Каждый из нас наверняка помнит свою юность. Некоторые люди считают это время хорошим, другие - нет. Однако в одном случае мы обычно соглашаемся - независимо от того, в какое время проходил этот жизненный этап - это был трудный период. Это происходит по многим причинам, таким как гормональные и физические изменения, происходящие в организме, или, прежде всего, желание стать взрослым и решить свою жизнь. Эти аспекты обычно приводят к конфликтам между родителями и детьми.
Конфликты бывают в каждой семье, особенно если ее члены - дети подросткового возраста.
Взросление и психология
Процесс взросления чрезвычайно сложен и включает в себя множество сфер. Помимо физиологического созревания, очень важно социальное созревание, заключающееся в развитии социальной осведомленности - формировании мнений, моральных убеждений и отношений, а также социальных установок. Более того, подготовка к определенной социальной роли и взятие на себя все более и более ответственных социальных задач.
Также уделяется внимание взрослению в смысле умственного развития - перехода от стадии конкретного мышления к стадии абстрактного мышления, что приводит к умению решать проблемы, понимать взаимосвязи между явлениями, лучше ориентироваться в окружающей действительности.
Даже представители традиционной психологии охарактеризовали юность как «период бури и давления». Современные психологи также признают повышенную эмоциональность особенностью подросткового возраста. Быстрое физическое развитие, половое созревание, усвоение множества знаний и навыков - все это вызывает колоссальные изменения в сознании подростков.
Подростки думают, что они больше не дети, а другие часто так к ним относятся. Они хотят, чтобы взрослые признали их зрелость, их право на независимость в суждениях и действиях.
Как пишет Т. Ростовска, «период отрочества, особенно между 14 и 18 годами, в силу динамики и специфики изменений в развитии (...) следует отнести к одному из наиболее противоречивых этапов в жизни человека».
Конфликт - что это значит? Механизмы конфликта
Все мы инстинктивно знаем, что означает этот термин. Психологи по-разному определяют это. Одно определение гласит, что это «очень широкий термин, используемый для описания любой ситуации, в которой есть конфликтующие мотивы, цели, поведение, импульсы и т. д.»
Как отмечают исследователи, мы сами зачастую бессознательно активируем механизм конфликта. Дж. Меллибруда перечисляет, например, четыре искажения в восприятии окружающих и собственном поведении.
Первый - это «иллюзия собственного поведения, заключающаяся в том, что мы воспринимаем себя как жертву, а оппонента - как злобного противника, нападающего на нас, хотя его моральные доводы сомнительного качества. Тогда нам кажется, что вся правда, правда и справедливость на нашей стороне ».
Другой механизм, названный автором «поиск под чужим фонарем», также очень точно описывает наше поведение во время конфликта. Он заключается в том, что мы ясно и ясно видим ошибки и недостатки другого человека, в то же время не подозревая о таких недостатках в себе.
Следующее искажение является продолжением вышеизложенного, оно говорит о том, что даже если мы уже ощущаем некоторую ошибку с нашей стороны, мы считаем ее оправданной в отличие от действий оппонента, которым нет объяснения.
Последний из механизмов - «все очевидно». Речь идет об упрощении деталей конфликтов, чтобы у нас сложилось общее ощущение, что то, что мы делаем, хорошо и правильно, а то, что другой человек не делает - не правильно и плохо.