Как хорошо известно, в молодой Стране Советов, как только она стала постепенно оправляться от последствий Гражданской войны, сразу стал вопрос о производстве средств производства, о том, что можно продать заграницу, чтобы заработать валюту и купить жизненно необходимые заводы и оборудование и как накормить население. И вот про то, как кролики помогали решить вопрос с продовольствием и помогали зарабатывать валюту, расскажем поподробнее.
Итак, помимо всего прочего, в 20-30-е годы ХХ века в нашей стране стали открываться в очень большом количестве научно-исследовательские институты, в том числе Постановлением Совнаркома РСФСР от 3 мая 1932 года за №129 в сети научно-исследовательских учреждений по Народному комиссариату земледелия был утвержден научно-исследовательский институт кролиководства (НИИК) недалеко от станции Удельная Московско-Казанской железной дороги.
До революции не было понятия о промышленном кролиководстве, а вновь образованный НИИК должен был помочь кролиководческим хозяйствам разводить кроликов на научной основе, с постепенным улучшением породы и с наиболее грамотным подходом к их содержанию.
Созданный НИИК занялся селекцией, "максимальным использованием производительности кроликов, сохранением молодняка, умелым и правильным кормлением" и, разумеется. снижением себестоимости кроличьего мяса.
Кролики, помимо очень качественного мяса, которое сегодня считается диетическим и гипоаллергенным, давали ещё шкурки как сырьё для меховой промышленности. Шкурка шла как для изготовления изделий в натуральном виде, так и для имитации дорогих мехов: котика, шиншиллы, горностая и т. д. Шерсть кролика шла для фетровой и текстильной промышленности: из неё выделывали шляпы, боты, валенки, а также ткани и различные вязанные изделия. Особенно ценилась шерсть ангорских кроликов: из неё получались самые лучшие ткани. Кожа кролика шла на изготовление детской и женской обуви и различных мелких кожаных изделий. Уши и лапки шли на изготовление клея, жира и желатина. Кроличий навоз оказался по качеству лучше коровьего, а при наличии миллионного поголовья кроликов его количество исчислялось бы уже сотнями тысяч тонн.
Вообще, начало планомерного развертывания кролиководства в СССР относится к 1927 году и, благодаря скороспелости и большой плодовитости кроликов их основное поголовье увеличилось, по ориентировочным данным, со 100 тысяч в 1927 году до 5 миллионов в 1932. Заготовка кроличьих шкурок возросла с 161 тысячи в 1926/27 годах до 12 млн. в 1932 году.
Как раз к 1932 году было опытным путём доказано, что не все породы кроликов имеют одинаковое хозяйственное значение именно в нашей стране, а потому в Постановлении Наркомзема СССР от 03 июля 1932 года "О развитии племенного кролиководства и районирования пород кроликов" плановыми породами признаны:
- венский голубой
- венский белый
- шиншилла
- белый великан
- фландр
- русский горностаевый
- шампань
- ангорский
Фландры или бельгийские великаны в то время были самыми крупными кроликами. Их средний вес около 7 кг. Путём скрещивания они служили для увеличения веса обычных беспородных кроликов.
Белые великаны имеют вес около 6 кг и помимо большого количества мяса дают очень ценные крупные белые шкурки.
Венские голубые весят около 4 кг, очень устойчивы к заболеваниям и имеют три оттенка сизо-голубого: темный, светлый и средний.
Шампань или французские серебристые весят 3-4 кг и имеют красивую окраску, напоминающую цвет старого серебра.
Венские белые - это вес около 3,5 кг при белоснежной окраске шкурки с мягким и блестящим мехом с густым подшёрстком.
У шиншиллы вес тоже 3,5 кг с мехом очень похожим на мех настоящих шиншилл. Волос у основания имеет темно-синюю окраску, в верхней трети волоса - резко выделяющийся поясок серо-молочного цвета, концы волос - чёрные.
Русские горностаевые самые маленькие с весом 2 кг. Ценность их в красоте и мягкости меха. Волос густой, плотный с очень густым подшёрстком, отчего волос несколько приподнят, что придаёт шкурке плюшевое строение. Всё туловище белоснежного окраса , а уши, хвост, нос и лапы окрашены в чёрный или тёмно-коричневый цвет.
Ну, а ангорских кроликов весом 3-4 кг разводят ради пуха, нередко достигающего длины 15-18 см, который после 6-недельного возраста еженедельно вычёсывают. Они бывают трёх основных окрасов: белые. сизые и чёрные, причём белый окрас наиболее ценный.
Кстати, гнездовой пух, которым крольчиха выстилала место для потомства и который собирали после того. как маленькие крольчата подрастут, как и шерсть-линьку, которую вычёсывали в период линьки, использовали как очень ценное сырьё для фетровой промышленности.
Одним словом, ничего не пропадало, всему находилось применение. И как раз хорошо выделанные шкурки с безупречным окрасом и качеством меха и приносили нашей стране валюту. Это была одна из очень многих статей её зарабатывания. Об остальных мы поговорим попозже отдельно.
В 1940 году на ферме института была создана экспериментальная лаборатория-мастерская по переработке пуха, в которой работали 7 человек при численности сотрудников фермы 12 человек. В 1941 году на территории института кролиководства стояли воинские части, в 1941-1942 годах часть документов, научных отчетов были эвакуированы в Казань, автомашины, гужевой транспорт были сданы в Красную Армию, научные разработки свернуты, но даже в годы войны в институте был референт по изучению зарубежного опыта, функционировали отделы борьбы с болезнями кроликов, экономики и организации, качества шерстного покрова, тематика научно-исследовательских работ была ориентирована на внедрение в производство организационно-зоотехнических мероприятий по подъему промышленности и развитию кролиководства в колхозах, использование пуха кроликов для одежды летчиков и бойцов Красной Армии, методы лечения раневых инфекций.
И вот вопрос: где все эти достижения отечественного кролиководства? А ведь мы были впереди всех, это была отрасль народного хозяйства с десятками тысяч людей, в ней занятой. Она сошла на нет уже в середине 60-х, когда страною во всю рулил большой любитель кукурузы. Много чего было сделано, но много чего было и загублено.
И сейчас мясо кролика, конечно, не экзотика, но всё же редкость на нашем столе, а что касается натурального меха, так это, вообще, сейчас не модно и всячески порицается, хотя это органика и он может безболезненно для планеты быть утилизирован, а искусственный мех из нефти и газа, будучи выброшен, и за столетия никуда не денется.