Как бы мне хотелось, чтобы эту удивительную историю прочитали те, в чьи способности никто не верит, те, на ком поставили крест близкие и родственники, те, кому советуют не думать об искусстве и заняться чем-то более приземленным.
Те, у кого «ни слуха, ни голоса», «бездарные» угловатые девочки, избегающие общества, но тайно мечтающие об искусстве или сцене.
В общем, если вас считают полной безнадегой , то это статья для вас!
Читайте такие истории, друзья! Мотивируйте себя двигаться к мечте и не слушать тех, кто пытается вас «заземлить» и стянуть на свой уровень, где надо жить по общепринятым нормам скромности и вечной боязни выглядеть "белой вороной".
В 1894 году порог особняка своей богатой тетушки на Английской набережной в Петербурге переступила маленькая сирота Ида Рубинштейн. В 11 лет она осталась без родителей, но унаследовала кроме имущества родителей главное качество отца- волю к победе и непоколебимую уверенность в себе.
Правда тогда девочка не знала об этом. Она была не то чтобы диковата, нет! Она уже тогда была самодостаточна и не нуждалась ни в каком обществе и поддержке. Подруг у нее не было.
Ида могла часами сидеть одна на веранде, перед распахнутыми окнами в прекрасный тетушкин сад и читать « Илиаду» Гомера.
Часто она тихо разговаривала с героями. Иногда девочка отрывала глаза от книги, и тогда прохладный весенний ветерок возвращал ее из античности в Петербург, где благоухал сиренью сад, шумел по листьям дождь, над Невой кричали чайки, а из окон гостиной доносились звуки рояля.
Ида вскоре и сама полюбила музицировать. Это всегда помогало ей думать и мечтать.
Она так пристрастилась к античности, что воображала себя среди Богов и Богинь, мысленно перевоплощалась и ощущала незримое присутствие великой силы, которая направляет ее на путь предрешенной судьбой.
Девочка решила стать актрисой. Тетушка ужаснулась, но подумала, что это своего рода игра, которая пройдет сама собой с возрастом. Она и сама содержала прекрасный музыкальный салон, и по вечерам дом заполнялся знатными гостями.
Соседями Софьи Горвиц, как звали хозяйку, были Великие Князья и Послы, самое высшее изысканное общество.
Для маленькой Иды были приглашены лучшие педагоги. И тут выяснилось, что никаких способностей у девочки нет. Ни к балету, ни к пению, ни к актерскому мастерству. В общем серая мышка.
Тетушка несказанно обрадовалась.
Ведь девочка была из клана Каэн д' Анверов, и ей не по рангу было развлекать публику.
Иду ждал традиционный брак с одним из кузенов, и беззаботная жизнь богатой наследницы.
Семейство Каэн д' Анверов, харьковской веткой которого были Рубинштейны, владело четырьмя Банками во Франции, несколькими сахарными и пивными заводами в России.
Шли годы. Из угловатой тощей девочки с несуразно длинными ногами Ида превратилась в изысканную красотку. Хрупкая нимфа с пышными волосами и миндалевидными серыми глазами стала привлекать внимание мужчин.
Свою мечту она не оставила.
Пришло время, и Ида решила заявить о себе в благотворительной постановке «Антигона», в которой уготовила для себя главную роль возвышенной и чистой Антигоны.
Ей не составило труда убедить опекавшую ее тетушку помочь осуществить эту идею.
Еще помогать ей вызвались Юрий Озаровский, профессор Консерватории, известный актер Императорского театра и успешная актриса Лидия Яворская, предоставившая юной дебютантке сцену своего «Нового театра» на наб. реки Мойки 61.
Для художественного оформления спектакля был приглашен известный театральный художник Леон Бакст, который с первой встречи почувствовал в Иде такую внутреннюю силу, что не сомневался в успехе.
Но спектакль с треском провалился.
Однако Ида не собиралась сдаваться. Посвятив несколько лет изучению актерского мастерства в Москве, она вернулась в Петербург, приняв приглашение Театра В.Ф. Комиссаржевской, где собирались ставить"Саломею" Оскара Уайльда. Ида мечтала об этой роли и внешне была просто создана для нее!
Ради этой роли она отказалась стать ученицей Станиславского, обидев его и сделав своим недоброжелателем.
Чтобы получить роль, Ида обратилась к известному балетмейстеру Михаилу Фокину, обучавшему классическому балету.
Она проводила у балетного станка все время вне репетиций театра. Ида упорно отрабатывала перед зеркалом жесты и действия, но… роль отдали другой актрисе.
Ида по-прежнему приезжала на репетиции.
Выйдя из роскошной кареты, бледная, с кроваво-красными губами,она молча поднималась по лестнице, проходила в глубину зала и безмолвно смотрела на сцену. Ида ни с кем не говорила, не здоровалась, не прощалась. Она стала как тень, понимая, что теряет мечту.
Нет! Она не отступится. Ида решила самостоятельно поставить кульминационную сцену пьесы- «Танец семи покрывал», где искусительница Саломея бесстыдно сбрасывает с себя одежды, чтобы получить желаемое.
На сей раз режиссером она выбрала молодого Мейерхольда, художником был конечно же Леон Бакст, музыку написал назначенный директором Петербургской Консерватории Александр Глазунов. Только лучшие! Она может себе это позволить!
Ида готовилась целый год.
Когда репетировавшие с ней балетмейстеры Вера и Михаил Фокины уехали отдохнуть во Францию, Ида последовала за ними, чтобы не прерывать подготовку.
Надо сказать, что одержимость "Саломеей" сыграла там с ней злую шутку.
Ида открыто и доброжелательно общалась с французскими родственниками, не ожидая подвоха.
Вдохновленная идеей будущего танца, она неосторожно показала эскиз костюма Саломеи Бакста кузине и ее мужу.
Увидев В ЧЕМ она собирается выйти на сцену, родственники решили, что Ида не в своем уме, девушку надо «спасать» и срочно поместили ее в психиатрическую клинку в Сен-Клу, где насильственно лечили сильными препаратами.
Униженная , понимая, что так она действительно вот-вот потеряет рассудок, Ида сделала вид, что смирилась и образумилась. Чудом удалось ей выбраться из клиники и вернуться к тетушке в Петербург. Сделав правильные выводы, Ида поняла, что ей срочно нужен фиктивный брак, чтобы избавиться от опеки родственников.
Как положено, она вышла замуж за кузена. Владимир Горвиц безропотно стал ее мужем, помогая сестре обрести свободу.
И вот наконец 20 декабря 1908 года в Большом зале Петербургской консерватории Ида исполнила свою мечту, в один вечер став звездой, имя которой навсегда осталось в истории балета эпохи модерна. Правда постановку пришлось ограничить из-за церковной цензуры, и все-таки это была первая безоговорочная победа!
Танец семи покрывал покорил публику, Иду несколько раз вызывали на «бис». В ее танце был невероятный эротизм, накал любовной страсти, экстаз в завершении. Ида провоцировала публику. Сбросив с себя семь покрывал, она предстала перед залом совершенно обнаженная, прикрываясь лишь крупными бусами. Публика просто ревела от восторга.
И только обиженный Станиславский заявил: «Более бездарно голой я еще не видел!»
Конечно такое театральное событие не мог пропустить Сергей Дягилев, молодой импресарио, задумавший покорить Париж, показав публике лучшее в балетном искусстве России. Он усмотрел в Саломее Иды Рубинштейн сверхъестественную силу и притягательную отрешенность. В тот же вечер он пригласил Иду в свою балетную труппу.
И вот весной 1909 года переполненный зал театра Шатле в Париже замер в предвкушении.
Главную роль будет исполнять богатая наследница известной фамилии. Это было предвкушением грандиозного скандала, сцены освистания «актрисульки». Искушенная французская публика была настроена совсем не дружелюбно.
Но первая же сцена полностью изменила настроение зала. Долина Мертвых тлела вечерним зноем, закат окрасил стены древнего храма пурпурными цветами. Жрецы под величественную музыку внесли серебристо-черный саркофаг, украшенный иероглифами.
С почтением исполнив магический танец, они извлекли из саркофага плотно забинтованную мумию. Двенадцать слоев тугих разноцветных драпировок. Бирюза, индиго, пылающий оранжевый, шафрановый пурпурный.
И вот прекрасная обнаженная Ида-Клеопатра готова к брачной ночи. Зал замер. Восточная музыка Римского-Корсакова, любовная истома, невероятная красота жестов и линий.
В первый же вечер премьеры Париж сдался без боя.
Представьте себе гордость Иды, которой рукоплескала покоренная публика, среди которой были и родственники, сдавшие ее когда-то в сумасшедший дом. Запомните ее такой, друзья!
Она пришла и победила. Женщина, в которую никто не верил, о которой столько сплетничали злопыхатели. Маленькая одинокая угловатая сирота из Харькова, будущее которой было предопределено происхождением. Вот этой победной сценой мне хотелось бы завершить рассказ о королеве эпатажа Иде Рубинштейн, хотя говорить о ней можно еще много.
Ведь потом она была Шехерезадой, и Париж безропотно принял от нее новую восточную моду, украсив спальни балдахинами и бархатными подушками. Женщины даже стали носить восточные шаровары, увидев как эротична в них Ида.
Она уже не вернулась в Петербург, сохранив до конца жизни любовь к северному городу, где одержала первую победу на сцене.
Ида прожила счастливую интересную жизнь.
Была любима миллионером Уолтером Гиннессом, много путешествовала с ним по миру, охотилась на львов в Африке. Со временем покинув Русские Сезоны властного Сергея Дягилева, она организовала свой балет, сумев вовлечь в свою труппу множество талантливых людей. Всегда была с ними щедра и доброжелательна.
В жизни Иды было много тайн. Она умела быть женщиной-загадкой, храня в секрете большинство деталей своей жизни. О ней почти никто ничего не знал.
Для меня было удивительным уже то, что точный адрес дома, где жила в Петербурге Ида, неизвестен. Роскошный дом с садом на Английской набережной , по соседству с которым жили посол и Великий князь...
Да еще стеклянная терраса с выходом в сад. Конечно есть на набережной и Великокняжеский дворец, и дом посла.
Но рядом с ними ни один из особняков не подходит под это описание. А главное, история всех этих особняков известна, и в ней не фигурирует Софья Горвиц.
Но зато есть похожий дом рядом с Дворцом Великого Князя Алексея Александровича на Мойке и прекрасным особняком Гильзе фан дер Пальса, служившего голландским послом.
Это особняк Пампеля.Он находится он не на Английской набережной, а на Английском проспекте 4-6. Там действительно был сад, он даже частично сохранился. И там есть остекленная терраса с выходом во двор. Я показывала ее фото в начале статьи.
Возможно именно этот дом связан с именем одной из самых удивительных и загадочных женщин эпохи модерна Иды Рубинштейн.
Благодарю вас за внимание и доброжелательность, дорогие читатели!
Подписывайтесь на мой канал , и я расскажу Вам еще много интересного о Петербурге и о его замечательных жителях, чьи имена навсегда вписаны в историю города.