Найти в Дзене
Шпионские страсти

Спасайся, кто может

Когда в 1919 году в Одессу пришло сообщение, что ударные части Добровольческой армии разгромлены красными под Воронежом и стремительно откатываются на юг, в Одессе все стали чувствовать себя неуверенно. И хотя в Одессе были тысячи солдат и офицеров белой армии, паника и неуверенность в завтрашнем дне все больше охватывали население и гарнизон. На союзников из Антанты уже никто не надеялся. Иллюзии развеялись.

Чтобы поднять дух местного гарнизона и населения, военные суды нашли оригинальное решение для этого: стали вешать на площадях, приговоренных к смерти большевиков и их сторонников. В соседнем Николаеве генерал Слащев поступил еще интересней: за один раз расстрелял публично шестьдесят коммунистов из рабочих.

СЛАЩЕВ Яков Александрович - фото из открытых источников
СЛАЩЕВ Яков Александрович - фото из открытых источников

Результат получился обратный. Офицеры и лица, связанные с добровольцами, начали искать способы покинуть Одессу и Николаев, и вывезти отсюда свои семьи, в ожидании будущих ответных репрессий красных.

Эти желания усиливались потоками беженцев, появившихся в Одессе спасаясь от частей наступавшей Красной Армии. Херсон, Николаев, Очаков – фронт неумолимо приближался к Одессе.

Ряд воинских частей Добровольческой армии самовольно снялись с фронта, вошли в Одессу и занялись грабежами. Их солдаты и офицеры ночью вламывались в квартиры обывателей в поисках ценностей.

Многие начали искать способ услужить будущим победителям.

Так пошли слухи, что полковник К., начальник Отделения контрразведки при Штабе Добровольческой армии, начал за крупные взятки отпускать видных большевиков, которые по постановлению следователей подлежали расстрелу. А вскоре произошел случай, подтвердивший эти слухи. Контрразведчикам удалось арестовать группу местных евреев с большим количеством неучтенного золота. Вместо того, что завести на них дело, полковник К. отдал приказ немедленно отпустить арестованных. И на следующее утро арестованные евреи оказались на свободе. Позже выяснилось, что некоторые из этих евреев тесно связаны с большевиками. В результате, пару дней спустя, когда полковник К. вечером возвращался в здание контрразведки из штаба, его автомобиль остановила группа офицеров и расстреляла предателя прямо в автомобиле.

А еще несколько дней спустя пароход «Ксения» с чинами судейского ведомства и теми, у кого были деньги, отплыл в Варну.

Все частные пароходы грузились представителями различных учреждений, союзов, обществ, - короче теми, у кого были деньги.

Толком же никто ничего не знал о том будут ли обороняьб Одессу от красных и будет ли организована эвакуация.

22 января 1920 года начальник Отделения контрразведки добровольцев в Одессе в 9 утра собрал тех, немногих сотрудников, кто еще не скрылся своим ходом, и объявил, что для паники нет основания, что город сдан не будет, а если даже до этого дело и дойдет, то Английская миссия и Американский Красный Крест обещали контрразведчикам свое содействие и пароходы для эвакуации.

Однако, уже к 11 вечера Одесса стала неузнаваемой. В городе царила мертвая тишина, что являлось доказательством, общего ожидания неминуемого падения города.

И когда утром С.М. Устинов явился на службу, он обнаружил, что ряды сотрудников еще больше поредели. К тому же на базарах и в магазинах продавцы наотрез отказывались брать деникинские деньги.

В тот же день, 23 января, следователям объявили, что им необходимо в ускоренном порядке сдать дела на всех заключенных, особенно на всех большевиков. Последнее означало, что арестованных намеревались расстрелять без суда.

Однако, после обеда начальник контрразведки собрал всех сотрудников вновь и сообщил, что город будет сдан, так как гарнизон вышел из повиновения и уже не подчиняется приказам.

Далее последовал приказ сжечь все дела на арестованных. Забрать с собой деньги и ценное имущество контрразведки.

Жгли всю ночь, сами себя охраняя, так как солдаты охранной команды не явились на службу.

Всю ночь слышалась стрельба, по городу шли грабежи.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Когда утром контрразведчики явились в порт, там везде валялись трупы, которые никто не убирал. Как и следовало ожидать, англичане и американцы своего обещания не выполнили, и контрразведчикам пришлась самим решать вопрос со своей эвакуацией из города. С большим трудом, и то лишь к вечеру, удалось разместить на перегруженных пароходах немногочисленных оставшихся сотрудников контрразведки.

Последние пароходы покидали Одесский порт в момент, когда артиллерия Красной Армии уже обстреливала порт, а на берегу появились первые отряды красноармейцев, входивших в Одессу.

(Источник: С.М. Устинов)