не молодому королю Швеции Карлу IX, скончавшемуся в том же году. Кристиан впервые опробовал собственные военные силы в боях.

Начавшаяся война была позже названа Кальмарской. Модернизированный флот и армия датчан через несколько лет одержали победу над силами мальчика-короля Швеции Густава II Адольфа, которому в то время было не более семнадцати лет.

Кальмарская война ( названа так по взятой крепости Кальмар в Швеции) завершилась Кнередским миром в 1613 г. Страны по условиям мирного договора возвращали завоеванные друг у друга территории, а также урегулировали условия двухсторонней торговли.

И не только. Швеция же обязалась выплачивать контрибуцию Дании в течение 6 лет. Густав II Адольф наверняка не был в восторге такого мира, но у по сути проигравшего войну шведского короля не было другого выбора, кроме как принять условия.

Однако, несмотря на ощутимые плюсы Дании, успех такого исхода не был безусловным. Но, на время для Кристиана открылась возможность забыть про военные действия и заняться другими обязанностями.

***

Хотя Кристиан ревностно относился к своим обязанностям, когда дело касалось ведьм, он значительно более спокойно взирал на такие прегрешения, как супружеские измены. Помимо жены, успешно рожавшей ему наследников, у короля было по крайней мере отношения с тремя другими дамами, которые также подарили ему несколько незаконнорожденных детей.

Когда Анна Екатерина умерла еще до окончания войны (в 1612 году), король был искренне огорчен. Главным образом потому, что он оказался недостаточно хорошим мужем для этой верной и преданной женщины. Говорят, что, когда пришло время закрывать крышку гроба Анны Катерины, кто–то предложил королю сначала убрать драгоценности королевы (усопшая для своего последнего пути была украшена небольшим состоянием).

Кристиан же покачал головой, сказав: “Они принадлежали ей. Они остаются с ней.” Королевские драгоценности так и остались в королевской усыпальнице - в соборе Роскилле.

-2

***

Вдовец Кристиан IV конечно не оставался в одиночестве. Через несколько лет король безумно влюбился в дворянку Кирстен Мунк. Это была любовь с первого взгляда, случившаяся в 1615 году. По общему мнению, молодая девушка была очаровательной особой. А какая впечатляющая личность оказалась ее мать, Эллен Марсвин.

Мать не собиралась жертвовать добродетелями Кирстен без надлежащей оплаты со стороны короля. В конце концов, Эллен Марсвин происходила из одного из старейших и лучших родов Дании. Длительный период обсуждения условий с Кристианом закончился тем, что Эллен стала еще богаче (в дальнейшем она стала весьма деятельным и преуспевающим землевладельцем), а Кирстен вступила в морганатический брак с королем.

Хорошенькая, несколько полноватая Кирстен родит Кристиану еще двенадцать детей (по крайней мере одиннадцать были от короля; в отцовстве двенадцатого сомневался сам Кристиан).

Но в браке Кирстен отнюдь не оказалась самым близким королю спутником жизни. Не блеснула она и выдающимися умственными способностями. Мало того, у Кирстен оказался прискорбный для короля "дурной вкус" к ревности, когда Кристиан время от времени позволял себе привычные увлечения другими особами.

От измен Кирстен бывала в расстроенных чувствах. Она закатывала истерики, швырялась предметами, рвала попавшиеся на глаза вещи. А еще в отместку Кристиану Кирстен насмехалась над ним, глумясь над старением короля. Монарх был действительно ощутимее старше супруги...

Вверху слева - Эллен Марсвин. Вверху справа, внизу слева - вторая супруга Кирстен Мунк. Вибеке Крузе.
Вверху слева - Эллен Марсвин. Вверху справа, внизу слева - вторая супруга Кирстен Мунк. Вибеке Крузе.

***

Конечно, помимо отношений с женами, фаворитками и многочисленным потомством у него были и другие дела, которые нужно было решать. Особенный эпизод его жизни, как и жизни страны, стала катастрофические последствия участия Дании в следующей войне - Тридцатилетней.

Причиной этого разорительного для участвующих стран и кровавого конфликта часто считается борьба между протестантами и католиками. В какой-то степени это правда, но все-таки все было не столь однозначно.

Это была война, в которой Священная Римская империя в лице императора Фердинанда II пыталась воспользоваться политической нестабильностью соседей, дестабилизированных в результате случившейся еще в предыдущем веке Реформации. Фердинанд надеялся на укрепление своего влияния и возврат под контроль тех земель, которые были утрачены из-за действий протестантов.

Не понравились такого рода поползновения императора ни протестантским княжествам или королевствам, ни той же католической Франции. Разумеется, Испания поддержала Фердинанда, ведь император и испанский король были представителям одного рода Габсбургов.

Фердинанда мало заботило общественное мнение в те дни, когда его войска начали военные действия. Католические силы двинулись на север, оказавшись в неудобной близости от Дании. Уже в 1623 году датский государственный совет был за принятие ответных мер.

***

Накануне вступления в Тридцатилетнюю войну положение дел в королевстве Кристиана отличалось стабильностью и преуспеванием, практически большим, нежели в соседних странах Европы. Дания подпитывалась доходами от ряда пошлин. Кроме того прибыль шла ввиду весомых военных репараций от Шведского королевства.

Вступление Дании в Тридцатилетнюю войну поддержали Франция и Великобретания, соглашаясь даже на субсидии для датчан.

У Кристиана были и свои интересы. Он мечтал получить контроль над немецкими реками Эльбой и Везером, заполучить земли для своих сыновей. И все же Кристиан медлил, опасаясь, что, если страна вступит в войну, Густав Адольф сможет нанести ему "удар в спину".

Шведский король уже был далеко не тот семнадцатилетний мальчик, которого Кристиан обошел в 1611 году. Густав II Адольф набирал вес в качестве военного стратега, не упуская возможности выступить в качестве защитника протестантизма.

Именно страх оказаться в тени шведского соседа в конечном счете склонил чашу весов в пользу одобрения Кристианом вступления в войну.

***

В распоряжении Кристиана было от 19 000 до 25 000 человек. Поначалу королю сопутствовала удача. Но в августе 1626 года датчане были разбиты в битве при Лeттере армией императора под предводительством верного генерала Иоганнеса Церкласса, графа фон Тилли. Датчане тогда потеряли 4000 человек, почти всю артиллерию и вынуждены были отступать.

Еще хуже было то, что блестящий генерал Альбрехт фон Валленштейн объединил свои силы с Тилли, что привело к стремительному захвату половины подконтрольных Дании территорий. В те времена Кристиану IV было не до скандалов супруги - ощущалась угроза его стране в целом. Неудивительно, что Кристиану пришлось позабыть о собственной гордости и попросить помощи у своего давнего противника - шведского короля Густава Адольфа.

И тот ее оказал. Вместе шведам и датчанам удалось остановить силы Валленштейна. В итоге в 1629 году Кристиан подписал мирный договор со Священной Римской империей. Это вернуло ему Данию в прежних границах, в то же время ограничив Кристиана в возможности участвовать в продолжающейся Тридцатилетней войне.

Некогда столь гордый благодаря победам и преуспевающий датский король вернулся в Копенгаген. Тогда него дошли сплетни о супруге…

***

Кирстен оставалась недовольна мужем. Ее внимания наконец переключилось на человека помоложе короля, подтянутого и, что ей было важно, восторгающегося ею. К тому времени Кирстен уже родила королю одиннадцать детей за тринадцать лет совместной жизни. Однако постоянные беременности и роды, похоже, не сказались на ее привлекательности.

Кирстен нашла в немецком капитане Отто Людвиге Сальм-Кирбургском то, что искала. Когда король узнал об этом, он пришел в ярость. Брак Кирстен висел на волоске. Связь Кирстен и Отто угрожала и преуспеванию ее матери Эллен, ведь теща короля теперь рисковала потерять свои огромные земельные владения и расположение зятя.

Кирстен было все равно, ведь с нею был любимый Отто, а с королем она далее не могла больше представлять совместной жизни. Да и Кристиан не хотел примирения, не признав последнего ребенка. Ситуация накалялась. Король официально обвинил жену в супружеской измене, вдобавок в использовании магии и контактах с гамбургским колдуном. Кирстен же вину не признавала.

***

Эллен решила спасать положение, уговорив короля нанести её визит. Любопытен результат этой встречи. Кристиан без особенной радости согласился на визит к своей теще. В результате король был удовлетворен, что теща столь открыто встала на его сторону, оплакивая тот факт, что ее собственная дочь оказалась неверной женой.

Эллен была очень обходительна с королем. Зять был лучшим образом накормлен, приготовлена превосходная спальня для отдохновения монаршьей особы. А вдобавок к такому приему теща сыграла роль сводницы, предоставив возможность королю сойтись с Вибекой Крузе.

Та некогда служила Кирстен, но была уволена, так как ревнивой Кирстен не понравилось, что король проявлял к ней интерес. Разумеется, король нуждался в утешении. И Вибеке оказалась так кстати.

Вскоре опальная Кирстен была отправлена в Ютландию, где ее держали в строгом заключении. Вибеке впоследствии родила несколько детей от короля, но к тому времени эти новые младенцы уже не особенно волновали Кристиана. Попросту они мало что значили, так как у короля на тот момент уже было более двадцати сыновей и дочерей.

Надо добавить, что дети Кирстен старались смягчить позицию отца, в то время как Вибеке видимо делала все, чтобы порядка десяти лет разгневавшая короля жена оставалась в заключении.

***

Король не сидел на месте после военного поражения. Он сосредоточился на восстановлении финансовой мощи Дании. Будучи человеком весьма предприимчивым, он решил пополнить государственную казну за счет взимания Зундской пошлины (все суда, желающие войти в Балтийское море, должны были проходить через пролив Эресунн (или Зунд), контролируемый Данией.

Так верный источник доходов казны, по мнению Кристиана, был обеспечен. И действительно, эта мера сделала Кристиана очень популярным среди своих сограждан. Деньги хлынули рекой, пустые датские сундуки стали заполняться. Многие в Дании были счастливы, чего нельзя сказать о шведах и голландцах.

Но, его внешняя непоследовательная политика тех лет на этот раз вызвала раздражение соседей. В конечном счете результатом стала новая война для Дании. Король уже был не молод, близилось его шестидесяти пятилетие. Дания не была подготовлена к войне. Шведы застали соседей врасплох.

***

Войны Дании во время правления Кристиана IV. Раненый король.
Войны Дании во время правления Кристиана IV. Раненый король.

Под командованием блестящего шведского фельдмаршала Ленната Торстенссона шведам удалось продвинуться вглубь Дании. В определенный момент казалось, все было потеряно. Кристиан IV не собирался так легко сдаваться. Король организовал своих людей и военные силы, произвел ремонт своих кораблей и в целом преуспел в том, чтобы остановить дальнейшее продвижение Торстенссона.

11 июля 1644 году в морском сражении при Кильском заливе принимал участие сам король. В тот день его датский флот пресек попытки Торстенссона проникнуть глубже в Данию.

Когда монарх находился на квартердеке своего корабля «Троица», находившаяся рядом пушка взорвалась попавшим в нее ядром противника. Деревянные и металлические осколки ранили короля, ослепив один глаз и откинув его на палубу. Но Кристиан сразу же поднялся и громко прокричал, что все хорошо, показав пример героизма и оставшись на палубе до окончания боя.

Однако отвага короля помогла выиграть сражение, но не войну. Шведы одержали победу уже через год. Кристиану пришлось поделиться значительными территориями своего королевства согласно условиям Брёмсебруского мира, заключенного в 1645 году.

К тому времени датские силы уже были истощены. Дания также лишилась возможности взымать Зундскую пошлину. С того времени шведы и голландцы закрепили свои позиции в Балтийском море.

Последствия войны в какой-то степени стали прологом к войнам на Балтике уже последующих поколений. Для Дании помимо потери своих позиций последствия войны сказались на развитии промышленности, вылившись в спаде экономики.

***

Последние годы жизни Кристиана были омрачены и постоянными конфликтами с зятьями, особенно с Корфитсем Ульфельдтом. О гармония семейной жизни в кругу многочисленных отпрысков и родственников можно было только мечтать. Дети Кристиана от разных женщин постоянно враждовали друг с другом.

Все это подкосило силы стареющего монарха. Он уже не был тем бравым т полным энергии королем, что раньше. Король начал сдавать. 21 февраля 1648 года, по его настоятельной просьбе, Кристиан был доставлен в носилках из замка Фредериксборг в его любимый Копенгаген, где он умер через неделю.

Интересно, что, когда Кристиан лежал на смертном одре, он попросил о встрече с опальной супругой Кирстен Мунк, женщиной, которую он на тот момент не видел почти двадцать лет. И Кирстен действительно поспешила приехать к умирающему, торопясь изо всех сил. Но к тому времени, когда она приехала, бывший муж был уже мертв.

Кристиан IV, который был королем Дании и Норвегии в течение долгих пятидесяти девяти лет скончался 28 февраля 1648 в королевской резиденции Розенборг и был похоронен в соборе в Роскилле как большинство датских королей.

-5

***

Когда юный Кристиан IV начинал свой путь в качестве короля Дании, страна контролировала Балтийское море. Когда он умирал, уже Швеция играла первую скрипку на море. Сын Кристиана унаследовал меньшее в границах королевство, нежели некогда отец.

Эпоха правления Кристиана тем не менее запомнилась в истории и была оценена как датчанами, так и норвежцами. Потомки унаследовали настоящие архитектурные шедевры в стиле Ренессанса и новые города. Он пропагандировал искусство и культуру.

Король обладал настоящим мужеством, чувством долга, был неутомим в работе, обладая энергией прирожденного реформатора. Кристиана невозможно определить однозначно, ибо невозможно и забыть одержимость короля тем же колдовством, приведшей к публичным казням его подданных. Он был ответственен за сожжение несчастных.

Так или иначе, время правления короля Кристиана IV в истории Дании и Норвегии было периодом модернизации, а плоды его деяний живы и ныне.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Дания
2128 интересуются