Дымковская игрушка – самый известный художественный промысел России. Его богатая история пишется уже более 4 веков. Дымковская игрушка широко представлена в собраниях различных музеев. Её сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Само понятие русской глиняной игрушки для многих ассоциируется с дымковскими свистульками и игрушками.
В XV веке царь Иван III Грозный, стремясь взять под контроль непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Тогда то часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой у города Хлынов. Так возникла слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Позже город Хлынов стал именоваться Вяткой, а в XX веке получил имя в честь С. М. Кирова. К слову, на протяжении всей своей истории Вятка была местом ссылки неугодных власти, здесь коротали дни и творили: Александр Герцен, Михаил Салтыков-Щедрин, Александр Витберг, Владимир Короленко.
Одно из самых ранних упоминаний о глиняных игрушка из слободы Дымково датируется 1811 годом. Так, генерал-майор Н. З. Хитрово, сосланный на Вятку, в своих мемуарах упоминает местный весёлый праздник – "Свистопляску" или "Свистунью":
…продаются на тех местах куклы из глины, разными красками расписанные и раззолоченные.
Данное многодневное гуляние сопровождали: веселье, шум, смех и свист глиняных свистулек, изображавших разноцветных зверей и птиц. Праздник проходил с торгами и ярмарками, на которых среди товаров едва ли не главное место принадлежало дымковской игрушке.
О происхождении праздника бытует несколько версий:
- Корни спрятаны в наследии наших Предков. Праздник связан со встречей весны и Богом солнца Ярило. Участники праздника в этот день перекидывались расписными шариками из глины и часто использовали глиняные свистульки.
- Игра в потешные бои, катание снежков и глиняных шаров - это старинные местные обычаи.
- Отождествление начало гульбища с поминками по убитым во время известного по летописи Хлыновского побоища.
- Победа над врагами. Существует старинная легенда о том, как однажды враги окружили город. Как им спасти свои земли от несметной силы горожане не знали. Они придумали военную хитрость: жители взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Неприятель испугался, заметался, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и они в страхе бежали прочь.
Промысел стал активно развиваться в XIX веке. Так, в 1856 году дымковские игрушки сотворяли 59 семейств, а в 1880 году общее число игрушек доходило до 100 тысяч. Они пользовались популярностью не только в пределах Вятской губернии, но вывозили в Москву, Санкт-Петербург, Оренбургскую губернию, демонстрировали на различных выставках.
Начало же XX века чуть не положило конец данному ремеслу. Именно в это время глиняную игрушку стали вытеснять гипсовые литые статуэтки. Их производство было менее трудоёмко и затратно, поэтому они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке, в силу своего количества и дешевизны. К 1917 году в слободе оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - А. А. Мезрина.
Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для славян понятия.
- Синяя волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле;
- Клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца. Кроме того, клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Древняя руна в виде ромба с точкой в центре означает засеянное поле, плодоносящую землю;
- Круги, ромбы, окружности с точкой в центре - символы Солнца и других небесных светил;
- Олицетворение трех славянских Миров: Прави, Яви, Нави изображалось в виде трех полос, "трехполосья";
- Золотный ромбик - лучик Солнца, знак Цветения и Достатка.
Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество Любаслава Вконтакте.