Найти тему
Библиомания

Височные кольца славянок: ошибки историков

Известный современный историк И. Данилевский рассказал, как увидел однажды надпись на стене, в которой было всего два слова: "мэрия бессмертна".

Тут вот в чем штука: мы живем в едином культурно-смысловом поле с этими шутниками.

Поэтому мы прекрасно понимаем, на какое слово нужно заменить "мэрию". И что вообще они имели в виду.

Но пройдет время, и все понятные нам контексты, подтексты и скрытые смыслы исчезнут. Неизбежно забудется и исчезнет часть слов.

И через тысячу лет, найдя эту надпись, археологи довольно легко смогут прийти к выводу, что у древних обитателей РФ была в пантеоне богиня Мэрия, и ей писали восхваления на стенах.

Этот пример историк привел, чтобы показать: не надо торопиться с выводами и рубить сплеча.

В прошлом ученые нередко принимали желаемое за действительное.

Сейчас историки стали куда осторожнее: признают прежние ошибки и не спешат с выводами.

Но увы, старые заблуждения довольно сильны.

Ну вот например височные кольца.

Они прекрасны, спору нет. Яркий, красивый штрих к портрету древней славянки. Есть в них какая-то магическая притягательность:

Из музея Великого Новгорода: семилопастные и трехбусинные височные кольца. Фото автора
Из музея Великого Новгорода: семилопастные и трехбусинные височные кольца. Фото автора

Однако мы ничего толком про них не знаем. Как они назывались, точно не известно. Даже то, что они крепились на кожаный ремешок или ленту, всего лишь предположение.

Вот первое заблуждение:

Связывать височные кольца и "племена", упомянутые в "Повести временных лет"

В желании угодить "ПВЛ" историки стали смело соотносить археологические культуры с летописными названиями племен.

Еще и кольца вписали в эту схему. Да только вот беда: вятичи сошли с исторической сцены гораздо раньше, чем исчезли приписываемые им семилопастные кольца.

Сейчас уже ученые весьма критично относятся к летописному рассказу о племенах. Очень трудно оказалось соединить все археологические культуры и летописные названия.

Как ни старайся, культур выходит больше, чем этих племен. И расположены они не так и не там. Поэтому считать кольца неким маркером этноса можно лишь с очень большими оговорками.

Второе заблуждение:

Приписывать кольцам странные функции

Вот такое объяснение я нашла недавно в книге "Древняя Русь. Быт и культура":

Именно по ним можно было отличить женщин разных племен.

?..

Написано не "историки могут отличить", а "можно было отличить".

Женщины того времени — маломобильная группа населения. Где и когда они "отличали" друг друга? Это не двадцать первый век. Славянки сидели дома и нянчили детей. А не раскатывали "по заграницам". Родишь десяток ребятишек — не до турпоездок в страну кривичей, знаете ли.

Даже в случае военного конфликта мне, древней славянке, нужно прежде всего распознавать мужчин другого племени. Чтобы знать, от кого улепетывать. Поэтому "этническая" функция колец — увы, мимо кассы.

Конечно, некоторые женщины занимались торговлей и бизнесом. Но их было не так много.

Раз кольца использовались столетиями, то они, скорее всего, решали какие-то насущные функции внутри племени ( или города). При этом — они нужны были ежедневно, а не раз в году для предполагаемого всесоюзного слета кривичанок, древлянок и северянок.

К чему мне знать, какого роду-племени вон та Хитрослава, что крутится вокруг моего законного Храпомира?

Мне уж скорее нужно быть в курсе, замужем она или нет. Исходит ли от нее потенциальная угроза и не пора ли брать ухват и принимать превентивные меры.

А то не ровен, знаете ли, час.

Вон в новгородской берестяной грамоте за номером 9 ужасная история рассказана. Женщина прошла через упрощенную процедуру развода: выставление за порог с вещами. Вместо нее взяли другую.

Поэтому мне нужна оперативная информация, кто передо мной — замужняя ли, девица, вдовица...

Полезно иметь представление и о положении женщины в обществе — чтобы знать, какой глубины поклоны бить.

Свободная или холопка передо мной, опять же.

Логичнее предположить, что кольца рассказывали о своих владелицах что-то из этого списка.

Тем более, их носили по нескольку штук: соответственно, в разных комбинациях они могли давать немало разной информации.

Современная википедия предлагает еще одну логичную версию: кольца —эквивалент денег. (Многие кольца найдены в виде лома, см. фото)

Тогда тем более — деньги могут забредать на любую территорию. Стоит ли так уж категорично считать их украшением, свойственным конкретному этносу, вот вопрос.

Кстати, наш сленговый глагол "отстегнуть" может сигнализировать о том, что деньги носили не при себе, а на себе.

— С вас полтора височного кольца, гражданка.

— Сейчас, отстегну...

Ну и еще одна очевидная функция — талисман, оберег, как и лунница.

Рискну предположить, что кольца, которые имеют "лопасти" — это символ солнечных лучей.

Кольца — важный ключ к нашей культуре. Их еще изучать и изучать.

И с выводами не стоит торопиться...

Уважаемые читатели, мой фэнтези-роман, написанный с любовью к литературе и истории, можно приобрести тут.