Чаще всего фильмы о войне снимают мужчины, это именно их тема. Но тут за дело взялась женщина, режиссер Джиллиан Армстронг. И фильм получился очень женский. Не в том смысле, что Армстронг сюсюкает или предается ненужной сентиментальности, а в том, что она показывает войну глазами женщины. Шарлотту Грей не призывали, ей не вручали винтовку и не отправляли в эшелоне на фронт.
Она сама вызвалась быть агентом секретных служб во Франции. И главной причиной этого была любовь к летчику, сбитому где-то в этой стране. Нет, патриотизм, чувство долга и все прочее тоже присутствовало, но эти факторы не были решающими.
И вот Шарлотта оказывается во Франции. У нее другое имя, ее волосы покрашены в темный цвет и отныне она - француженка, благо училась она здесь и язык знает как свой родной. Маленький южный город, старые дома с красными черепичными крышами, узкие улицы... И немецкие танки. И лающая речь германских солдат.
Шарлотте нужно наладить связь со своими и с местным подпольем, влиться в местное общество, чтоб не вызывать подозрений, заботиться о двух мальчика-евреях, которых старик-фермер спрятал у себя, участвовать в операциях местного Сопротивления.
Обычно для нас женщина на войне - это медсестра, снайпер, летчица. То есть, сугубо военные люди, которые руководствуются приказами командования или уставом. Начальство есть и у Шарлотты, но оно далеко, в Лондоне. А тут, на месте, как понять, кто враг, кто друг, как решить, что делать дальше? И вот эта красивая хрупкая блондинка, ставшая шатенкой и принявшая имя Доминик Жильбер, доказывает, что женщины также способны действовать.
Главный плюс этого фильма в том, что он очень человечный. Когда люди гибнут в бою, это понятны потери. Но в чем провинились два малыша? Только в том, что в их жилах течет еврейская кровь? Да, в этом фильме мало взрывов и выстрелов, но временами становится жутко.
Очень хороши актерские работы, причем все без исключения. Отлично подобраны типажи. За что люблю европейское кино, так это за то, что в нем нет супер-красавцев или монстров. Люди, как люди. Обычные.
Костюмы для фильма созданы Джанти Йейтс и они великолепны. Поношенный свитер, затертый пиджак, рубашка с обтрепанными рукавами Жюльена, учителя, коммуниста и участника Сопротивления. Кепка, мешковатая куртка и серая рубаху его отца, фермера. Скромные, но хорошо сидящие жакеты и юбки Шарлотты и - как признак былой роскоши - шелковая ночная рубашка или комбинация.
Этот фильм был снят как знак признательности женщинам-агентам английских спецслужб. Шарлотта Грей - образ собирательный, хотя иногда как прототип этой героини называют Нэнси Уэйк, австралийку, как и Кейт Бланшетт, которая сыграла Шарлотту. Фильм хорош, хотя до шедевра не дотягивает.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/