Найти тему

Что такое гиг-экномика и как в ней решается проблема дефицита линейного персонала в ритейле. Кейс ВкусВилл.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Давайте для начала разберёмся откуда взялось понятие гиг-экономика и что в ней такого, что так привлекает сейчас и работодателей, и работников.

Gig – в расхожем английском языке означает «подработка». Отсюда и пошло название гиг-экономики, когда у людей появляется возможность работать по частичной занятости и иметь всегда подработку через платформу. Существенным плюсом такой экономики является гибкость управления трудовыми ресурсами и свобода выбора работника, где ему трудится и в какое время.

В марте прошлого года мир захлестнуло коронакризисом, и ритейл оказался на линии огня. Фуд-ритейл, казалось бы, пережил кризис с меньшими потерями – магазины, в отличие от непродовольственных, продолжали работать даже в локдаун, но одна из проблем стала общей для всей сферы торговли – дефицит линейного персонала. Спустя год с начала коронакризиса проблема не только не решилась, а продолжает усугубляться. И дело не только в том, что из крупных городов разъехались по домам пережидать пандемию жители регионов и мигранты, ситуацию ухудшило и общее ощущение нестабильности, а также рост спроса на услуги курьеров. Курьеры и сборщики заказов, действительно, потребовались всем и много, и оплата их труда стала существенно превышать часовую ставку линейного персонала в ритейле, который, в отличие от курьеров, стабильного спроса на свои услуги не видел и опасался новых сокращений и локдаунов. В итоге все это привело к явному дефициту линейных кадров.

Кроме того, пандемия подсветила явный дисбаланс спроса и затрат на персонал – как ни крути, штат магазина, даже если его удалось укомплектовать, никак нельзя подстраивать под покупательскую активность. Затраты на персонал – это постоянные расходы, тогда как выручка стала еще более нестабильной. В целом история с нестабильностью покупательской активности в ритейле не новая – сезонность, неравномерность в течение недели и дня была всегда. Но именно пандемия заставила ритейлеров присмотреться к инновациям, способным повысить эффективность без значительных вложений.

Традиционная система управления линейным штатом довольно жесткая – нельзя просто увольнять людей в январе после пика в декабре, а потом заново набирать их, когда потребуются, а про пики в течение недели или дня и говорить не приходится. Традиционный аутсорсинг помогает лишь усиливаться на определенных временных отрезках, но не в течение дня, да и аутсорсинг дефицит кадров не обошел стороной. И идеальным решением стало использование part-time персонала на короткие временные слоты – от 5 часов.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Подработчики в ритейле

Надо отметить, что использовать подработчиков ритейлеры пробовали давно, но самостоятельно управлять сотнями гибких графиков оказалось очень сложно, а рынок на тот момент не мог предложить им никакого готового решения – аутсорсинг и тогда, и сейчас работал только с полными сменами.

Ещё в середине 2019 г «ВкусВилл» и компания GigAnt запустили сервис для подробаток. Совместное сотрудничество смогло обогатить обе компании, к примеру, GigAnt почерпнули много идей для онбординга “гигантов” (людей, которые ищут подработку)– в частности, тренинг-центр, который построен по типу “конвейера” типовых операций в магазине, оборудован кассовыми аппаратами именно этой сети. Перед выходом в магазины все part-time исполнители (исполнители, которые работают часть времени и иногда по совместительству) проходят обязательный онлайн и/или оффлайн-тренинг, чтобы не тратить время сотрудников магазина на погружение в процессы на месте подработки.

В июне 2019 GigAnt начал искать сотрудников для 15 магазинов «ВкусВилла» в Чертаново, а сегодня “гиганты” ежедневно выходят на подработку в магазины сети по всей Москве. Парт-таймеры из GigAnt выходят на часы повышенной нагрузки, то есть именно тогда, когда необходимо усиление – вечером на кассу или утром на выкладку товара и замену ценников. Практика показывает, что зачастую выгоднее вывести двух подработчиков на загрузку по 5 часов, чем одного штатного на полную 12-13 часовую рабочую смену. Стоимость 1 часа работы парт-таймера зачастую равна или даже дороже 1 часа работы штатного сотрудника, но экономия за счет внедрения 5-часовых смен достигает 10-16%.

За время работы со “ВкусВилл” удалось значительно улучшить многие процессы – от поддержки исполнителей до автоматизации контроля выхода, так что, когда пришла пандемия, мы были готовы к самым неожиданным поворотам по закрытию потребностей в линейном персонале.

В марте-апреле 2020 ритейл одним из первых ощутил влияние пандемии – как на спрос, так и на рынок труда, и интерес к предложению GigAnt заметно оживился. Идея понятна – инновации, позволяющие повысить эффективность без капиталовложений, оказались очень актуальны. А использование парт-таймеров в качестве усиления позволило варьировать затраты на персонал в зависимости от изменчивого спроса, то есть из постоянных затрат сделать их переменными – это именно то, что нужно ритейлу.

При применении сервиса работы с парт-таймерами удаётся выстроить процесс сборки заказов, практику по контролю масочного режима в магазинах. А еще случается некий парадокс - объем продаж снижается, но выручка за счёт онлайн-заказов не падает. Когда многие люди уехали из крупных городов в регионы, и на рынке труда начался кризис, сервис помог найти недостающих людей и адаптировать их.

Использование парт-таймеров позволяет не только повысить производительность труда и сократить затраты на персонал, это напрямую влияет на клиентский сервис и, как следствие, операционные показатели магазина.

Более детально мы будем обсуждать эту тему на предстоящем New retail Forum 9 – 10 сентября в Сколково на специальном потоке «Магазин 4.0 – новый ритейл.