В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко возобновили «Волшебную флейту»
Спектакль на малой сцене появился десять лет назад. Тогда Александр Титель поставил его для своего курса в ГИТИСе, который он вел вместе с Игорем Ясуловичем, и лучшими из своих подопечных намеревался пополнить труппу. От того состава, действительно, в театре остались некоторые солисты: среди тех, кто успешно выступает сегодня, – сопрано Дарья Терехова и бас Максим Осокин. Но большинство в «Стасике» не задержалось. И понятно, почему (это было очевидно уже на той самой премьере «Флейты»): артистичные и актерски обученные, раскованные ребята по большей части пели очень средне.
Подобные эксперименты Титель для своих делал и раньше. В 1990-е это была «Свадьба Фигаро», в 2000-е – «Альберт Херринг», в 2010-е – «Москва, Черемушки»: последнее название было по силам уровню гитисовской вокальной подготовки. А вот штурм многотрудной «Флейты», где есть номера весьма сложные, плюс необходимо полноценное владение моцартовским стилем, оказался неподъемен для его тогдашних выпускников. Тем не менее спектакль шел какое-то время, и теперь его решили возобновить для нового состава участников.
Вновь на сцене ученики Тителя и Ясуловича. Они производят буквально ошарашивающее впечатление: едва ли не дети, подростки. Или так хорошо играют, вжились в предлагаемые образы и обстоятельства? А обстоятельства любопытные: действие спектакля разворачивается в средней школе.
Все получилось весьма симпатично, даже забавно: великие смыслы квази-масонской оперы Моцарта были совершенно утрачены – зингшпиль предстал в своем первозданном комическом, площадно-балаганном виде. Но, с другой стороны, не каждая ж интерпретация «Флейты» обязана быть глубокой и серьезной – возможен и легкий, развлекательный вариант.
Но если десять лет назад все это смотрелось как новизна, то по прошествии времени «повторенье» кажется уж очень дидактическим. Кроме того, более явственны слабые места, своего рода недоделки (режиссер возобновления Алексей Смирнов): динамика спектаклю не всегда присуща, одни сцены провисают, стыки между другими слишком долги и искусственно многозначительны, а актерских умений, чтобы обыграть и заполнить паузы, студентам не хватает. Разговорные диалоги слушаются хорошо (они идут по-русски) – сказывается гитисовская школа актерского мастерства, то есть внемузыкальное время спектакля не воспринимается как нечто чужеродное. Но есть и немые мизансцены, и вот им как раз наполненности смыслом и тонуса очевидно не хватает.
Молодежь же вновь больше берет актерской харизматикой, нежели вокальными достижениями. В целом звучат неплохо, криминала нет, некоторые голоса показались интересными, хотя есть и то, что вызывает сомнение: исполнители центральной лирической пары Алина Виленкина (Памина) и Артем Попов (Тамино) свои партии получили явно с огромным авансом. Музыкальное руководство Тимура Зангиева корректно, но особого энтузиазма не вызывает: координация с солистами далека от идеала, не все ансамбли собраны крепко, а моцартовское изящество, преподносимое как чрезмерная деликатность, порой лишает звучание драйва и витальности.
13 июля 2021 г., "Играем с начала"