В середине 60-х Сергей Бондарчук снял "Войну и мир" – эпическую картину с бюджетом в $29 млн. Она буквально взорвала мировой прокат, покорив зрителей и собрав множество наград, включая "Оскар". А Стэнли Кубрик тем временем планировал осуществить свою давнюю мечту и снять фильм о Наполеоне. Уже в 1961 году он написал первый вариант сценария, а в последующие годы прочитал сотни книг о великом полководце, отрисовал кучу карт и чуть ли не подготовил всё, что нужно для съёмок. Играть Наполеона, к слову, должен был великий и ужасный Джек Николсон, а в роли Жозефины мы могли увидеть Одри Хепберн. Это не говоря уже о таких "деталях" как десятки тысяч солдат в одном кадре.
Съёмки планировалось начать сразу после выхода на экраны "Космической одиссеи" в 1968 году. Однако и Бондарчук после невероятного успеха "Войны и мира" не сидел на месте. В 1966 году он начал сотрудничать с итальянским продюсером Дино Де Лаурентисом, который занимался проектом под названием "Ватерлоо". Этот блокбастер с бюджетом уже в $39 млн. должен был снимать легендарный Джон Хьюстон. Но в итоге его заменил Бондарчук, а Мосфильм прислал на съёмки 17000 советских солдат, которые помогли срыть два холма, проложить 5 миль дорог и пересадить 5000 деревьев, чтобы воссоздать поле битвы.
Несмотря на масштабные съёмки и шикарных актёров вроде Орсона Уэллса, Кристофера Пламмера и Джека Хоукинса, "Ватерлоо" в 1970 году с треском провалился в прокате. И Кубрик, который вот-вот должен был заняться своим долгожданным "Наполеоном", вынужден был забросить проект мечты, потому что компания MGM отказалась его финансировать. Судите сами: в 1968 году Запад увидел "Войну и мир" Бондарчука и был в восторге. В 1970 году ещё один фильм о той же эпохе Наполеона оказался никому не интересен. Добавим тот факт, что Кубрик хотел для своей картины огромный бюджет – и получим печальный итог: фильм, о котором режиссёр говорил, что он станет лучшим в его жизни, так и не был снят. Но оба режиссёра не были склонны сдаваться.
Бондарчук вернулся в СССР и снял в 1975 году "Они сражались за родину", до сих пор считающийся одним из лучших военных фильмов и номинированный на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. Кубрик же вначале выпустил скандальный "Заводной апельсин", а затем нашёл применение для своих наработок по "Наполеону" – в том же 1975 году на экраны вышел "Барри Линдон". Эта история рассказывает о событиях середины XVIII века, и в ней режиссёр сделал основной упор на историчность, создав потрясающе живописный фильм, в котором каждый кадр похож на произведение искусства.
"Барри Линдон" получил 4 "Оскара" – за лучшие декорации, костюмы, работу оператора и музыкальную адаптацию. Николсон так и не сыграл Наполеона, но в 1980 году поработал с Кубриком над другим шедевром по мотивам произведения Стивена Кинга – "Сияние". А проект о французском императоре так и лежит на полке, ожидая своего часа. Стивен Спилберг, известный своей любовью к режиссёру, уже однажды осуществил один из нереализованных проектов Кубрика – "Искусственный разум". А в 2013 году объявил, что хочет заняться и "Наполеоном", сделав из него мини-сериал. Однако с тех пор новой информации не поступало, а Ридли Скотт тем временем разрабатывает собственный фильм с Хоакином Фениксом в роли Наполеона.
Остаётся только представить себе, каким мог быть фильм маэстро Кубрика, если бы не досадная череда неудач. Его 3-х часового "Барри Линдона" смотреть очень тяжело, потому что в нём практически нет сюжета. Но если бы к безупречному изображению добавилась захватывающая истории жизни Наполеона... Думаю, это действительно мог быть один из лучших фильмов режиссёра. Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал, будет много интересного!
Тут ещё:
О "Барри Линдоне" Кубрика