Как понять, что ребенку пора в школу? Или лучше еще посидеть дома или походить в детский сад?
Для начала решим задачку:
Маша умеет читать и писать. Папа Маши говорит:"Пусть еще год посидит дома, не будем лишать ребенка детства".
Оля не умеет ничего, но она высокая и крупная девочка. Её родители говорят: "На будущий год она будет еще больше, её сверстники засмеют!"
Пете купили ранец и сменку, но не научили читать и писать. Мама Пети говорит: "Надо идти в школу так, чтобы сразу после нее в армию не забрали".
Кто прав?
Ответ: все родители думают не о том, потому что...
Готовность ребенка к обучению в школе - это не о росте ребенка, его возрасте или только умении читать. Готовность к школе - комплексный феномен.
Экспресс-диагностика готовности к школе в домашних условиях.
- Обладает ли ребенок крепким здоровьем, позволяющим вынести повышенные нагрузки? Сможет ли ученик поднять и унести школьный ранец?
- Может ли похвастаться хорошим иммунитетом?
- Способен ли 40 минут усидеть на месте, фиксируя взгляд на доске, не перенапрягая спину и шею?
- Умеет ли малыш завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами? (эти, не имеющие, на первый взгляд, ничего общего со школой, навыки позволяют определить готовность руки к письму).
- Расскажите ребенку историю: «Петя посмотрел мультик после того, как помыл посуду», и спросите: «Что Петя сделал сначала, а что – потом?»
- Дайте поручение: «Собери рассыпанные по столу карандаши, сложи их в коробку и поставь ее в шкаф». Спросите после выполнения: Где карандаши? Где ты их взял?
- Предложите составить рассказ по 4-5 сюжетным картинкам, предъявленным «вразброс» (например: на первой картинке мальчик у кровати, на второй – в верхней одежде, на третьей - ест кашу, на четвертой - на улице).
- Сможет ли ребенок дословно повторить короткую историю? (3 простых предложения)
- Попросите срисовать картинку из геометрических фигур (например: домик – квадрат, крыша треугольная, окно - круглое, дверь - прямоугольная, солнышко с лучиками, цветы, забор и т.д.)
- Поиграйте в игру «Помоги зайчику пройти к морковке» (вести карандашом по волнистой линии)
- Получается ли у малыша давать правильные ответы в играх «Что лишнее?», «Что пропало?», «Как назвать одним словом?» («продукты», «транспорт»)?
- Предложите повторить 10 слов (сразу же, через какое-то время), описать по памяти картинку (сразу же, через время).
Два кита личностной готовности – произвольность и мотивация
Диагностика произвольности:
- Получается ли у ребенка соблюдать правила в играх «Да» и «нет» не говорить», «Молчанка»?
- Беседа для определения учебной мотивации, спросите у ребенка: «Знаешь ли ты, что такое школа? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что ты там будешь делать? Как считаешь, лучше ходить в школу или учится дома, с учительницей»?
Социальная готовность отражает умение взаимодействовать с людьми:
- Сможет ли ребенок самостоятельно решить повседневные проблемы (надо в туалет, потерял ручку)?
- Как ладит со сверстниками?
- Умеет ли общаться со взрослыми? (попросить помощи, переспросить, объяснить суть своей проблемы)
Готовый к школе ребенок успешно справляется со всеми этими заданиями / вопросами.
Родители могут самостоятельно определить, готов ли ребенок стать первоклассником, но если итоги диагностики хотя бы чуть-чуть смущают, лучше сразу обратится к специалисту. Он вынесет не только вердикт «готов»/«не готов», но и расскажет о нюансах: какие знания или умения еще можно «подтянуть», в чем сильные стороны ребенка, на что необходимо будет обратить внимание в начале школьной жизни.
__________________________________________________________________________________________
Консультацию психолога по готовности к школе можно получить онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber).