Найти тему
НУАР-NOIR

Как бы немой комедийный триллер по одному из худших сценариев в истории кино

Сразу же обозначим несколько вещей. Фильм «Я проснулся рано в день своей смерти» (1998) получил несколько наград как фильм категории «B». Это была своего рода пародия на работы Эда Вуда. Тот был признан едва ли не самым худшим режиссером в истории кино. Однако иногда действует принцип: настолько ужасно, что это прекрасно.

После своей смерти, уже в 90-ые годы Вуд стал превращаться в своего рода культовую, контркультурную фигуру. И появляется осознанный спрос на его «наследие». В итоге в 1994 году Тим Бёртон снимает кинокартину «Эд Вуд», в которой трешевого режиссера сыграл сам Джонни Депп, после чего моду на его (Вуда) творчество можно считать «официально утвержденной».

В 1998 году известный кино-тусовке только лишь созданием сценария к фильму «Жиголо из Манхеттена» (1986) Арис Илиополус решил «актуализировать» идеи Вуда. Для этого он отыскал находившийся в «долгом ящике» нереализованный сценарий, по которому сделал фильм «Я проснулся рано в день своей смерти». И получилось очень убедительно, местами весьма смешно.

Речь идет о персонаже, у коего нет даже имени. В сценарии он значится просто - «Злодей». Он невменяемый преступник, который сбегает из психушки, приняв вид медсестры. Его играет Билли Зейн. Тому после «Мертвого штиля» (1988) было уже не привыкать к образам девиантных персонажей и всякого рода маньячинок. Однако в данном случае надо было приложить максимум драматических усилий.

Почему? Потом что в фильме не было произнесено ни одного слова, в нём нет ни одного озвученного диалога. Хотя фильм звуковой и музыка в нём играет важную роль. Но в силу обозначенных выше причин в ленте активно использовались традиции немого кино, включая утрированную, но весьма выразительную мимику, жесты и движения.

Злодей, показан как «полярная фигура». Он не просто негативный персонаж, он ещё и неудачник. То есть должен вызывать сложную гамму эмоций. По пути бегства из клиники он грабит банк, попутно совершая несколько убийств. В итоге он оказывается на кладбище, где деньги банально теряет. После чего эти средства пытается найти, покушаясь на всех, кто был в «тот момент» на похоронах.

Советский фильм с «их» взглядом на «нашу» гражданскую войну

Фильм кроме всего прочего привлекает своим актерским составом. Для ленты с крошечным бюджетом в ней подозрительно много звезд: Рон Перлман, Кристина Риччи и т.д. Небольшую роль (женщина у стойки дешевого мотеля) сыграла некогда культовая Майра Нурми, более известная под псевдонимом «Вампира», которая активно двигала готическую субкультуру в массы.

Кадр из фильма «Я проснулся рано в день своей смерти» (1998)
Кадр из фильма «Я проснулся рано в день своей смерти» (1998)

Мрачное влечение миров Оливера Одмарка

А ещё есть один интересный момент, который ускользнул от критики и зрителей. Это мистическое значение звука, почему собственно в фильме не произносят слов. В сцене на кладбище мы видим не просто похороны, а ритуал странного культа, в котором используется камертон (вспоминайте сцены воскрешения из сериала «Злоумышленники» и т.д.). А ещё отдельные звуки вызывают у «Злодея» приступы полного безумия