Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Скрытое оружие ушу, или «кисть делопроизводителя»

Читатели постоянно просят рассказывать о необычном и малоизвестном оружии Старого Китая. Вот и сегодня немного познакомим вас с паньгуаньби (判官笔 pànguānbǐ), иначе чжуанюаньби (状元笔 zhuàngyuanbǐ), кисть первого из сильнейших. Эти два названия тесно связаны, так как чжуанюань - это победитель на столичных экзаменах, первый кандидат на высокую должность, то есть по сути дела тот же будущий чиновник, делопроизводитель.

Это такое оружие скрытого ношения напоминающее кисть или современную ручку для письма. Стало популярно в Китае наших дней после выхода в шестидесятых годах прошлого века романа в стиле у-ся (侠骨丹心). Кому интересно, одноименный сериал легко находится на ютубе почему-то под названием «The Patriotic Knights».
Это такое оружие скрытого ношения напоминающее кисть или современную ручку для письма. Стало популярно в Китае наших дней после выхода в шестидесятых годах прошлого века романа в стиле у-ся (侠骨丹心). Кому интересно, одноименный сериал легко находится на ютубе почему-то под названием «The Patriotic Knights».

Этимология этого названия довольно любопытна, Паньгуань - это чиновник при владыке подземного царства, ведущий учёт жизни и смерти, но также это и обычный делопроизводитель, например при окружном начальстве, для которого кисть для письма - вещь постоянная и обязательная, он зарабатывает кистью для письма.

По легенде в Паньгуаня - Божество Судьбы воплотился в Потустороннем Мире ученый Цуй Цзюэ, сумевший продлить жизнь императору Тайцзуну: он исправил в книге судеб единицу на тройку, благодаря чему император прожил на двадцать лет дольше. Однако в китайской мифологии это также и общее название секретарей владыки загробного мира Яньло-вана.
По легенде в Паньгуаня - Божество Судьбы воплотился в Потустороннем Мире ученый Цуй Цзюэ, сумевший продлить жизнь императору Тайцзуну: он исправил в книге судеб единицу на тройку, благодаря чему император прожил на двадцать лет дольше. Однако в китайской мифологии это также и общее название секретарей владыки загробного мира Яньло-вана.
В ряде провинций Китая до сих пор сохранился занятный танец-представление с элементами театрального ушу «Пять бесов дразнят Паньгуаня» (五鬼闹判 wǔguǐnàopàn). Впервые это действо упоминается в романе «Речные заводи», обязательном для прочтения всем, кому интересны китайские боевые искусства. Ну а само это народное представление было включено в список объектов нематериального культурного наследия.
В ряде провинций Китая до сих пор сохранился занятный танец-представление с элементами театрального ушу «Пять бесов дразнят Паньгуаня» (五鬼闹判 wǔguǐnàopàn). Впервые это действо упоминается в романе «Речные заводи», обязательном для прочтения всем, кому интересны китайские боевые искусства. Ну а само это народное представление было включено в список объектов нематериального культурного наследия.

Но вернемся к теме скрытого оружия, популярного в Старом Китае в среде тех, ко по какой-либо причине не мог при себе держать более подходящее традиционное оружие, либо как танский Ю Вэньтун (宇文通, 555 - 571) предпочитал держать при себе что-то на всякий уж совсем крайний случай.

Как уже говорилось выше, это старое оружие очень напоминает современную ручку, один край заостренный, другой, наоборот, округлый. Как и на известной Эмэйской игле, здесь тоже есть кольцо, которое позволяет вращать это оружие, однако в отличии от иглы кольцо размещают не по центру, что отличает технику работы с ним от принятой в Эмэйской игле. Именно кольцо на тупом оконечнике как у кисти для письма - родовое отличие этого оружия от вышеупомянутой иглы,
Как уже говорилось выше, это старое оружие очень напоминает современную ручку, один край заостренный, другой, наоборот, округлый. Как и на известной Эмэйской игле, здесь тоже есть кольцо, которое позволяет вращать это оружие, однако в отличии от иглы кольцо размещают не по центру, что отличает технику работы с ним от принятой в Эмэйской игле. Именно кольцо на тупом оконечнике как у кисти для письма - родовое отличие этого оружия от вышеупомянутой иглы,
Есть также варианты совсем уж копирующие Эмэйскую иглу, однако это уже современная эклектика.
Есть также варианты совсем уж копирующие Эмэйскую иглу, однако это уже современная эклектика.
Наиболее старые образцы (из дошедших до нас) вообще без кольца и меньших размеров,  что позволяло их хорошо спрятать для внезапного колющего удара. Или - метнуть.
Наиболее старые образцы (из дошедших до нас) вообще без кольца и меньших размеров, что позволяло их хорошо спрятать для внезапного колющего удара. Или - метнуть.
Паньгуаньби обычно длиной около 20-30 см, передняя часть немного тяжелее задней, и в обычно сделан из твердой древесины или металла. Первоначально - деревянный, конечно. Концептуально это оружие не сильно отличается от арбалетного болта, укороченного и без оперения. Однако это всего лишь конструктивное сходство, не более.
Паньгуаньби обычно длиной около 20-30 см, передняя часть немного тяжелее задней, и в обычно сделан из твердой древесины или металла. Первоначально - деревянный, конечно. Концептуально это оружие не сильно отличается от арбалетного болта, укороченного и без оперения. Однако это всего лишь конструктивное сходство, не более.

Происхождение этого оружия указывается простое и логичное - кто-то как-то давно догадался на обычную кисточку установить тяжелый и заточенный металлический наконечник вместо мягких шерстинок, получив в итоге довольно опасный предмет. При этом внешне он не отличается внешне от остальных кисточек для письма, и может оказаться неприятным сюрпризом для напавшего противника, посчитавшего чиновника-бумагомараку совсем безоружным.

Это оружие может быть как парным, так и одиночным.
Это оружие может быть как парным, так и одиночным.

В связи с тактикой этого оружия обычно любят вспоминать старую улиньскую поговорку про усилие в один цунь:

一寸短,一寸险
один цунь близко, один цунь опасно

перефразируя ее для паньгуаньби в более развернутую версию:

一寸小,一寸巧
一寸长,一寸强
один цунь маленький, один цунь искусный,
один цунь длинный, один цунь мощный

Как примерно выглядит работа с таким оружием можно понять, посмотрев видео ниже:

Обращаем внимание: данная статья не является учебным пособием, заниматься желательно под присмотром опытного наставника.

Поэтому проводим регулярные обучающие семинары, от забытой современными ушуистами прежней силовой подготовки до различных методов внутренней наработки. И уже в субботу 31 июля пройдет обучающий он-лайн семинар по пайдагун. Метод прост и легок в освоении, количество упражнений небольшое. Подходит для всех возрастов без ограничений. Ведущий сам практиковал в течение многих лет с хорошим прикладным результатом.

Кроме того, в ближайшее время пройдет цикл онлайн-семинаров Ильи Профатилова по старой традиционной Атлетической системе подготовки кадровых офицеров Цинской династии (三庭大刀門 ). Информация о времени и условиях проведения онлайн-семинара будет в группе Mantis Boxing and Staff Combat: Chongdetang.

Следите за обновлениями!

Всем хороших тренировок!