В ночь на 22 июля состоялся первый авианалёт немецкой авиации в составе 220 самолётов (четырьмя колоннами на высоте 2000—3000 м) в течение 5 часов. На следующую ночь налет совершило 200 бомбардировщиков.
В первый авианалет метрополитен не пострадал. В архивах ФСБ сохранился документ о повреждениях Кремля.
22 июля 1941 г. Сов. секретно
47/14090с
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР товарищу БЕРИЯ
21 июля 1941 г. в 22.10, с объявлением воздушной тревоги, гарнизон Московского Кремля был приведен в боевую готовность. За время воздушной тревоги на территории Кремля имели место следующие факты:
1. Одной бомбой фугасного действия, начиненной аммоналом, весом в 250 кг, в Большом Кремлевском дворце пробита крыша, потолочное перекрытие в Георгиевском зале. Бомба не взорвалась, а, дойдя до пола зала, развалилась, образовав бесформенную воронку. В месте проникновения бомбы пробито отверстие — в крыше 40×50 см и в потолке 90×100 см.
2. На чердаке дворца найдена неразорвавшаяся термитная бомба весом 1 кг.
3. На склоне Тайницкого сада, в 30 метрах от Большого Кремлевского Дворца, упала бомба фугасного действия весом в 50 кг, которая взорвалась, не причинив никакого ущерба. Диаметр воронки 5 метров, глубина 2 метра.
4. В районе тепловой станции Кремля сброшены 2 зажигательных бомбы весом по 1 килограмму, изготовления 1936 г. Бомбы были погашены.
5. В районе Комендантской башни со стороны бывшего Александровского сада упала наливная зажигательная бомба весом в 25 килограмм, которая ударилась о кремлевскую стену. Горючее (нефть), разбрызганное на площади до 60 кв. метров, не воспламенилось.
6. В районе Боровицких ворот было сброшено 5 зажигательных бомб, весом по 1 килограмму, образца 1936 года, и одна в районе Никольских ворот. Сброшенные бомбы ущерба не причинили.
Во время взрыва малой зажигательной бомбы красноармейцу Гордону Л.Е., стоящему на посту у Боровицких ворот, запорошило глаза. Зрение не повреждено. На месте ему была оказана первая медпомощь.
Вражеские самолеты на протяжении 5,5 часов появлялись над Кремлем неоднократно на высоте от 2-х до 5 километров.
КОМЕНДАНТ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР СПИРИДОНОВ
ЦА ФСБ РФ, Ф. 17. Оп. 25. Д. 10. Л. 48-48 об.
А вот в налет с 22 на 23 июля были повреждены сооружения метрополитена. В том числе ночью 23 июля фугасная бомба пробила перекрытие тоннеля на перегоне между станциями «Смоленская» и «Арбатская» (Филёвской линии). В РГАЭ хранится доклад начальника метрополитена Новикова о то, что же случилось в метро.
При воздушном нападении в ночь с 22 на 23 июля с/г в 22 ч. 20 мин. на площади Арбатская во время воздушной тревоги была сброшена фугасная и несколько зажигательных бомб.
После этого все население , находившиеся на площади и в ближайших улицах большим потоком устремилось в вестибюль метро.
В результате чего у входных дверей и на лестницах создался затор и падение людей с вещами.
Имеются пострадавшие:
С смертельным исходом — 44 чел.
Тяжело раненых — 26 чел.
Легко раненых — 17 чел.
В 0 ч. 32 мин. одна фугасная бомба упала на эстакаду метромоста, повредив эстакаду и разрушила пути.
В 2 ч. 15 мин. одна фугасная бомба прямым попаданием пробила потолок тоннеля на перегоне Смоленская–Арбатская. Из укрывавшегося населения убито – 13 чел., ранено — 7 чел., из них тяжело — 2, леко — 5.
В 0 ч. 05 минут. в результате разрыва одной фугасной бомбы на ул. Горького разрушен был водопровод и газовая сеть. Через вентиляционные каналы и кабельный коллектор вода прошла на ст. Охотный ряд и затопила подплатформенные помещения, вследствии чего блок-пост ст. Охотный ряд выключен из действия.
В 7 ч. 28 мин. на Покровском радиусе организовано движение двух поездов по разным путям между станциями Арбатская — Курская. Приняты меры к восстановлению разрушенных мест и организации нормального движения.
Восстановительные работы производит Метрополитен и Метрострой.
На центральном и Горьковском радиусе движение проходит нормально.
Начальник метрополитена имени Л.М. Кагановича — Новиков.
23 июля 1941 года.
Граждане! Соблюдайте порядок, слушайтесь команд и не паникуйте. Как видите, банальная паника вызвала больше жертв, чем прямое попадание вражеской бомбы в тоннель метро!