Известный современный историк И. Данилевский рассказал, как увидел однажды надпись на стене, в которой было всего два слова: "мэрия бессмертна".
Тут вот в чем штука: мы живем в едином культурно-смысловом поле с этими шутниками.
Поэтому мы прекрасно понимаем, на какое слово нужно заменить "мэрию". И что вообще они имели в виду.
Но пройдет время, и все понятные нам контексты, подтексты и скрытые смыслы исчезнут. Неизбежно забудется и исчезнет часть слов.
И через тысячу лет, найдя эту надпись, археологи довольно легко смогут прийти к выводу, что у древних обитателей РФ была в пантеоне богиня Мэрия, и ей писали восхваления на стенах.
Этот пример историк привел, чтобы показать: не надо торопиться с выводами и рубить сплеча.
В прошлом ученые нередко принимали желаемое за действительное.
Сейчас историки стали куда осторожнее: признают прежние ошибки и не спешат с выводами.
Но увы, старые заблуждения довольно сильны.
Ну вот например височные кольца.
Они прекрасны, спору нет. Яркий, красивый штрих к портрету древней славянки. Есть в них какая-то магическая притягательность:
Однако мы ничего толком про них не знаем. Как они назывались, точно не известно. Даже то, что они крепились на кожаный ремешок или ленту, всего лишь предположение.
Вот первое заблуждение:
Связывать височные кольца и "племена", упомянутые в "Повести временных лет"
В желании угодить "ПВЛ" историки стали смело соотносить археологические культуры с летописными названиями племен.
Еще и кольца вписали в эту схему. Да только вот беда: вятичи сошли с исторической сцены гораздо раньше, чем исчезли приписываемые им семилопастные кольца.
Сейчас уже ученые весьма критично относятся к летописному рассказу о племенах. Очень трудно оказалось соединить все археологические культуры и летописные названия.
Как ни старайся, культур выходит больше, чем этих племен. И расположены они не так и не там. Поэтому считать кольца неким маркером этноса можно лишь с очень большими оговорками.
Второе заблуждение:
Приписывать кольцам странные функции
Вот такое объяснение я нашла недавно в книге "Древняя Русь. Быт и культура":
Именно по ним можно было отличить женщин разных племен.
?..
Написано не "историки могут отличить", а "можно было отличить".
Женщины того времени — маломобильная группа населения. Где и когда они "отличали" друг друга? Это не двадцать первый век. Славянки сидели дома и нянчили детей. А не раскатывали "по заграницам". Родишь десяток ребятишек — не до турпоездок в страну кривичей, знаете ли.
Даже в случае военного конфликта мне, древней славянке, нужно прежде всего распознавать мужчин другого племени. Чтобы знать, от кого улепетывать. Поэтому "этническая" функция колец — увы, мимо кассы.
Конечно, некоторые женщины занимались торговлей и бизнесом. Но их было не так много.
Раз кольца использовались столетиями, то они, скорее всего, решали какие-то насущные функции внутри племени ( или города). При этом — они нужны были ежедневно, а не раз в году для предполагаемого всесоюзного слета кривичанок, древлянок и северянок.
К чему мне знать, какого роду-племени вон та Хитрослава, что крутится вокруг моего законного Храпомира?
Мне уж скорее нужно быть в курсе, замужем она или нет. Исходит ли от нее потенциальная угроза и не пора ли брать ухват и принимать превентивные меры.
А то не ровен, знаете ли, час.
Вон в новгородской берестяной грамоте за номером 9 ужасная история рассказана. Женщина прошла через упрощенную процедуру развода: выставление за порог с вещами. Вместо нее взяли другую.
Поэтому мне нужна оперативная информация, кто передо мной — замужняя ли, девица, вдовица...
Полезно иметь представление и о положении женщины в обществе — чтобы знать, какой глубины поклоны бить.
Свободная или холопка передо мной, опять же.
Логичнее предположить, что кольца рассказывали о своих владелицах что-то из этого списка.
Тем более, их носили по нескольку штук: соответственно, в разных комбинациях они могли давать немало разной информации.
Современная википедия предлагает еще одну логичную версию: кольца —эквивалент денег. (Многие кольца найдены в виде лома, см. фото)
Тогда тем более — деньги могут забредать на любую территорию. Стоит ли так уж категорично считать их украшением, свойственным конкретному этносу, вот вопрос.
Кстати, наш сленговый глагол "отстегнуть" может сигнализировать о том, что деньги носили не при себе, а на себе.
— С вас полтора височного кольца, гражданка.
— Сейчас, отстегну...
Ну и еще одна очевидная функция — талисман, оберег, как и лунница.
Рискну предположить, что кольца, которые имеют "лопасти" — это символ солнечных лучей.
Кольца — важный ключ к нашей культуре. Их еще изучать и изучать.
И с выводами не стоит торопиться...
Уважаемые читатели, мой фэнтези-роман, написанный с любовью к литературе и истории, можно приобрести тут.