Гражданское авиастроение было гордостью советской промышленности, производя сотни самолетов в год. Действовало несколько крупных конструкторских бюро Ильюшина, Туполева, Антонова и Яковлева, которые занимались разработкой лайнеров разной вместимости и дальности для нужд Аэрофлота, который в 1980-х годах ежегодно перевозил более 100 млн. пассажиров, а в авиационной отрасли трудилось более 1 млн. человек. Всего за 70-летний период существования СССР серийно выпускались более 70 различных моделей самолетов и вертолетов.
Существовала налаженная сеть местных авиалиний в отдаленные северные города и поселки.
Советские самолеты активно использовались и зарубежными авиакомпаниями, преимущественно стран СЭВ, соцстран Азии, Африки и Латинской Америки, а некоторых производились по лицензии.
В 90-е годы кризис особенно остро затронул авиапроизводство. Отечественные лайнеры российские авиакомпании стали активно заменять подержанными Боингами и Аэробусами, имеющими большую топливную эффективность. Сейчас доля российской и советской техники в парках авиакомпаний очень незначительна. Последние Як-42, Як-40, Ту-204 и Ан-24 вероятно будут списаны в ближайшие годы, а из новых проектов за 30 лет капитализма появился лишь Суперджет-100.
1.Ту-114
Лайнер был создан на основе военного бомбардировщика Ту-95 и в 1960-х годах считался флагманом Аэрофлота. Первый рейс состоялся в 1961 году, всего было построено 32 борта. Несмотря на то, что самолет оснащался 4 турбовинтовыми двигателями, он мог лететь с рекордной крейсерской скоростью 770 км/ч, при этом был относительно экономичным. Единственным недостатком был высокий уровень шума около 110 дб.
В максимальной компоновке борт мог брать до 220 пассажиров на расстояние до 9700 км.
Самолет отличался высоким уровнем комфорта и больше походил на океанский лайнер - 4 спальных купе, кресла друг напротив друга с полноценным столом, просторные туалетные комнаты, которые делились на мужскую и женскую, буфет для пассажиров. Надежность машины не вызывала никаких сомнений - за все годы эксплуатации был потерян только 1 борт, да и то из-за ошибки пилотов и наземных служб аэропорта.
Несколько самолетов эксплуатировались Аэрофлотом совместно с Японскими авиалиниями на маршруте Токио - Москва - Париж /Лондон / Рим.
К середине 70-х годов Ту-114 на линиях заменили более современные Ил-62. Последний пассажирский рейс состоялся в 1976 году.
2.Як-40
Этот небольшой самолет на 32 места, выпускавшийся с 1966 по 1981 годы, стал первым в мире региональным реактивным пассажирским самолетом. Всего было выпущено более 1000 экземпляров. Крейсерская скорость составляла 510 км/ч, дальность полета до 800 км.
Уровень комфорта для пассажиров был несравненно выше, чем в грохочущих турбовинтовых Ан-24/26, а 3 двигателя делали полет более безопасным, хотя и менее экономичным. Лайнер был способен продолжать горизонтальный полет даже на одном работающем двигателе. В хвостовой части был предусмотрен гидравлический трап для посадки пассажиров.
Як-40 поставлялся в 18 стран, а также был одной из немногих моделей, которые эксплуатировались в капстранах - Италии и ФРГ.
Впоследствии в 90-х часть Яков была переоборудована под бизнес-джеты. В настоящее время последние экземпляры эксплуатируются Вологодским и Камчатским авиапредприятиями.
Сейчас на базе легендарного самолета разрабатывается улучшенная версия СТР-40ДТ с 2 двигателями.
3.Ил-86
Самолет стал первым советским широкофюзеляжным аэробусом, который мог брать на борт до 350 пассажиров. Кресла располагались по схеме 3+3+3. Его регулярная эксплуатация началась в 1980 году и продолжалась до начала 2010-х годов, когда лайнеры были отстранены от полетов из-за большого расхода топлива. Всего выпустили 106 машин.
В советский же период топливо стоило копейки, и экономичность не была главным приоритетом. В то же время самолет с 4 двигателями НК-86 летел с очень большой скоростью 950 км/ч и имел собственный трап для выхода пассажиров с нижней палубы. Однако прожорливость была не единственным недостатком движков - они были очень шумными и имели сранительно небольшую тягу, а небольшая высота крыла над землей недали невозможной замену двигателей на улучшенные ПС-90.
Лайнер использовался на наиболее загруженных маршрутах, например на курорты Черного моря и Минвод. В 90-е и 2000-е годы активно использовался на курортных чартерных рейсах.
Зарекомендовал себя как исключительно безопасный самолет, который доставил абсолютно всех своих пассажиров в целости и сохранности. Во многом это заслуга экипажей с большим опытом, которые допускались к полетам на Ил-86.
На его основе был создан дальнемагистральный Ил-96, которому из-за кризиса 90-х так и суждено было стать массовым.
4.Ил-76
Тяжелый транспортный самолет-высокоплан с 4 реактивными двигателями производился на ташкентском авиазаводе с 1973 года, а его модифицированный вариант с двигателями ПС-90 производится в Ульяновске до сих пор. Всего было построено более 950 экземпляров, из которых более 100 поставлены на экспорт.
Лайнер предназначен для доставки грузов различного назначения, а также техники, военнослужащих и десантирования. Часто применяется МЧС для тушения лесных пожаров. Может брать на борт до 60 тонн полезного груза (или до 225 солдат) на расстояние до 6500 км с крейсерской скоростью 800 км/ч.
Может садиттся как на бетонную, так и грунтовую ВПП, сзади имеет рампу для удобной и быстрой загрузки.
В настоящее время активно используется в странах СНГ, Китае, азиатских и африканских странах.
5.Ил-62
Это был первый советский турбореактивный пассажирский самолет-флагман межконтинентальной дальности до 11000 км, который мог без посадки долететь из Москвы до Нью-Йорка или Гаваны со скоростью 850 км/ч, сменивший на дальних маршрутах Ту-114. На Казанском авиазаводе было построено 289 машин в период с 1966 по 1995 годы, рассчитанных максимум на 195 мест.
Лайнер имел необычную конструкцию с 4 сдвоенными двигателями в хвосте. Здесь же впервые в СССР на гражданском самолете установили реверс для уменьшения пробега после посадки.
Аэрофлот ставил Ил-62 на рейсы на Дальний Восток, а также на международные в Северную Америку, Африку и Азиатские страны. Около трети выпущенных самолетов экспортировались во многие страны соцлагеря, также его брали в аренду у Аэрофлота авиакомпании Франции.
В течение нескольких десятилетий именно Ил-62 использовался как правительственный борт N1, перевозя первых лиц государства от Брежнева до Ельцина, пока в 1995 году его не сменил Ил-96.
👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!