В 80-90-х годах прошлого века случилась настоящая эпидемия постапокалиптического кино, вызванная успехом "Безумного Макса-2", он же "Воин дорог". Этот фильм открыл целую формулу, как можно за недорого снимать смотрибельные боевички. Напомню основные элементы этой формулы:
- Пустыня (оставшаяся после ядерной войны или иной всемирной катастрофы).
- Посёлок добрых фермеров (пытающихся жить мирной жизнью).
- Банда злых байкеров (терроризирующая этих фермеров).
- Мрачный герой (который жёстко разруливает тёрки между фермерами и байкерами).
- В виде бонуса - забавный технопарк: обшитые бронёй автобусы, футуристические джипы и прочие джихадмобили.
Иногда по этой методе получались вполне себе годные фильмы, вроде "Лунного полицейского" или "Стальной границы". Кое-что мы с вами в сегодня изучим.
1. "Огненные колёса"/Wheels of Fire (1985)
Красавица-сестра военизированного гонщика по кличке Трейс (то бишь След) похищена мотобандой злодея по кличке Погонщик. Трейс пускается за Погонщиком в погоню (случайно скаламбурил) по пустыне, в которую превратился мир после ядерной войны. В пути к нему присоединяются суровая охотница за головами со своим ручным соколом, девочка-телепат и боевитый карлик.
Странная компания посетит несколько интересных локаций, вроде подземного города чупакабр или общины религиозных фанатиков, строящих ракету, чтобы улететь прочь с этой проклятой планеты. Наконец герои добираются и до крепости Погонщика. У того, как выясняется, под командованием не просто банда, а целая армия, но и герои не лыком шиты.
Фильм с первых же кадров даёт нам то, чего мы ждём: погони на обшитых бронёй машинах и мотоциклах, перестрелки, взрывы и т.д. Транспортные средства в этом фильме тюнингованы весьма креативно, режиссёр Сирио Х. Сантьяго нагнал нехилую массовку и пригласил хороших пиротехников. Погони поставлены неплохо, а вот перестрелки - безобразно, в стиле "герой палит от живота, не целясь, а бегущие в полный рост злодеи валятся шеренгами"...
В общем, несерьёзно как-то. Эта несерьёзность приводит к полному отсутствию брутальности, которая была главной изюминкой "Воина дорог" и самых удачных его клонов. Нет и атмосферы упадка. Да - пустыни, да - ржавчина, но все сытые, жизнерадостные и одеты в чистую, нерваную одежду.
Самое большое удовольствие при просмотре мне доставил переводчик. Ненавижу гнусавый видеосалонный перевод, но тут толмач выдавал на-гора изумительные перлы типа "святой бицепс Шварценеггера!" В конце можно узнать, что фильм переведён в Казани в 1989 году, и что заказавшему три фильма на кассетах полагается эскимо в подарок (интересно, предложение ещё в силе?).
2. "Воины дюн"/Dune Warriors (1991)
Тот же режиссёр, тот же антураж, даже авто-мототехника, вроде бы, та же самая, хотя её стало чуть меньше, да и массовки - тоже. Зато перестрелки чуть-чуть интереснее... Плюс больше драк на мечах. Главное - сюжет содран с "Семи самураев"/"Великолепной семёрки".
Суровая мотобанда некоего Уильямса рыщет по ядерной пустыне в поисках источника воды. Источник нашёлся, вместе с фермерской деревенькой, построенной поверх него. Деревеньку тут же захватили, но местная красавица успела убежать за подмогой. Едва не попав в лапы к мелькнувшему в одном эпизоде племени коротышек (что у Сирио Х. Сантьяго за тяга к карликам?!), она отыскала опытного бойца по имени Майкл, которого играет Дэвид Кэррадайн, уже немолодой, но всё ещё не дедушка, а скорее, дядюшка.
Майкл, у которого к Уильямсу свои предъявы, собирает небольшой отряд добровольцев, освобождает деревню и вместе с её жителями готовит горячую встречу основным силам захватчиков...
Реализма тут чуть больше, чем в "Огненных колёсах", но ситуации это не спасает: по-прежнему всё очень условно. Зато весело и задорно.
3. "Гиблые земли"/Land of Doom (1985)
Рыщущая по радиоактивной пустыне банда на креативно тюнингованных мотоциклах разграбляет и уничтожает деревушку. Сбежать удаётся лишь одной девушке-эмансипе с арбалетом.
Эта девушка по имени Гармония находит в пустыне раненного мужика по имени Андерсон, после чего они начинают странствовать вместе, хотя Гармония мужиков на дух не переносит.
Фильм во многом необычен, даже по сравнению с двумя предыдущими. Во-первых, главные герои не укладывают врагов шеренгами, а дерутся как обычные люди. Во-вторых, все приключения и погони здесь лишь фон для взаимоотношений парочки центровых персонажей - отвращения и ненависти, постепенно переходящих в нечто противоположное. И атмосферы упадка и тотальной ненависти здесь хоть чуть-чуть, но побольше.
А ещё в этом фильме есть... джавы из "Звёздных войн". Серьёзно, их тут так и называют - джавы, они и выглядят, и ведут себя соответственно. Сам обалдел, когда увидел.
4. "Обезумевший мир"/World Gone Wild (1987)
Ха-ха, вот это кино!
С одной стороны, "Обезумевший мир" повторяет сюжет "Воинов дюн" (точнее, "Семи самураев"): снова миролюбивый посёлок, затерянный в радиоактивной пустыне, который хотят захватить, потому что там есть вода, снова для его защиты приглашают маленький отряд головорезов.
С другой, этот фильм - из тех, которые не воспринимают себя серьёзно и делают всё, чтобы зритель получил максимум удовольствия. Вместо бандитов в чёрном здесь жестокие, но при этом - уморительные сектанты в белом. Головорезы, нанятые для защиты посёлка - не суровые и невыносимо унылые мускулистые мужланы, а откровенные балбесы. Хотя, и один крутой мужлан всё-таки есть, его играет Майкл Паре.
Отдельное спасибо - за выдержанную атмосферу, особенно в той части фильма, где действие происходит в большом городе. Там даже элементы антиутопии просматриваются.
Почти к любому персонажу фильма можно применить определения "колоритный" и "живописный". Многие сильно переигрывают, особенно вождь сектантов и почти все наёмники, но даже в этом есть своё обаяние. В целом, настолько живо и даже как-то свежо, что не обращаешь внимания на маленький бюджет и некоторые шероховатости.
5. "Дети солнца"/Solarbabies (1986)
А теперь - нечто вот прямо совсем иное: постапокалиптический фильм для подростков! Хотя пустыня, погони и технобандиты на месте.
Постъядерное будущее. Злодейская военная организация контролирует все оставшиеся запасы воды, а также отбирает у обитателей пустыни детей и воспитывает в закрытых детдомах, выращивая из них солдат. Шестеро детдомовцев находят волшебный светящийся шар по кличке Бодхи, который тут же исцеляет одного из них от глухоты, а потом устраивает дождь в отдельно взятом помещении. Сразу хочу сказать, что ничего интересного этот шарик больше не сделает за весь фильм.
Вскоре шар украл склонный к шаманизму детдомовец-индеец и пустился в бега, хотя бежать-то вроде некуда - вокруг необитаемая пустыня и ни капли воды. Но "Дети Солнца" встали на ролики (благо дороги и после конца света были в идеальном состоянии) и тоже сбежали в погоню...
Непонятный фильм. С одной стороны - потенциал был, с другой стороны - всё очень непродумано. Главная непонятка - с шариком: то он чудеса творит, то даёт себя поймать. Много ненужных сцен и персонажей, а также провалов в логике. Скажем, если из детдома так легко было сбежать - почему герои не сделали этого раньше?
К счастью, всё искупают хорошо поставленные трюки и антураж. Видно, что бюджет какой-то был.
Всем спасибо!
Другие подборки малоизвестных фильмов:
Ни "Матрицы", ни "Геймера"... Фильмы о виртуальной реальности.
Клаустрофобия и безысходность: фильмы в духе триллера "Куб".
"Хрустальный треугольник" и "Мир талисмана" - суровое олдскульное аниме.