Найти тему
Романтика окраин

Строительство дополнительных путей Курского и Горьковского направлений для D2 и D4. Часть 3-я

Приветствую вас, друзья!

Как и обещал вчера, мы с вами продолжаем поход по строительным площадкам, где идёт работа по сооружению дополнительных путей (IV для Горьковского и III и IV для Курского направлений Московской железной дороги) от станции Карачарово до Каланчёвской, где с 4 июля ввели реверсивное движение. Сегодня 3-я часть рассказа и в ней я покажу вам как обстоят дела на участке от Курского вокзала до Новобасманного путепровода, где на Алексеевской соединительной линии строятся дополнительные пути для организации здесь движения по двум диаметрам - существующего D2 (Нахабино - Подольск) и строящегося D4 (Апрелевка - Железнодорожный)

Для тех, кто не ознакомился с предыдущими частями повествования, рекомендую сделать это для лучшего ориентирования и понимания:

Навигация по циклу:

> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я

Также традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям и строительным площадкам опасно!

1. Вчера мы с вами остановились у южной горловины Курского вокзала, которая будет полностью перестроена, как, впрочем, и вообще всё здесь.

2. Для ориентирования на местности и понимания, что и как будет приблизительно в итоге по традиции привожу схемку. Мы будет двигаться (как и ранее) справа налево от Москвы-Пассажирской-Курской до Каланчёвской (на схеме она обозначена, как Москва-Техническая-Курская, это её старое название). Следует отметить, что есть в схеме и некоторые неточности, но другой у меня в наличии нет, а в целом представление она даёт. По клику на эту ссылку в новом окне откроется бо́льший размер.

-2

3. Курский вокзал.

-3

4. Справа от действующих платформ ведётся строительство новых, а также подземного пассажирского терминала. Когда всё закончат сие будет выглядеть примерно как на этой визуализации (Источник).

-4

5. Именной поезд "Подольские курсанты".

-5

6. Далее я спустился к Мрузовскому переулку.

-6

7. Хотел было заглянуть на площадку строительства новых платформ и подземного терминала, но, сделав этот кадр, был вежливо, но настойчиво выдворен с площадки охраной, пришлось идти в обход через бывший завод "Арма".

-7

8. Поэтому по ходу дела решил немного поснимать местную промышленную архитектуру, кому сие не интересно - могут пролистать дальше до 19-го по счёту фото. Слева - главный корпус Пивоваренного завода, построен в 1870-х годах. Объект культурного наследия регионального значения в составе ансамбля Пивоваренного завода с 1870-х гг. - завод «Московская Бавария», с 1886 г. - завод «Русского товарищества пиво-медоварения в Москве».

-8

9. Вся промышленная застройка, прилегавшая к Москве-Пассажирской-Курской практически снесена под стройплощадку. Впрочем, ничего особенно ценного там я не припомню.

-9

10. Здание 60-х годов слева - тоже под снос.

-10

11. А вот мы и на территории "Армы" с её великолепными газгольдерами. Завод «Общества освещения Москвы текучим газом» основан в 1865 году английскими предпринимателями по заказу Московской городской думы. Газгольдеры были возведены по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда. 27 декабря 1866 года городской голова князь Александр Алексеевич Щербатов запустил производство. В честь открытия состоялось символическое зажжение первого газового фонаря у Архангельского собора в Кремле. А через три года завод обеспечивал горение трех тысяч газовых фонарей.

По линии переулка сохранились его конторский корпус и рабочая казарма (архитектор Фёдор Дмитриев), а по задней границе владения — собственно газгольдеры, четыре впечатляющих цилиндрических здания 20-метровой высоты и 40-метрового диаметра. До сегодняшнего дня сохранились круглые кирпичные здания четырёх газгольдеров (резервуаров для хранения газа), а также здания других цехов завода.

В 1911 году Московская городская дума выделила на реконструкцию и развитие газового завода несколько миллионов рублей. Для увеличения мощности здесь возвели шесть новых корпусов и дополнительный газгольдер, а также усовершенствовали производство.

-11

12. 29 февраля 1924 года на заводе произошло необычное событие — в одном из цехов состоялась премьера постановки Сергея Эйзенштейна «Противогазы». Пьеса была написана Сергеем Третьяковым специально для рабочих. Спектакль стал знаменательной вехой и в творческой биографии тогда ещё начинающего режиссера Сергея Эйзенштейна, и в жизни Московского газового завода. Для первого постановка играла роль рубежа, перехода от работы в театре к кинематографу. Для завода же событие стало беспрецедентным случаем объединения культуры и производства, аналогов которому не было в мире.

В советские годы газовый завод был предприятием первостепенной государственной значимости и до середины XX века обеспечивал газом всю столицу. В 1950-х годах на заводе организовано производство газового оборудования: плит, счётчиков и другой техники.

В 1990-х годах на заводе стали выпускать газозапорную арматуру, а само предприятие было переименовано в завод «Арма». В 2002 году производство было остановлено, а пустующие цеха завода заселяют арендаторы. Постепенно завод стал местом притяжения творческих людей и светской публики.

-12

13. В 2010-е годы предприятие полностью реконструировали — старинные постройки отреставрировали, газгольдеры переоборудовали под офисы, сохранив архитектурную форму. На месте бывшего завода теперь бизнес-квартал «Арма» с коворкингами, лофт-пространствами, кафе, типографией, репетиционной базой, дизайн-бюро и архитектурными студиями.

В целом, это весьма хороший пример сохранения промышленной архитектуры. И, так сказать, анекдот на тему:

Один мужик сказал в коворкинге: "Тот случай дал мне ценный опыт", — вместо: "Тот кейс дал мне ценный экспириенс", — и его тут же осмеяли, облили смузи и перевели в чуханы.

-13

14.

-14

15.

-15

16. Нижний Сусальный прямо и не узнаёшь сразу. Как всё изменилось.

-16

17. Давненько я здесь не был.

-17

18. Улица Казакова. Как я и предполагал, вдоль железнодорожных путей решили построить не что-то полезное, а очередные человейники ЖК Kazakov Grand Loft. Раньше на этом месте был Гороховский таксомоторный парк (название от соседнего Гороховского переулка).

-18

19. Сам новый Казаковский путепровод над путями Алексеевской соединительной линии построили, как водится у собянинской команды "эффективных" менеджеров, через одно место. С одной стороны пешеходный тротуар вообще не закончен, а с другой вместо пологого подъёма (как было раньше) сделаны огромные лестницы. В результате - люди идут по проезжей части.

-19

20. Но хватит об этом, переходим собственно к участку. Вид на Курский вокзал с незаконченного пешеходного тротуара путепровода. В прошлый раз я был здесь в сентябре 2020-го, с тех пор, конечно, изменения коснулись, практически всего.

-20

21. Новый путь, сооружённый у правой подпорной стены (если смотреть от Курского вокзала на север), которая с самого начала опережала по готовности левую. По этой стрелке и осуществляется ныне реверсивное движение поездов D2 и "Сапсанов" Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Санкт-Петербург. Это единственная пара транзитных поездов дальнего следования, которая осталась на Курском вокзале. Старые I и II главные пути уже демонтированы.

-21

22. Также практически демонтирована и контактная сеть над старыми путями. Слева будет аналогичная подпорная стена. На этом участке работы ещё не начинались.

-22

23. А вот чуть ближе к Старобасманному путепроводу работы идут. Левее пока только забурены сваи, а ближе к путепроводу часть стены забетонирована, часть - в процессе.

-23

24. Взгляд назад.

-24

25. Готовая правая подпорная стена, на кронштейны позже перенесут всякие кабели.

-25

26. Работы по сооружению левой подпорной стены.

-26

27. Взгляд назад. Как раз проехала в сторону вокзала электричка D2. Сейчас, как вы понимаете, диаметральные ходят гораздо реже, а значительная часть оборачиваются по Курскому и Рижскому вокзалам.

-27

28. Понравилась геометрия стены. Слева идут работы по сооружению второй с разной степенью готовности.

-28

29. Вот здесь, например, довольно высокая готовность. Забетонирована верхняя часть, уже торчат анкеры.

-29

30. А где-то только сваи забиты. На переднем плане машина для бурения скважин под анкеры. Анкерные крепления нужны для обеспечения большей прочности всей конструкции.

-30

31. Косые выступы из готовой правой стены - это как раз забетонированные анкерные крепления. Левая стена в разной степени готовности. Но в целом, сооружается относительно быстро.

-31

32. Отживший свой век светильник.

-32

33. Вид в сторону Старобасманного путепровода. Торчащие анкеры крупным планом.

-33

34. И вид в сторону пешеходного мостика в створе Хомутовского тупика.

-34

35.

-35

36. Электричка в направлении Каланчёвской.

-36

37.

-37

38. Поначалу анкеры представляют из себя вот такие торчащие пучки из металлических тросов.

-38

39. Затем их обрезают, закрепляют и бетонируют. А потом ещё бетонируют сверху.

-39

40. Общий вид. Прекрасно видно, что четыре пути великолепно умещаются.

-40

41. Вновь спускаемся вниз и двигаемся в направлении Новобасманного путепровода.

-41

42. Здесь довольно высокая степень готовности стены.

-42

43. Взгляд назад.

-43

44. Новый входной светофор Москвы-Пассажирской-Курской.

-44

45. Приближаемся к одному из немногих участков, где воскресным вечером шли активные работы.

-45

46.

-46

47. Электричка на Курский.

-47

48. И на этом закончим.

-48

А следующую заключительную часть обзора от Новобасманного путепровода до платформы Каланчёвская читайте здесь. Надеюсь, что было интересно и спасибо за внимание. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Навигация по циклу:

> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я