Лето. Жара. Адская жара стоит в последние недели в центральной России. В городах плавится асфальт в буквальном смысле слова. Москва стала как раскаленная сковородка. Конечно, хочется на природу, да на берег реки, да в сосновый лес, да с компанией, да в такое место, где немного народу. Как думаете, выполнимы такие условия? Особенно последний пункт? Да, выполним!
Как-то пишет мне товарищ, мол нет ли желание поехать на выходные куда-нибудь на речку, без офрота, просто отдохнуть, покупаться и пожарить мяса. От чего же нет. Ведь только мысли о природе, да и как раз ухожу в отпуск.
Решили далеко не ехать, а поискать местечко где-нибудь у нас в Калужской области. И такое место нашлось на реке Угра. Это место я заприметил еще давным-давно, все хотел сюда приехать и вот по-видимому время пришло. Чтобы не было нам скучно, кинули клич в нашу группу, пригласили всех желающих потюленить выходные. Конечно, собрались не все, но все же на поляну народу приехало достаточно, чтобы было не скучно.
Ау - ребята, вы где?
В большинстве случаев я всегда приезжаю на поляну одним из первых, но бывает что и не первым. Так было и в этот раз. Приехал я предпоследним. Как все было – я Валентину примерную точку, где можно поискать место под лагерь. Ведь я же не был здесь, поэтому все координаты примерные и на ощупь.
Два семейных экипажа Костя т Валентин встретились где-то под Медынью, и поехали на точку лагеря. Я же, не торопясь, лениво выехал с дачи только ближе к полудню. Мы договорились, что ребята скинут мне координаты места, где они остановились. Где-то за Юхновом связь пропала, координат я так и не дождался. Это наводило на определенные мысли – связи там нет. Ладно, че нам кабанам, не в первый раз ищем людей в полях да лесах.
Свернул с асфальта, тряский и пыльный грейдер мчит в сторону реки. Я уже предвкушал, как мое тело будет омывать прохладные воды Угры. Но навигатор уверенно увел меня с отличной дороги тоже на дорогу, но лесную, и сильно пыльную, и сильно неровную. А потом еще яндекс-навигатор брыкнул, и все – я остался без навигации, вот так без «ваших интернетов» новомодный гаджет превращается в бестолковую коробку – почти бестолковую. Мы же опытные путешественники, а разве опытные путешественники пользуются яндекс-навигатором? Да пользуются, но в сложных случаях, как этот, на выручку приходят другие навигационные программы, которым не нужен «ваши интернеты», ну почти не нужны.
OSMand быстро построил маршрут до точки и я поехал дальше. В общем, туда-сюда, навигатор ведет меня хрен пойми куда, дорога становится все хуже и хуже, проезжаю трактор – одиноко стоящий в лесу, дальше дорога испортилась совсем. Тракторные колеи намекают на то, чтобы пересмотреть маршрут. Колея становится вообще на гране фола – хорошо что хоть сухо, да а толку-то, даже если свалишься в эту колею, без лебедки вернутся обратно будет непросто, а лебедку, я конечно снял для ТО. В общем связи нет, лебедки нет – стопе. Надо разворачиваться, пошел посмотреть место для разворота. Вот небольшой пяточек, и вот видно трава примята – кто-то уже разворачивался. Ну судя по рисунку протектора это ребята – значит я на верном пути – точнее развороте. Такая дорога радовала тем, что она сводила к минимуму наличие пацанчиков на девятках и кредитных «фокусах» на берегу реки. Кое-как, ориентируясь по компасу, мху, луне, звездам, следам, здравому смыслу и опыту - я выехал примерно в место, куда я давал точку.
Иван-чай здесь выше моего роста, да что моего – выше машины! И уже вовсю цветет. Где-то в радиусе километра должны быть ребята, должны – но не обязаны. Ладно, продолжаю поиски, дорог здесь не много, так что найду.
Нашел я ребят со второй попытки, в первый раз я заехал к молодежи, а проезжая дальше по лесной дорожке увидел и наш лагерь. Протискиваюсь сквозь молоденькие сосенки, оставляю машину, здороваюсь со всеми и купаться! Смыть тоску и пыль дороги.
Лагерь и река.
Наше место обитания на ближайшие два дня располагалось на высоком берегу реки Угра в сосновом лесу. Я люблю сосновые леса: они светлые, в них ароматный воздух и что не маловажно нет клещей. Видно, что полянка пользуется популярностью, но скорее всего у водников сплавляющихся на байдарках по реке. Радовало отсутствие большого количества людей, все же непростая дорога отсекает многих. В нашем сосновом лесу, длинной около шестиста метров, было всего три места под стоянку. Первая поляна была занята молодежью, на удивление нешумной, вторая поляна была за нами, а на третьей стояли супружеская пара на Ниве. Ближе к спуску к реке есть небольшое кострище, импровизированный стол из поддона и скамейки из стволов деревьев. В целом полянка чистая, что очень радовало.
Река находилась от нас метрах в тридцати. К воде вела тропинка, а на берегу был удобный заход в реку. У берега вода холодная, чувствовалось, как со дна бьют ледяные ключи. Но это было даже хорошо, потому что река, а точнее вот это место с ключами быстро стало нашим холодильником. Течение в реке очень сильным. Если в реке у моей дачи я спокойно плыву против течения, то здесь я не выгребал – максимум стоял на месте. А переплыть на другой берег, чтобы тебя не унесло вниз по течению, у меня не получалось. Когда я плыл с противоположного берега, на наш, приходилось рассчитывать траекторию своего заплыва, чтобы четко приплыть к промежутку в кустах – выходу на берег. Река в этом месте весьма широкая – метров семьдесят, не меньше, а вот глубина небольшая. По-моему самое глубокое место было аккурат напротив нашего захода – а нескольких метрах от берега было чуть больше моего роста – я думаю около 1,80 м. А дальше, от половины реки глубина была чуть выше колена, а где-то левее и правее от нас так вообще по щиколотку – я вообще удивлялся, как там местные ходят на лодках под мотором. Вода в реке была теплая, вот самый раз, не холодная и не кипяток как в пруду, а вот именно то, что надо!
А где же Саша?
Остудившись, можно было немного посидеть в лагере пообщаться с ребятами, ведь многих я не видел почти полгода, а кого-то и больше. Стоп! А где же Саня? Время уже далеко за полдень, а его все нет. Я вообще думал, что приеду последним, ведь ему с Вязьмы ехать вообще чуть-чуть. Было небольшое беспокойство, зная Сашу и его любовь к покорению колей, мы могли предполагать, что увидев колею около одинокого трактора, Саша вошел в азарт и подключив передок со словами – «колея!» поехал дальше. Что нам делать было не понятно. Ехать туда за трактор спасать его? Или ехать туда где связь? А толку – у нас связь появится, а у него-то точно не будет. Была большая надежда на то, что Саша был с семьей и жена его Катерина ударив кулаком по торпеде скажет – «разворачивайся!» Конечно были мысли, что Саша нас просто не смог найти и поехал обратно домой. Нам оставалось только ждать. Ближе к вечеру где-то в соснах затарахтел Санин дизель. Ну наконец-то все в сборе.
Позже в разговоре Саша рассказал, что тоже уехал к одинокому трактору и что тоже разворачивался на том месте, что и мы, и тоже видел наши следы и так же как и я заехал в первый лагерь с вопросом а где тут ребята на машинах.
Отдых
Вот мы все собрались. Начался культурный отдых. Да именно культурный. В этот раз у нас почти никто не пил алкоголь. Слобоалкогольные напитки употребляли только девушки! Вот это поворот! Бывает же так. Куда катится мир? А я скажу так: в этом плане катится он в нужную сторону. Пора уже учится отдыхать и веселится на трезвую голову. Ведь так приятно сидеть за одним столом с трезвыми людьми, которые трезво и ясно излагают свои мысли… Ладно, минутку агитации за ЗОЖ закончим. В общем: купались в реке, кушали, ничего не делали, общались на разные темы – путешествия, машины, резина, фотография, планы на будущие, ходили по реке на острова пешком и на пакрафте (это такая одноместная лодка), брынчали на гитаре, топили самовар еловыми шишками и конечно же жарили шашлыки.
По реке мимо нас то и дело проплывали лодки, байдарки, надувные доски и, как назвал его Костя – бухлоход. Бухлоход – это большой плот, одно или двухэтажный, где расположились палатка/ки, все люди находятся на борту и тут же происходит и весь движняк - танцы, песни, шашлыки и т.д. В общем бухлоход - это такой теплоход, только собранный из досок и бочек. И где народ не спеша сплавляется по реке.
Такое название Костя дал этому плавсредству мотивируя тем, что при таком сплаве кроме как бухать делать там нечего. Ну почему? Почему кроме как бухать делать нечего? Да просто плыть и любоваться берегами, о чем-то думать, может спланировать свою жизнь на ближайшее время. Почему сразу бухать-то?
За всеми этими действиями как-то незаметно потянуло прохладой. Обернувшись в сторону реки, на противоположном берегу в поле стелется туман долгожданная прохлада пришла. А с прохладой ожил и наш фотокружок. Все схватили камеры, штативы и пытались снять шедевры с туманами.
Ночь
Пока мы клацали затворами фотоаппаратов стемнело – ночь наступила как-то незаметно. Мы разожгли костер, каждый налил себе в кружку чаю, расставили стулья вокруг огня и начали петь песни под гитару. Ночь была теплая. Я решил, что неплохо бы покупаться. Да, ночью я последний раз купался очень давно, даже и не вспомню когда – как минимум лет 10 назад точно. Пока мы будем плавать, нас точно отнесет течением немного в сторону, чтобы вернутся обратно к тропинке, из фонаря мы сделали себе маяк, на который ориентировались. Я почему-то уверен, что будь мы пьяными, скорее всего про фонарь мы бы забыли, или положили бы так, что он упал – в общем - по пьянее мы бы точно нашли приключений по поиску нужного прогала в кустах и героически бы штурмовали берег где угодно, но только не там где надо. По воде шла испарина. Вода была по-прежнему теплая. Переплыв на противоположный берег, я стоял по шею в воде и любовался звездным небом и кронами сосен которые подсвечивал костер. На следующий день мне пришла мысль, что нужно было переправить на лодке фотоаппарат и сделать этот снимок – думаю, он был бы интересным.
У костра по-прежнему играла гитара. Мы хоть и не на Севере, к сожалению, где сейчас белые ночи, но и в наших широтах ночь короткая. И вот потихоньку начало светать. Сначала начали проявляться силуэты близстоящих деревьев, затем вода на реке, деревья по берегам. С каждой минутой ты как будто прозревал - вот уже можно не напрягаясь разглядеть лица товарищей, понемногу становятся видны и деревья стоящие в лесу. Небо становилось совсем светлым. Все пошли спать, Валентин выполнив задачу встретить первую зорьку тоже пошел в платку. А я решил все же дождаться первых лучей солнца, тем более я ожидал густой утренний туман.
Рассвет
С каждой минутой становилось все светлее. Я взял штатив, камеру и пошел в соседнюю деревню, может там получится снять что-нибудь интересное. Я пошел по лесной дорожке в сторону поля. На границе леса и поля стоял туман. Туман робкими попытками пытался зайти в лес, но далеко проникнуть ему не удавалась. И пока я делал несколько снимков туман начал исчезать. Вот тебе на, а как же красивые, туманные кадры?
Я поспешил в деревню. В деревне найти что-то интересного не смог, за исключением гудящего дерева. Я особо не вдавался в подробности, что было источником гула – осы, пчелы или шершни, но по уровню гула это дерево напоминало больше трансформаторную будку. Пока меня не покусали полосатые насекомые, бодрым шагом пошел в обратную сторону.
На обратном пути я заметил, что немногочисленные местные жители уже начали бодрствовать. А время на минутку 3:45. Вышел из деревни, вернулся к одиноко стоящей сосне и расположившемся около нее полем с кипреем – здесь я и решил встретить рассвет. По мере того как солнце подбиралось к горизонту, количество насекомых которые решили позавтракать мной существенно возросло. Меня еще ни разу так не жрали на рассветной съемке.
Солнце неторопливо поднималось над горизонтом и за лесом на противоположной стороне. Я так скомпоновал кадр, что в пару метрах левее или правее солнце уже появилось из-за леса, но мой кадр был задуман так, что солнце всходило четко за самыми высокими макушками деревьев.
С рассветной съемки в лагерь я шел очень быстрым шагом, попутно отмахивался от назойливых слепней. Только представьте: замечаю на левой руке сразу пять слепней, правой рукой смахиваю их, но и на правой руке уже сидят трое, левой рукой смахиваю слепней с правой руки, но уже на левой двое! Вернулся в лагерь. Бегом к реке, попутно скидываю с себя одежду, и ни секунду немедля с разбегу прыгаю в воду! Вода в реке стала прохладной – бодрящей. И на рассвете я тоже не купался уже давным-давно! Посидел в реке, пока количество летающих тварей не сократилось до приемлемого количества. Вернулся на поляну, а слепней и след простыл. Съел пару бутербродов с вареньем из черники и отправился отдыхать - время почти шесть утра.
Пора домой.
А вот машину я расположил крайне неудачно. Восходящие солнце светило мне четко в окно. Мало того что светило, так еще и припекало. Занавесив окно какой-то тряпкой, стало немного легче – уснул. Проснулся часов в девять. В машине уже было невыносимо жарко, и это не смотря на то, что окна я открыл почти на всю. Лагерь еще дремлет, но потихоньку народ начал шевелится. Остаток дня до отъезд прошел примерно, так же как и вчера – купались, отдыхали, беседовали, а я еще и спал, периодически бегая от солнца в поисках тенька. Ближе к вечеру народ начал разъезжаться.
Обратная дорога от лагеря до асфальта заняла ровно час! А это всего 15 километров.
Мысли на обратном пути.
Несмотря на то, что такой формат подходит всем, кто-то желает более активного времяпрепровождения – мне очень понравилось. Я давно хотел встретится в формате «поляны». Чтобы никуда не ехать, не рубится, а просто посидеть, спокойно пообщаться с товарищами, спокойно пожарить шашлыки. Вообще летний офроат – это удел отчаянных фанатов. Ну потому что как только машина останавливается в лесной или полевой колее, на встречу ей, стремятся полчища кусающих насекомых. И в связи с этим у тебя есть два варианта: выходить в шортах и футболке и быть закусанным вусмерть или выходить в штанах, куртке с длинным рукавом – быть потным, мокрым и все равно закусанным. Для меня выбор очевиден.
Да. Что-то прорвало сегодня меня. Засим отклоняюсь, и еду отдыхать на дачу.